О чем писали в прошлом веке
Через публикации в «районке» можно лучше всего понять, как жила страна в то время, что волновало людей «в глубинке». Сегодня мы почитаем январские номера за 1939 год.
Дисциплина – прежде всего
Четыре полосы формата А3, выход – пять раз в неделю. Такой была наша довоенная районная газета. В те годы она называлась «Колхозник-животновод».
Сейчас новогодние номера заполняются праздничными материалами, рассказами об интересных людях, веселыми историями, анекдотами, а в 1939 году первополосные статьи были посвящены трудовой дисциплине. Время было суровое. Страна готовилась к войне. Не до анекдотов.
Так, в № 3 от 4 января в заметке под названием «Полностью использовать каждую минуту рабочего времени» рассказывается о том, что 1 января вступило в силу Постановление Совнаркома СССР, Центрального Комитета ВКП (б) о трудовой дисциплине. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщает: «С огромным воодушевлением встретили рабочие и служащие этот важнейший документ. Они отвечают на это постановление новыми стахановскими победами, укреплением трудовой дисциплины». Ниже сообщения ТАСС напечатан приказ прокурора СССР А.Я. Вышинского, в котором он предлагает местным прокурорам обращать особое внимание на нарушителей трудовой дисциплины и применять к ним самые строгие меры воздействия: увольнения, выселения из служебных квартир... И тут же местный репортаж о воплощении в жизнь постановления о трудовой дисциплине. В заметке «Никакого бездельничанья в рабочее время» читаем: «8 часов. В двери районного Дома Советов один за другим начинают поспешно входить ответственные работники отделов райисполкома и их сотрудники. Они спешили. Еще за 5 минут до 8 часов первым пришел на работу заведующий торговым отделом тов. Шаргин… В 8 часов приходит Воробьев В. (райуполнаркомзаг), ранее нередко опаздывавший… Если еще 2-го января имелось 20 опозданий, то сегодня все рабочие и служащие районного Дома Советов пришли на работу своевременно… Но только ли в своевременной явке на работу заключается соблюдение трудовой дисциплины? Нет, не только в этом… 10 часов 40 минут. Буфет закрыт. Но из отделов то и дело выбегают люди посмотреть, открыт ли буфет, чтобы выпить «стаканчик» чаю, купить булку, взять папирос. Не следовало ли все это проделать раньше, до прихода на работу?». На протяжении всей статьи автор, показывая на примерах потери рабочего времени, призывает всех дорожить каждой рабочей минутой.
В этом же номере на третьей полосе в заметке «Не нянчиться с лодырями» рассказывается о нарушителе трудовой дисциплины – возчике товаров и хлеба в магазины Никольского сельпо Павле Иванове. Автор заметки, скрывавшийся под инициалами С.К., констатирует: «Вместо того, чтобы к 8 часам утра развести товары и хлеб по магазинам, он нередко сам приходит на работу только в 9 часов…», - и заканчивает призывом «решительно и немедленно применить к Иванову закон об упорядочении трудовой дисциплины».
Перепись населения
17 января в Советском Союзе начиналась Всесоюзная перепись населения, и из номера в номер следовали заметки под одним и тем же заголовком: «Какие вопросы будут в переписном листе и как на них надо отвечать». Всего в переписном листе значилось 16 вопросов: о составе семьи, источниках доходов, образовании, роде занятий и т.д. Вот, к примеру, как в газете комментируется ответ на вопрос о роде занятий и источниках средств существования: «Со времени переписи 1926 года произошли громадные изменения в занятиях населения СССР. Совершенно исчезли частные предприниматели, торговцы и прочие эксплуататоры. Нет совершенно безработных. За это же время сильно увеличилось число квалифицированных профессий. Слесарей в 1926 году было 317 тысяч, а в 1937 году, по неполным данным, их стало свыше 1 миллиона 100 тысяч; токарей по металлу было 69 тысяч, а стало свыше 370 тысяч…Число учителей возросло за это же время на 300 процентов, врачей – на 200, инженеров и архитекторов – на 800, агрономов – на 500 процентов… В сельском хозяйстве возникли новые устойчивые профессии: председатель колхоза, тракторист, бригадир полеводческой бригады и т.д.». Как видим, здесь доказывается преимущество социалистического строя, и показываются успехи советского государства. В заметке пишется, что давно исчезли с лица советской земли такие занятия: проститутка, бродяга, лакей…
А вот комментарий к последнему, 16-му вопросу переписного листа о месте работы и принадлежности к общественной группе: «Этот заключительный вопрос переписного листа имеет громадное политическое значение. Ответы на этот вопрос покажут распределение населения по общественным группам. Мы знаем, что эксплуататорские классы в СССР уничтожены окончательно и бесповоротно. У нас нет помещиков, городской буржуазии, торговцев и кулаков. Мы узнаем состав двух великих братских классов СССР – класс рабочих и класс крестьян; мы получим подробную характеристику советской интеллигенции…». Да, такая патетическая риторика была в то время обычным явлением.
Письма
в редакцию
Отдельного внимания заслуживают небольшие заметки в рубрике «Письма в редакцию». Их авторы – обычные колхозники, которые чаще всего пишут в газету о нарушителях трудовой дисциплины. Авторы, как правило, скрываются под инициалами. Например, некий А.Р. в заметке «Батов «подрабатывает» рассказывает: «Батову Андрияну колхозники сельхозартели «Революция» поручили работать сторожем у пожарного депо и кладовых. Батов дежурит только с вечера, и лишь в избах погаснут огни, уходит к себе домой и принимается портняжить. Он выполняет заказы на пошивку одежды, полученные им из других колхозов. Занимаясь этим делом по ночам, в часы своего дежурства, он оставляет пожарное депо и кладовые без всякого присмотра.
Когда колхозники своего колхоза просят Батова выполнить заказ на пошивку той или иной одежды, он от этого отказывается и, видимо, потому, чтобы они не заподозрили его в том, что он работает по ночам.
Этого нарушителя дисциплины явно поощряет председатель колхоза Цветков».
А вот что пишет И.А. о недобросовестном письмоносце: «Письмоносец Ковжского отделения связи Павлова Анна недобросовестно относится к работе. Она нередко поручает разноску корреспонденции своим малолетним детям. Был случай, когда колхозники нашли в гуменнике книжку с простыми и заказными письмами, потерянную Павловой или ее детьми… Зав. отделением т. Кусков не принимает к Павловой никаких мер воздействия».
Жалобщики на работу железнодорожников не стали скрываться под инициалами. А. Маслов и П. Павлов рапортуют: «29 декабря в вокзале станции Шексна было много пассажиров на поезд №63, отправляющийся в Ленинград. За час до прихода поезда пассажиры образовали очередь и стали терпеливо ждать выдачи билетов. Вдруг распахнулось окно кассы, и кассир Гостев объявил, что билетов на Ленинград на этот поезд нет.
Через некоторое время пассажиры услышали, как за окном кассы щелкает билетный станок. Выяснилось, что начальник станции т. Подмятников и кассир Гостев с другого хода выдают билеты на Ленинград своим знакомым. Еще через несколько минут оказалось, что билетов на Ленинград с излишком, но все же их не выдавали».
«Борисов должен держать ответ»
Из заметки под таким названием можно узнать о страстях, кипевших на общем собрании колхоза «Сила» Еремеевского сельсовета. Правление артели отчитывалось перед колхозниками о своей работе, и как выяснилось из отчета, результаты работы оказались неутешительны. Член правления зав. МТФ Борисов заявил, что по плану развития животноводства на ферме колхоза не хватает четырех коров, но он ни одним словом не обмолвился о том, что мешало выполнению важнейших государственных мероприятий…
Автор статьи выводит Борисова на «чистую воду»: «И неудивительно, что Борисов об этом умолчал. Ведь он главный виновник срыва выполнения государственных обязательств. Из-за его беспечности на ферме царил полнейший беспорядок. Доярки инвентарем не были обеспечены, корма расходовались хищнически… В октябре месяце зав. МТФ по своему личному усмотрению променял лучшую племенную корову с фермы. И кому бы вы думали? Своим родственникам, проживающим в Чебсарском районе, а выменял старую яловую корову и к тому же 100 рублей дал еще в придачу. Об этом возмутительном факте колхозники не знали до этого общего собрания. Когда же вскрылись эти безобразия, и колхозники дали резкую критику, то Борисов заявил: «Я работать не буду, выбирайте другого». Но общее собрание обязало его сначала устранить имеющиеся безобразия на ферме… Борисов категорически отказался от работы и самовольно, без разрешения общего собрания, завербовался и уехал на лесозаготовки».
Комментарии излишни.
Четыре полосы формата А3, выход – пять раз в неделю. Такой была наша довоенная районная газета. В те годы она называлась «Колхозник-животновод».
Сейчас новогодние номера заполняются праздничными материалами, рассказами об интересных людях, веселыми историями, анекдотами, а в 1939 году первополосные статьи были посвящены трудовой дисциплине. Время было суровое. Страна готовилась к войне. Не до анекдотов.
Так, в № 3 от 4 января в заметке под названием «Полностью использовать каждую минуту рабочего времени» рассказывается о том, что 1 января вступило в силу Постановление Совнаркома СССР, Центрального Комитета ВКП (б) о трудовой дисциплине. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщает: «С огромным воодушевлением встретили рабочие и служащие этот важнейший документ. Они отвечают на это постановление новыми стахановскими победами, укреплением трудовой дисциплины». Ниже сообщения ТАСС напечатан приказ прокурора СССР А.Я. Вышинского, в котором он предлагает местным прокурорам обращать особое внимание на нарушителей трудовой дисциплины и применять к ним самые строгие меры воздействия: увольнения, выселения из служебных квартир... И тут же местный репортаж о воплощении в жизнь постановления о трудовой дисциплине. В заметке «Никакого бездельничанья в рабочее время» читаем: «8 часов. В двери районного Дома Советов один за другим начинают поспешно входить ответственные работники отделов райисполкома и их сотрудники. Они спешили. Еще за 5 минут до 8 часов первым пришел на работу заведующий торговым отделом тов. Шаргин… В 8 часов приходит Воробьев В. (райуполнаркомзаг), ранее нередко опаздывавший… Если еще 2-го января имелось 20 опозданий, то сегодня все рабочие и служащие районного Дома Советов пришли на работу своевременно… Но только ли в своевременной явке на работу заключается соблюдение трудовой дисциплины? Нет, не только в этом… 10 часов 40 минут. Буфет закрыт. Но из отделов то и дело выбегают люди посмотреть, открыт ли буфет, чтобы выпить «стаканчик» чаю, купить булку, взять папирос. Не следовало ли все это проделать раньше, до прихода на работу?». На протяжении всей статьи автор, показывая на примерах потери рабочего времени, призывает всех дорожить каждой рабочей минутой.
В этом же номере на третьей полосе в заметке «Не нянчиться с лодырями» рассказывается о нарушителе трудовой дисциплины – возчике товаров и хлеба в магазины Никольского сельпо Павле Иванове. Автор заметки, скрывавшийся под инициалами С.К., констатирует: «Вместо того, чтобы к 8 часам утра развести товары и хлеб по магазинам, он нередко сам приходит на работу только в 9 часов…», - и заканчивает призывом «решительно и немедленно применить к Иванову закон об упорядочении трудовой дисциплины».
Перепись населения
17 января в Советском Союзе начиналась Всесоюзная перепись населения, и из номера в номер следовали заметки под одним и тем же заголовком: «Какие вопросы будут в переписном листе и как на них надо отвечать». Всего в переписном листе значилось 16 вопросов: о составе семьи, источниках доходов, образовании, роде занятий и т.д. Вот, к примеру, как в газете комментируется ответ на вопрос о роде занятий и источниках средств существования: «Со времени переписи 1926 года произошли громадные изменения в занятиях населения СССР. Совершенно исчезли частные предприниматели, торговцы и прочие эксплуататоры. Нет совершенно безработных. За это же время сильно увеличилось число квалифицированных профессий. Слесарей в 1926 году было 317 тысяч, а в 1937 году, по неполным данным, их стало свыше 1 миллиона 100 тысяч; токарей по металлу было 69 тысяч, а стало свыше 370 тысяч…Число учителей возросло за это же время на 300 процентов, врачей – на 200, инженеров и архитекторов – на 800, агрономов – на 500 процентов… В сельском хозяйстве возникли новые устойчивые профессии: председатель колхоза, тракторист, бригадир полеводческой бригады и т.д.». Как видим, здесь доказывается преимущество социалистического строя, и показываются успехи советского государства. В заметке пишется, что давно исчезли с лица советской земли такие занятия: проститутка, бродяга, лакей…
А вот комментарий к последнему, 16-му вопросу переписного листа о месте работы и принадлежности к общественной группе: «Этот заключительный вопрос переписного листа имеет громадное политическое значение. Ответы на этот вопрос покажут распределение населения по общественным группам. Мы знаем, что эксплуататорские классы в СССР уничтожены окончательно и бесповоротно. У нас нет помещиков, городской буржуазии, торговцев и кулаков. Мы узнаем состав двух великих братских классов СССР – класс рабочих и класс крестьян; мы получим подробную характеристику советской интеллигенции…». Да, такая патетическая риторика была в то время обычным явлением.
Письма
в редакцию
Отдельного внимания заслуживают небольшие заметки в рубрике «Письма в редакцию». Их авторы – обычные колхозники, которые чаще всего пишут в газету о нарушителях трудовой дисциплины. Авторы, как правило, скрываются под инициалами. Например, некий А.Р. в заметке «Батов «подрабатывает» рассказывает: «Батову Андрияну колхозники сельхозартели «Революция» поручили работать сторожем у пожарного депо и кладовых. Батов дежурит только с вечера, и лишь в избах погаснут огни, уходит к себе домой и принимается портняжить. Он выполняет заказы на пошивку одежды, полученные им из других колхозов. Занимаясь этим делом по ночам, в часы своего дежурства, он оставляет пожарное депо и кладовые без всякого присмотра.
Когда колхозники своего колхоза просят Батова выполнить заказ на пошивку той или иной одежды, он от этого отказывается и, видимо, потому, чтобы они не заподозрили его в том, что он работает по ночам.
Этого нарушителя дисциплины явно поощряет председатель колхоза Цветков».
А вот что пишет И.А. о недобросовестном письмоносце: «Письмоносец Ковжского отделения связи Павлова Анна недобросовестно относится к работе. Она нередко поручает разноску корреспонденции своим малолетним детям. Был случай, когда колхозники нашли в гуменнике книжку с простыми и заказными письмами, потерянную Павловой или ее детьми… Зав. отделением т. Кусков не принимает к Павловой никаких мер воздействия».
Жалобщики на работу железнодорожников не стали скрываться под инициалами. А. Маслов и П. Павлов рапортуют: «29 декабря в вокзале станции Шексна было много пассажиров на поезд №63, отправляющийся в Ленинград. За час до прихода поезда пассажиры образовали очередь и стали терпеливо ждать выдачи билетов. Вдруг распахнулось окно кассы, и кассир Гостев объявил, что билетов на Ленинград на этот поезд нет.
Через некоторое время пассажиры услышали, как за окном кассы щелкает билетный станок. Выяснилось, что начальник станции т. Подмятников и кассир Гостев с другого хода выдают билеты на Ленинград своим знакомым. Еще через несколько минут оказалось, что билетов на Ленинград с излишком, но все же их не выдавали».
«Борисов должен держать ответ»
Из заметки под таким названием можно узнать о страстях, кипевших на общем собрании колхоза «Сила» Еремеевского сельсовета. Правление артели отчитывалось перед колхозниками о своей работе, и как выяснилось из отчета, результаты работы оказались неутешительны. Член правления зав. МТФ Борисов заявил, что по плану развития животноводства на ферме колхоза не хватает четырех коров, но он ни одним словом не обмолвился о том, что мешало выполнению важнейших государственных мероприятий…
Автор статьи выводит Борисова на «чистую воду»: «И неудивительно, что Борисов об этом умолчал. Ведь он главный виновник срыва выполнения государственных обязательств. Из-за его беспечности на ферме царил полнейший беспорядок. Доярки инвентарем не были обеспечены, корма расходовались хищнически… В октябре месяце зав. МТФ по своему личному усмотрению променял лучшую племенную корову с фермы. И кому бы вы думали? Своим родственникам, проживающим в Чебсарском районе, а выменял старую яловую корову и к тому же 100 рублей дал еще в придачу. Об этом возмутительном факте колхозники не знали до этого общего собрания. Когда же вскрылись эти безобразия, и колхозники дали резкую критику, то Борисов заявил: «Я работать не буду, выбирайте другого». Но общее собрание обязало его сначала устранить имеющиеся безобразия на ферме… Борисов категорически отказался от работы и самовольно, без разрешения общего собрания, завербовался и уехал на лесозаготовки».
Комментарии излишни.