Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

сизьма

≪В войну-то работали, ночи не спали, но сроду в долгу у людей не бывали…»

Эти замечательные поэтические строчки Фаины Ивановны Быковой сродни всем труженикам тыла, детям войны, людям, пережившим тяготы Великой Отечественной войны, которые потом и кровью ковали Победу в тылу. Суровое время, военное. 
Голодные годы, тяжкий труд. Боль утрат, плачь матерей. Всё это пришлось пережить и сизьмичам во имя Великой Победы. В деревнях оставались старики да малые дети, женщины да инвалиды. Все они прекрасно понимали, что от них зависит боевой настрой их отцов, сыновей и дочерей, которые грудью вставали на защиту нашей Родины.
    Мальчишки… Сколько их было тогда… Босоногих, несмышленых, не по возрасту мудрых. Деревня Мальино Сиземского сельсовета. Сорок мальчишек и сорок девчонок. Россыпью выбегали на лужайку, играли в лапту, круги, радовались и пели песни. Было весело. Никто и подумать тогда не мог, что в одночасье война круто изменит судьбу каждой семьи. Мальчишка лет десяти вместе со всеми выскочил на улицу. Рядом отец с серьёзным лицом, мать, вытиравшая кончиками платка слёзы. ≪Слышался громкий плач. Кто-то с возгласами по-бабьи причитал. Толпа народа. Мужики бурно обсуждали, бабы ревели. Мы с ребятнёй переглядывались, не понимая в чём дело. Война. Слышите, война!≫ - вспоминает Николай Андреевич Куликов. Одного слова было достаточно, чтобы в полной мере осознать беду, которая постигла наш народ. В семье Куликовой Прасковьи Фёдоровны еще совсем недавно радовались возвращению с войны с белофиннами мужа и отца - Андрея Яковлевича. Дома его ждали четверо детей. Старшая Фаина, Василий, Анфея и младший Николай. Но радость сменили боль, беда, вошедшая в крестьянскую семью. Прасковья Фёдоровна до последнего надеялась, что мужа не отправят на фронт. Она с горечью наблюдала, как соседка Анна Сергеева уливалась слезами. Её мужу Ивану самому первому в деревне вручили повестку. Но постепенно, один за одним, уходили мальинские мужики на фронт. Ушел защищать родину и Андрей Яковлевич. Он воевал в Карпатах, на Украинском фронте, был в конном обозе, в полевой кухне. Письма писал редко.
   Как говорится, одна беда не приходит.  Мужики на фронт, а мальинская ребятня осталась без школы. По неизвестной причине в д. Прядино сгорело здание начальной школы. Коля Куликов в это время закончил три класса. Всем миром за два месяца было отстроено новое здание в поле. ≪Умный парнишка с ходу запоминал стихи и рассказы. Учился отлично≫, - вспоминала учительница Кряжева Вера Константиновна. Но Николай в ней учиться уже не мог, надо было работать. С улыбкой он вспоминает сейчас: ≪Математика давалась не очень≫. Но это не помешало ему в будущем стать отличным и грамотным хозяином своей земли. Директора школы Кряжева Александра Александровича тоже взяли на фронт. Николай Андреевич вздыхает: ≪Не вернулся он с войны. Убили его≫. Зимой 1941 года вернулся брат Василий с Урала. Туда он был отправлен по путёвке в ФЗО. В это время в Сизьме обучали молодых парней военному делу. В колхозной конторе стоял старенький нерабочий пулемёт. Вот на нём и отрабатывали военное мастерство. Наставником у парней 24-го, 25-го годов рождения был комиссованный по ранению с войны Отварухин Михаил Александрович, тоже из деревни Мальино. Василий, пройдя сиземскую школу молодого бойца, в 1942 году был отправлен на фронт, воевал в конной артиллерии на Украинском фронте. Была у него любимая лошадь, о которой впоследствии вспоминал Василий со слезами на глазах. Уже вернувшись с войны, он рассказал брату Николаю трагическую историю, которая произошла на фронте. Когда началась бомбёжка с неба, Василий и 17 солдат продвигались конным ходом. Укрыться было негде. Непрерывный огонь не давал возможности двигаться. Вражеский огонь положил пятнадцать молодых бойцов мгновенно. Осталось трое. Василий всё еще пытался удержаться в седле, но пронзительная боль охватила ногу. Лошадь тоже повалилась с перебитой ногой. Спрыгнув с коня, он пополз, хотел укрыться в котловане от взрыва, как верная ему лошадь, изнемогая от боли, вскочила и рванула вслед за ним. И вновь пулемётная очередь. Василий сам находился на грани смерти, а жалость давила сердце, глядя на подстреленного коня. Выход был один: он пристрелил его и упал рядом. Так верный конь спас жизнь молодому бойцу, который до конца своих дней вспоминал этот трагический момент военного времени. По своему расположению Сизьма занимает довольно выгодное место. Не попала она ни под обстрел, ни под бомбёжку, но немецкие оккупанты всё же коснулись нашей земли. Николай Андреевич вспоминает: ≪Мы маленькие были. Но хорошо помним, как немецкий зелёный самолёт пролетел над Сизьмой. В районе д. Шелухино высадился десант из двух человек. Задание у немцев было взорвать мост через Шексну. Не помню деталей, но их поймали в Шелухинских лесах. До моста не допустили≫. Война продолжалась. Тянулись бесконечные хмурые дни и ночи. Сестру Фаину отправили рыть окопы в Вытегорский район. Николай стал помогать матери по хозяйству и работать в колхозе. ≪Нынче пахать не торопятся, а вот в войну, помню, пашешь на быках, вода за тобой течёт. Снег ещё не растаял, а мы уж отсеялись на 9 мая≫, - с гордостью произносит Николай Андреевич.
    И опять не дают нам покоя строчки нашей сиземской поэтессы Быковой Ф.И.: ≪Пусть голодно жили, не досыта ели. Был скуден наш завтрак, не сытен обед. А землю пахали, за плугом ходили мальчишки в 12 - 14 лет≫. Мужики на фронте, а малые за плугом. Иной раз и пахаря из-за плуга не видать. Бедно жили, чего уж говорить. Семья Куликовых, как и другие, испытывала нужду. Поднимет Прасковья Фёдоровна сына спозаранку, чай травяной заварит, напоит и отправляет в поле. Иногда бывало и c сахарином. На обед щи постные, да лепёшка льняная. ≪Теперь чего не жить. Пенсия хорошая, да и в магазине всё есть≫,- продолжает сетовать Николай Андреевич. ≪Косить тоже приходилось вручную. Косили и на Рамешке, и в Гарях. Гари были чистые и ломные. Ломные – в кустах, маленькие участки, а чистые поодаль находились. Где кому косить - жребий кидали. Помню, однажды выпал жребий на Митенькин отруб. А на сельские покосы возили на лошади. Там по шесть мужиков работали. Я туда после операции еду на лошади возил≫.
    Николай Андреевич рассказывает, что свободного времени не было. ≪Страду осеннюю закончим и начинаем дрова заготовлять. В войну мужиков по пальцам перечтешь, так мы, мальчишки, возили дрова в под овин, где сушили зерно и лён. Теперь смотришь, везут телегу, кавалки не обхватить. А мы ольху со Ступнова возили, да ещё и на быках≫. Деревня Мальгино (ныне Мальино) была отдельным колхозом ≪Путь крестьянина≫,
председателем – Раменский Василий Васильевич. Бригадирствовала мать Николая Андреевича Прасковья Фёдоровна. ≪Все трудились не покладая рук. Тяжело было особенно молотить зерно конным приводом≫.
  Николай Андреевич в подробностях нам рассказал сложную конструкцию этой ≪чудо-молотилки≫, но признаться, до конца мы так и не поняли. Зерно хранили в складах (они были в каждой деревне). Затем из складов вывозили в церковь. Это сейчас мы восхищаемся храмом Николая Чудотворца, а при Советской власти церковь была зернохранилищем.  Сплошные сусеки проходили вдоль стен храма. На втором этаже тоже хранилось зерно. Однажды от тяжести рухнул потолок второго этажа. Это ли не грех, насмехаться над святыней Господней? ≪Из церкви зерно вывозили на лошадях в Чёбсару. Там склады большие стояли за околицей≫, - вспоминает ветеран те годы.
   И вот радостное событие. Объявили окончание войны. «Первым в деревню вернулся Миронов (не помню имени).  Бабы каждый день смотрели на дорогу. Ждали своих». Вернулся и отец Николая Андреевича, и брат Василий. Счастье-то какое, радоваться бы. Но после войны началась жизнь намного хуже. С одной стороны, вернувшиеся с фронта мужики рьяно взялись за строительство: бани прохудились, дома подкосились, колодцы развалились. Нужна была сила мужская, которой так не хватало в военные годы. А с другой стороны – разруха и страшный голод. «Мне тогда 17 лет исполнилось. Отправили нас с Виташкой Мироновым, да ещё 28 человек молодёжи в Архангельскую область на ст. Коноша на лесозаготовки. А как 18-то стукнуло, сразу приехала секретарь сельсовета София Миронова и забрала нас всех на призыв в армию. По воле судьбы у меня плоскостопие
обнаружили. Врач Петеримова, еврейка, как сейчас помню, принимала. И мне дали отсрочку». Николай Андреевич остался работать в колхозе. Молодой, энергичный, умный паренёк торовато брался за любую работу. Заметив его деловые качества, предложили поехать в Питер в ФЗО. Отказался. Дома работы хватало. В 1952 году его вновь отправляют на лесозаготовки в Тотьму. Отработав сезон, он продолжил трудиться в родном
колхозе. Осенью того же года он уезжает на работу на лесозаготовки в Кирилловский район. Отработав вальщиком леса, Николай Андреевич поехал учиться в Чёбсару на тракториста. В 1954 г. уже самостоятельно работал на тракторе. «Железное корыто», так называли технику, вверенную ему. Ловкий и смышлёный парень умело пригонял трактора из Чёбсары в Сизьму. Обкатывал и передавал технику молодым. «На семи тракторах работал»,- рассказывает Николай Андреевич. В 1970 году за отличные показатели в работе его назначают бригадиром полеводческой бригады. Деловых качеств ему не занимать было. Едет, бывало, на лошади, владенья бригады проверяет, а в гороховище ребятня с набитыми карманами. Завидят его и ползком с поля: «Парни, Куликов едет». Боялись или остерегались, не знаю, только колхозное добро берегли. 15 лет отработал Николай Андреевич бригадиром. По-доброму вспоминает председателя колхоза «Путь Ленина» Дурягина Анатолия Сергеевича. «Вот мужик был. Настоящий председатель. Зарплату получали, дома строились, соревновались мужики на уборочной. А потом… Сами видите, нет колхоза больше. А ведь когда-то  звалась наша Сизьма второй Украиной».
    Николай Андреевич тоскливо смотрит в окошко… Ему не понять, почему земля так оскудела. Что произошло с людьми, куда девались настоящие хозяева. Тяжелый труд негативно повлиял на здоровье бригадира. Четыре перенесённые операции остановили прыть неуёмного трудяги, и Николай Андреевич перешёл работать в заправщики. Спрашивает у меня: «Не знаешь, сколько сейчас заправляют техники?» Лихорадочно начинаю вспоминать события прошедших дней, где-то до шести единиц и то не каждый день. Смеётся Николай Андреевич: «А я до 70-ти единиц различной техники заправлял ежедневно. За весеннюю посевную расходовали солярки только по 100 куб.» Так до пенсии и работал он на заправке. Жена его Алефтина почту носила, так он и тут не смог дома усидеть. Два года каждый день на своей лошадке то верхом, то на телеге, а иногда и на мотоцикле развозил газеты да письма. Николай Андреевич со своей женой Алефтиной в 1964 году переехал из д. Мальино в д.Зверинец, что по соседству. Тесновато стало в доме родителей, вот и купил он дом попросторнее. Четверых детей воспитали. Три сына и дочь. Дочь умница, вся в отца. Ветеран педагогического труда. Всю жизнь Лия Николаевна проработала учителем, а потом директором школы в Усть-Кубенском районе. Сын Сергей в Шексне обосновался со своей семьёй, Валентин живёт с отцом, работает на родной земле, а вот жену и сына Володю похоронил несколько лет назад. Сейчас у Николая Андреевича три невестки, зять, семь внуков, шесть правнуков. Навещают его, радуют своими успехами.
   - Николай Андреевич, поиграй! – просим мы. И вот развернулись меха кирилловской гармошки. Рука больная не даёт во всю мочь ухнуть гармонисту. А как раньше бывало играл, залюбуешься и заслушаешься. А какие валенки катал… Катальщик на всю округу славный. «Как-то, - вспоминает Николай Андреевич,- даже сапоги сшил. Правда, колодки трудно было выколотить, но справился. Лет 15 было. Сапоги сшил для мамы». Сколько валенок навалял - не счесть. Глядишь, у Куликовых банька топится на неделе, значит, хозяин любимым делом занялся. Николай Андреевич свято хранит свои награды: партийный билет, удостоверения и медали. Наш земляк имеет знания «Ударник коммунистического труда», «Ветеран войны», «Ветеран труда», «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». Награждён юбилейными медалями, медалью «За доблестный труд», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 15 марта Николаю Андреевичу исполнилось 84 года. Труженик тыла бодрый духом готовится к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Низкий поклон Вам, Николай Андреевич, здоровья и долгих лет жизни!
Е.Н. БЫКОВА, учитель Больше-Сиземской школы, учащиеся 7 класса Лиза ПАЗГАЛОВА и Вера ДОМНИНА.

Душа русская…

Посвящается Фаине Ивановне Быковой.
 
     Душа русская…Кто только не пытался разгадать её, но так и не понял, в чем её сила и в чем её тайна. А может, это и к лучшему! К чему нам табличка, в которой указано, на сколько процентов состоит русская душа из трудолюбия. Насколько - из безоглядной удали, сколь много в ней теплоты и терпения. А сколько в ней простоты и мужества. Пусть будет она такой, какая есть. Пусть спит маленьким зернышком в каждом русском человеке, а, почувствовав свой час, проснется и выплеснется в песне, в рукоделии, в пляске. Откуда такой талант взялся? Загадка.
 
     У нашей землячки Фаины Ивановны Быковой душа русская вырвалась на свободу, став простыми, грустными и очень понятными для каждого стихами.
Я люблю деревню и зимой,
                                           и летом,
И меня не тянет к жизни
                                     городской!
Хороши закаты, радостны  
                                        рассветы;
Быт её нехитрый,
                       милый и простой!
      Родилась Фаина Ивановна  5 ноября 1933 года в деревне Мальино третьим  ребенком в семье. Об этом времени она вспоминает так: "Детство у нас было трудное, трудовое. Нас, как и взрослых, в войну наряжали на работу. Полоть лен и пшеницу, возить навоз, сажать и копать колхозную картошку, убирать за жнейкой и вязать снопы. За работу получали трудодни, а на них и хлеб. Жили небогато, но голодом не сидели". В стихотворении "Печечка русская" Фаина Ивановна описывает день своего рождения и  свое детство.
Печечка русская,
                          матушка родная,
Вечно горячая,
                           редко холодная.
Здесь мы рождаемся,
                            здесь умираем,
Горе и радость
                             тебе доверяем.
Здесь, на твоих
      прокалённых кирпичиках,
В пору осеннего
                        частого дождика,
В ор петушиный
                    под утро холодное,
Мамой-страдалицей
                           я была рождена.
   Мать - Анна Ивановна - много работала в колхозе, в свободное время пела на клиросе. Отец  - Иван Дмитриевич - очень редко находился дома. То служил в Красной армии, то воевал. Сначала - в Финскую, затем - в Великую  Отечественную. И главным воспитателем была бабушка Ульяна, которая  слыла неутомимой сказочницей. Волшебные сюжеты воспринимались Фаиной как что-то очень близкое, обжитое, своё. Стихи она  сочинять стала очень рано, сначала устно, а научившись читать и писать - стала их записывать.
    В школу Фаина пошла в 8 лет, когда в стране грохотали залпы Великой Отечественной войны. А она вместе с ватагой ребятишек с сумкой за плечами бежала в село в школу. Позднее в своем стихотворении она напишет:
Я в школу, как под своды
                                               храма,
С душевным трепетом вхожу
И с нескрываемым волненьем
На стены школьные гляжу!
Как жаль, что не моя
                                  здесь школа,
И не мои учителя,
И жизнь уж не вернётся снова
На круги первые своя.
     После окончания школы работала в колхозе. В 50 году её послали от колхоза в Череповец строить "Металлург", там, в городе, и осталась. Работала на заводе и одновременно училась в вечерней школе. Разве думала она в молодости, уезжая из родной деревни Мальино, что вернется сюда снова, уже на пенсии? Разве думала она, взбираясь год за годом на свой башенный кран, оглядывая с его высоты десятки строек, что потянет ее неведомая сила снова к родным корням? Нет, конечно! Но, как видно, судьбой был уготован такой поворот.
    Отработав 30 лет на заводе, Фаина Ивановна вместе со своей семьёй возвращается на родину, в такой любимый с детства сиземский край:
Заболевши от шума и гама,
Душный город покинула я.
В те края, где жила моя мама,
Переехала наша семья.
И теперь я живу на приволье
Без особых забот и греха,
По утрам без труда
                                   просыпаюсь
Под дурашливый крик
                                              петуха.
    Вероятно, для каждого любимые с детства места представляются неповторимыми, загадочными, хранящими в себе уйму тайн и загадок. Фаина Ивановна ещё застала то время, когда леса и болота нашей Сизьмы были полны ягод и грибов. С малолетства деревенские ребятишки проводили там столько времени, что у нее до сих пор неразрешим вопрос, где мы выросли, в лесу или в деревне? Возможно, поэтому гибель лесов для её также болезненна, как и гибель деревень.
Умирает деревня моя,
                                           умирает,
Как забытый костёр, на ветру 
                                         догорает,
Словно отблеск вечернего
                        солнца в осколке,
Умирает деревня моя
                                   на пригорке.
Лишь с десяток домов
                 от деревни остались,
Остальные когда-то
                       куда-то девались.
Да и в тех населенье -
                          по два человека,
Старики да старухи
                         минувшего  века.
    Но самая большая рана, которая так и не зажила в её душе, это порушенные и поруганные церкви. Есть у Фаины Ивановны  песня-плач о Сиземском храме. Вы только вчитайтесь в эти строчки:
А трое на купол церковный 
                                   взбирались,
Чтоб крест золочёный
                 спилить и столкнуть.
Стонала толпа и молилась 
                                      бесшумно,
В глаза не посмея
                друг другу взглянуть.
И рухнул им под ноги
                        крест золочёный,
Подпиленный он был
                          и должен упасть.
Не веру в Христа этим
                              в людях убили,
А веру в родную
                       советскую власть.
     Разрушенный храм был не только восстановлен, но и обрел тысячи прихожан.
Восстал из вечности
                                  храм Божий,
И заблестели купола.
Как будто он внезапно ожил
На фоне старого села.
В лучах, сверкая куполами,
Красуясь, гордо храм стоит.
Крест золоченый с небесами
О чем-то вечном говорит.
     Стихи Фаины Ивановны знакомы многим. Они печатались в районной газете "Звезда", на страницах краеведческих альманахов, постоянно звучат на районных и областных мероприятиях.
     Её манеру писать очень трудно спутать с кем-то другим. Она умеет по-своему чувствовать и смотреть на мир. И вот, что поражает  в её стихах. Они могут быть про лето, про зиму, про осень, про односельчан. И в то же время они говорят о чем-то вечном, которое существует независимо от времени.
     … Вечно будут жить в ее стихотворных строках простые слова о жизни, о судьбе, о родной сторонке. Вечно будет жить в памяти людской простой и искренний человек - Фаина Ивановна Быкова!..
 
В ТЕМУ
 
"Да, здесь мой дом" - под таким названием 6 марта прошел в Сиземской библиотеке поэтический вечер, посвященный памяти нашей землячки - Фаины Ивановны Быковой. Вспомнить творческую жизнь этой необыкновенной женщины собрались жители не только села Сизьма, но приехали ее друзья по перу из деревни Шипицыно супруги Евфиц.
    Вечер начался с презентации фильма с одноименным названием "Да, здесь мой дом" о жизненном пути этой простой и в то же время необыкновенной женщины. Когда  собравшиеся услышали с экрана такой родной и знакомый голос Фаины Ивановны, читающей  свои стихи о родном крае, то слезы невольно навернулись на глаза. И не менее трогательно и грустно звучали в исполнении сизьмичей стихи из поэтического сборника "Я иду по холодной траве босиком". Да и как  не печалиться об умирающей русской деревне, о заброшенных полях, о поруганных святынях! Стихи Фаины Ивановны входят в душу каждого простого человека и затрагивают самые сокровенные ее струнки, в них есть все: и пенье птиц, и журчание ручьев, и лихая русская пляска, и вдовьи слёзы. Неравнодушие к судьбе родной деревни, боль за утраченные традиции предков пронизывают каждую строчку ее поэзии.
      Познакомиться с творчеством Фаины Ивановны и почтить ее память пришел глава сельского поселения Сиземское Александр Валентинович Аршинов. Много добрых слов сказал про нее Владимир Валентинович Егоров. Он вспомнил про первые шаги в восстановлении нашего храма, где всегда в первых рядах была Фаина Ивановна Быкова, ведь именно ее рукой на тетрадном листке в линеечку написано самое первое объявление о первом субботнике по очистке церкви! И это объявление, звавшее всех неравнодушных к судьбе  поруганного храма шекснинцев на субботник почти четверть века назад, сохранилось! Вспомнился Владимиром Валентиновичем случай, как однажды они с Фаиной Ивановной отправились пешком за 8 км клеймить деревья для восстановления храма! Фаина Ивановна  не представляла себе жизни без храма - много лет она пела на клиросе и читала псалмы. За многолетние труды по возрождению храма награждена Архиерейской грамотой. Так уж было суждено, что Фаина Ивановна Быкова умерла 6 февраля - в день памяти блаженной Ксении Петербуржской.
           На вечер пришел и настоятель храма святителя Николая иерей Кирилл Кобрин. Свое выступление он начал словами: "Не стоит село без праведника!" Ведь благодаря таким людям, какой была Фаина Ивановна, и живет село, возрождаются храмы!
        Григорий Терентьевич Евфиц прочитал свое стихотворение, написанное в 2010 году о Фаине Ивановне, которое он назвал "Ты шла по холодной траве босиком", и сравнил ее самобытное творчество с произведениями Василия Шукшина и Василия Белова.
       Со словами благодарности за память о Фаине Ивановне, за добрые слова о ней  выступила ее дочь - Нина Геннадьевна Серова.
     К юбилею села, - в этом году Сизьме исполняется 555 лет, планируется издание нового сборника стихов Ф.И. Быковой.

Опубликовано в газете "Звезда". № 20 от 17 марта 2015 года.

Воронцово требует газ!

Жители села Сизьма с улицы Ветеранов обратились в редакцию газеты "Звезда", а также к главе администрации Шекснинского района Е.А. Богомазову за помощью в разъяснении вопроса по газификации этой улицы.
 
     "Мы хотим со страниц районной газеты "Звезда" ознакомиться с тем, какие мероприятия по газификации ул. Ветеранов в 2014 году запланированы и будут проводиться.
     17 декабря 2013 года в Сизьме отмечали яркое событие. Произошел исторический момент - пуск природного газа. Были сказаны теплые слова в адрес тех, кто проводил газ, и тех, кто его получил. Почему были для этого выбраны улицы Комсомольская и Ленина, нам неизвестно. Одно знали точно -  улица Ветеранов будет вскоре также газифицирована, и голубое топливо добежит до самого конца села. Ветеранов - самая длинная улица, которая проходит вдоль села от самого начала и до конца. Люди засуетились: те, что постарше -  закупили батареи, самые доверчивые даже установили их, а те, кто помоложе, вопрошали, а будет ли газ вообще? Сроки газификации улицы Ветеранов колебались, никто точной даты назвать не мог. Некоторые с документами приезжали в районный центр в ведомство Н.В. Буслаева, оставляли там бумаги, но вскоре вынуждены были их забрать обратно по просьбе работников: "Пусть полежат у вас дома до лучших времен". Между тем периодически проходили беседы и встречи с главой поселения В.В. Кузнецовым. Виктор Васильевич внимательно выслушивал наказы жителей и тут же начинал обзванивать вышестоящие инстанции. Опять следовало утешение: скоро начнем копать. Май… Ждем начала работ. Тишь да благодать. Однажды случайно встречаемся с господином  Н.В. Буслаевым в сельском  магазине. Приставучая женщина с ул. Ветеранов доходчиво объясняла начальнику ситуацию на предмет подводки газа. Вышли из магазина, оглядели округу. Николай Владимирович заверил: "В июне начнем копать". На вопрос, успеем ли проекты заказать, ответил: "Как увидите, что в начале села начинаем копать, так и заказывайте, а сейчас не торопитесь. Успеете". И опять ждем… Атакуем бедного главу поселения, от которого и не зависят эти действа. Более 20 звонков, обращений, просто бесед, а результатов никаких. В один из августовских дней опять окружили главу поселения В.В. Кузнецова с требованием позвонить и узнать, когда проведут газ. Отчетливый ответ Н.В. Буслаева слышали все: "Начнем копать после второго сентября". В вот уже и второе октября, и ноября прошли, и главу Сиземского поселения избрали нового, а мы все ждем. А чего ждем-то? Мы - жители ул. Ветеранов (особенно Воронцовского края)  были лишены даже централизованного водоснабжения. В то время, когда к домам села подводили воду, жители Воронцовского края вынуждены были копать колодцы у каждого дома, так как власти тогдашние заверили, что не побежит вода на горушечку. Может, и газ тоже не побежит?
    Скоро 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне.  На сиземской земле всего один-единственный участник войны остался, который проживает как раз на улице Ветеранов в Воронцовском крае, на горушечке, куда и вода не бежит. Может, уже хватит кормить обещаниями? Может, генеральный директор ОАО "Вологдаоблгаз" Сергей Михайлович Власов сможет честно ответить народу, когда проведут газ к домам по улице Ветеранов. Мы сможем и организоваться, и сплотиться, если надо. Мы хотим, чтобы газ был подключен к домам, как обещали, в 2014 году, причем газ по трубе пустили тогда, когда будет подводка к каждому дому. Мы не хотим переплачивать по 16-20 тысяч.
    Уважаемые руководители, данная ситуация позволяет нам предположить, что найдется ряд причин, из-за которых подводка газа не сможет быть осуществлена, а в 2015 году цены так колыхнутся, что нам и не одолеть газификацию. Тогда спрос какой? Вы просто удовлетворенные скажете: "Мы предлагали, вы отказались". Давайте уже не делить людей на первых и последних. Неужели нужно было только к некоторым домам подвести газ, чтобы громко красным словцом потом заявить, что Сизьма газифицирована. Просим разъяснить со страниц районной газеты "Звезда" о точных датах подводки газа к домам по улице Ветеранов и ценах, которые мы так до сих пор и не знаем. В какие сроки мы должны подготовить документы, необходимые для проектов. Мы хотим сделать это организованно, все вместе".
     Под обращением поставили 33 подписи.
 
    Чтобы предоставить компетентный ответ, запрос на поставленный вопрос был направлен в ОАО "Вологдаоблгаз". На основании его жителям ул. Ветеранов с. Сизьма предоставлен такой ответ за подписью первого заместителя главы администрации Шекснинского муниципального района В.В. Кузнецова: 
    "Программой газификации Вологодской области за счет средств специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа предусмотрены семь миллионов рублей на второй этап газификации села Сизьма - ул. Комсомольская, Ленина, Ветеранов. Данные средства будут использованы только на этот объект.
    К отопительному сезону 2014 года по поручению Правительства Вологодской области построен газопровод среднего давления к блочно-модульной котельной с. Сизьма, и начаты проектные работы по газификации второго этапа, от которого необходимо предусмотреть обеспечение газом всех оставшихся заявленных потребителей.
    Для устойчивого и надежного газоснабжения потребителей природным газом необходимо выполнить ряд условий, а именно: корректировку расчетной схемы газоснабжения с. Сизьма и установку дополнительного оборудования - газораспределительного пункта (ГРПШ). Без выполнения этих условий газом могут быть обеспечены не все жители второго этапа. Поэтому принято единственно правильное решение - скорректировать проект, а это дополнительное время.
    Разработка проектно-строительной документации с учетом корректировки будет завершена в декабре 2014 года. С учетом землеустроительных работ, договоров аренды и экспертизы проекта реальный срок получения разрешения на строительство и начало работ - май-июнь 2015 года.
    Строительство второго этапа газораспределительной сети села Сизьма будет выполнено до начала отопительного сезона 2015 года".
 

 

Сизьма – центр, возрождающий народные ремесла

4 и 5 ноября на Вологодчине состоялся II Открытый городской фестиваль традиционной народной и православной культуры "Звонница".
 

 
    Первый день праздника прошел 4 ноября во Дворце металлургов в Череповце. Здесь прошел замечательный концерт "Не одна-то во поле дороженька". На нем смогли побывать школьники младших классов из Сизьмы с родителями. Ребята и взрослые были восхищены замечательным концертом, который длился три часа! Он прошел, как рассказали участники, "на одном дыхании". Родители и организаторы попросили  выразить благодарность С.С. Березину за автобус для поездки в Череповец и С.М. Чибисовой, организатору этого прекрасного мероприятия в Череповце.
    5 ноября эстафету праздника приняла Сизьма - здесь прошел  второй день  фестиваля - "Ремесло есть-пить не просит, а хлеб приносит".
    В самобытный уголок Шекснинского района съехались мастера со всей Вологодской области, из Твери и Москвы.
     Но обо всем по порядку. Начался праздник с танцев, песен и подарков. Мастер из Твери Владимир Ситников уже второй раз приезжает в Сизьму, радушным хозяевам он подарил музыкальную глиняную игрушку. Как рассказал Владимир Иванович, в гостеприимное село он всегда приезжает с удовольствием и всегда с подарком.
     Открыл это замечательное мероприятие женский ансамбль "Наследие". С праздником всех гостей поздравили  директор Районного центра традиционной народной культуры В.В.Егоров, специалист Управления культуры, молодежи и спорта О.Ю. Солодова.
     С праздником всех гостей поздравил настоятель храма, иерей Кирилл Кобрин: "Я рад приветствовать всех участников фестиваля. В России так получилось, что православие появилось через культуру. Однако оно помимо какой-то внешней красоты несет в себе сильнейшие внутренние мотивы для изменения личности человека. Вера должна развивать человека. Приведу пример, по данным социологических исследований 76 % человек относят себя к православным, но из этих 76 примерно 20 % - в Бога не верит... Чтобы всю эту ситуацию изменить, призываю к сердцу каждого человека: занимайтесь своей душой, своим сердцем, чтобы с вас брали пример, чтобы вы несли все то прекрасное, что дает нам православие в жизни. Как говорил святитель Николай Сербский - "Никогда не рассказывай про веру свою, про Бога, пока не спросят. Живи так, чтобы спрашивали". Мне бы искренне хотелось, чтобы эту самобытную культуру несли наши дети и внуки".
    Под пение своего коллектива на сцену поднялись мастера-ремесленники. В заключение торжественной части был устроен импровизированный концерт.

    Затем мастера и гости праздника разошлись по мастерским. Все желающие под чутким руководством профессионалов смогли научиться изготавливать тверские печатные пряники, глиняную игрушку, плести вологодское кружево,  мастерить традиционную льняную куклу, деревянную игрушку, а также художественной резьбе по дереву, традиционной росписи и лоскутному шитью.
    Мастер-классы провели М.И. Сергеева, Государственная академия славянской культуры, г. Тверь (тверской печатный пряник); Т.В. Горбатова, Верховажский районный "Центр традиционной народной культуры"), и С.А. Лопатенко, Центр народного творчества "Феникс" (глиняная игрушка); Т. В. Соколова, Центр народного творчества "Феникс",  и Г. А. Окуличева, Районный центр традиционной народной культуры, с. Сизьма (вологодское кружево); Е.А. Чертовикова, Верховажский РЦТНК, и  Е.Н. Потопаева, РЦТНК, с. Сизьма (традиционные льняные куклы); Т. Н. Мелехина, Центр народного творчества "Феникс" (лоскутное шитье);  А. А. Любимов, Центр народного творчества "Феникс", и А.В. Аларичев, г. Кадников (деревянная игрушка и художественная резьба по дереву);  Н.П. Смирнова, Центр народного творчества "Феникс" (традиционная роспись).

     Мы решили поближе познакомить вас с мастерами, которые приехали в прославленное село. Из их уст мы услышали интересные истории и узнали много полезной информации.
    Мальчишки мастерили игрушечных лошадок из прутьев, Лера Лебедева из деревни Копылово вместе с Татьяной Горбатовой, народным мастером России из Верховажья, делала собачку, а сотрудник администрации района Ольга Солодова попробовала слепить музыкальную глиняную игрушку.
    - Мне очень понравилось выступление Владимира Ивановича Ситникова, когда он играл на замечательной глиняной игрушке. Меня поразило звучание. Поэтому захотелось понять, как эти игрушки изготавливаются, и я пришла на мастер-класс и сделала птичку. Очень хотелось придать вид игрушке, как у мастера, но не все получилось. Я уже поняла свои ошибки, сразу запишу, что делала, и надеюсь, буду обучать и своего ребенка, и ее подруг этому ремеслу, - поделилась своими впечатлениями Ольга Юрьевна.
    Пока женщины плели кружева, осваивали технику лоскутного шитья,  суровые мужчины постигали азы гончарного искусства, которыми щедро делился мастер из Череповца Сергей Лопатенко. Глиной он занимается более тридцати лет, а особенно увлеченно изучает гончарный промысел села Ёрга Череповецкого района.
    - Глиной занимаюсь давно, с детства. У меня есть родственники из Ёрги - это северная часть Череповецкого района. Здесь был большой промысел. В нем сохранилось очень много разных старинных технологий, которые уже не применяются, они ценные, потому что говорят о характере народа, о тех условиях, в которых жили тогда. Ценностью является не только сам предмет: горшок, крынка, но и сама технология. Здесь же сохранилось умение работать на простом ручном гончарном круге. Он интересен тем, что к нему легче привыкнуть, на нем проще работать. Человек быстрее понимает материал и принципы гончарного ремесла. Я давно занимаюсь с детьми, со взрослыми, и стараюсь, чтобы они все начинали работу на ручном гончарном круге.
    Я был удивлен, что у вас в районе нет гончарного промысла. Знаю, что  в Шексне были гончарные центры, были мастера, даже есть особые формы, которых нет в других промыслах. Их надо изучать, восстанавливать, может быть даже на базе этого замечательного центра, - рассказал Сергей Лопатенко.
    А вот в гостевом доме села Сизьма пахло тестом. Ребята из села Чаромское учились делать незатейливых жаворонков, и здесь же Мария Сергеева из Тверского филиала государственной академии славянской культуры увлеченно рассказывала о тверском прянике.

    - Всюду лежат тульские пряники, и уже считается, что Тула - родина пряничного производства. Но наши исследования показывают, что тверской пряник как минимум на восемьдесят лет старше тульского.
    Особенностью наших пряников является их исключительная белизна, они не покрывались глазурью. К сожалению, на сегодняшний день рецепт этого теста утерян, но мы не теряем надежды его восстановить.

    Есть и  свои особенности приготовления пряников. Пряничная доска режется только из лиственных пород деревьев, хвойные здесь не используются, потому что смола попадает в тесто и придает горечь. Для того чтобы получить пряник,  доску смазывают растительным маслом, затем  берут тесто, изготовленное на меду; раскатывают и заполняют узоры. После этого все прокатывается скалкой, излишки теста срезаются ножом. Потом пряник выпекается в духовке на радость детям, на забаву взрослым.
    На мастер-классы было отведено полтора часа, но и этого оказалось мало, чтобы все желающие смогли научиться традиционным ремеслам. Завершился фестиваль награждением участников и песнями в их честь. И, конечно, не обошлось без праздничного обеда, где гости смогли отведать знаменитых сиземских "штей".
    От себя хочется добавить: те, кто по каким-то причинам не смог попасть в Сизьму 5 ноября - многое потеряли. Подобные мероприятия  несут в себе интереснейшую информацию и бесценный опыт. Это возможность прикоснуться к своему прошлому, к своим истокам. Очень хотелось бы, чтобы такие мероприятия проводились чаще.
Юлия ДАВЫДОВА.




 
Авторы: 

Сизьма отметила свой день рождения

16 августа Сизьма принимала гостей. В этот день здесь прошел День села.  554 года отмечали сизьмичи с даты первого упоминания о Сизьме в летописи Кирилло-Белозерского монастыря:  «Кириллова монастыря волость Сизьма. В погосте церковь Николы Чудотворца клецки,  двор монастырской живут в ём приказшики, да три двора, хоромы огнили...».

    Праздник развернулся на школьном стадионе. Первыми по традиции поздравляли долгожителей села: 91-летнеююТамару Александровну Залесову, 89-летнего Павла Александровича Соколова. Не забыли и самого маленького жителя – восьмимесячного Кирилла Моисеенко.
    Чествовали в этот день юбиляров, семейные пары, прожившие в браке много лет, тружеников сельского хозяйства, учителей, медиков, работников торговли, социального обслуживания, почты, культуры, сотрудников МЧС, МВД, охранных структур, администрации поселения, служителей храма, предпринимателей – не забыли никого.
    C праздником сизьмичей поздравляли: настоятель храма Николая Чудотворца с.Сизьма иерей Кирилл Кобрин, глава поселения Виктор Васильевич Кузнецов, начальник Управления культуры, молодёжи и спорта Виктория Витальевна Бадель.
    Директор РЦТНК Владимир Валентинович Егоров поздравил с юбилейным днем рождения заведующую исследовательско-методическим отделом Маргариту Сергеевну Волкову (родилась именинница 16 августа).
    Музыкальные подарки преподнесли всем гостям представители артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца вместе со своим атаманом Денисом Антиповым, женский фольклорный ансамбль «Наследие» Районного центра традиционной народной культуры с.Сизьма,  дуэт Слизовского ДК «Соседушки», солисты районного Дома культуры, а также юный аккордеонист из г.Череповец Евгений Максимов. Лихо наигрывал на гармони Никита Арапов.
    К празднику Центр выпустил два сборника - хронограф «Время. События. Люди», где описана история Сиземской волости с даты первого упоминания и до наших дней, и  «Поэзия русской деревни», где собраны стихи местных поэтов.
    С.Н. Сборнова, заведующая Сиземской библиотекой, подготовила выставку фотографий 30-80-х годов, здесь же все гости могли познакомиться со статьями из старых газет.
    Бойко шла торговля всякими лакомствами. Семья Кулигановых из д. Покровское Угольского сельского поселения привезли целебный покровский чай.
    В этот день здесь прошли сразу несколько конкурсов – «Выпечка», «Букет», «Поделки из овощей и фруктов». Жители Сизьмы приняли в них активное участие. Проигравших не было - все были награждены памятными призами.
    Пока шел концерт, дети рисовали на асфальте, тема рисунков - «Моя малая родина». Каждый из юных художников получил сладкий подарок.
    После праздничной программы прошел турнир по мини-футболу, в котором приняли участие четыре команды – одна из Сизьмы и три – из Шексны.
    Завершился праздник красивым фейерверком, который был организован на средства А.А. Баранова.
    Вечером молодежь ждала ночная дискотека от клуба «Энергия».

Юлия ДАВЫДОВА.
Авторы: 

В Сизьме прошел первый велопробег

15 августа в селе Сизьма состоялся первый велопробег «Спас здоровье припас».  Идея провести это мероприятие, посвященное православным праздникам, возникла сотрудников Районного центра традиционной народной культуры.
    Жители и  гости села поддержали эту идею. И в назначенный день 17 человек в возрасте 4 до 58 лет двинулись в путь.
    Стартовали участники от Дома культуры в Сизьме в деревню Дубки, где 14 августа прошел обещанный праздник «Медовый спас».
    Гостей у своего дома встречала медом Нина Ивановна Хрулева.  Велосипедисты вместе с хозяйкой дома поговорили о меде и его полезных свойствах, а также попробовали вкуснейшего лакомства с пасеки ее дочери Надежды Николаевны Марковой.
    После этого участники двинулись дальше - в д. Зверинец, к дому Нифодия Ивановича Осичева. В этой деревне отметили обещанный праздник «Яблочный спас» 19 августа.
    Велосипедистов яблочным пирогом и спелыми яблоками встретила дочка Н.И.  Осичева Ефалия Нифодьевна Потопаева. Здесь речь уже шла о яблоках и о грядущем празднике. После душевной беседы вернулись домой. Пока кипел самовар, велосипедисты посетили музеи села.
    Самой младшей участницей стала пятилетняя Ульяна Терещенко, которая ехала на велосипеде вместе со своей бабушкой. Совершить пробег решилась даже гостья из Риги Валентина Аркадьевна Шуваева. В велосипедной прогулке принимали участие целые семьи. Участники не только узнали много интересных фактов, приобрели заряд бодрости на целую неделю, но и получили сертификат на право бесплатного посещения тренажерного зала в течение года, который им торжественно вручили на празднике села 16 августа.
    Велопробег так понравился участникам, что они заверили организаторов, что обязательно примут участие в нем в следующем году.

Юлия ДАВЫДОВА.
Авторы: 

Праздник «Никола Вешний» в Сизьме отметили с размахом!

Православный народный праздник «Никола вешний» - престольный праздник сиземской земли. Он отмечается ежегодно 22 мая. Но в этом году празднование прошло с особым размахом, так как этот день вошел в программу II Этнокультурного форума «Вологодский собор».
     Начался праздник с божественной литургии, молебна в церкви святителя Николая Чудотворца и крестного хода. А потом началось народное гуляние. Под чистым небом на зеленом лугу (на счастье день был теплый и солнечный) прошел концерт духовной музыки. Открыл его настоятель храма иконы Владимирской Божьей Матери, отец Владимир (с. Давыдово Ярославской области), благословив всех присутствующих. 
     Потом слово взял помощник министра культуры РФ Арсений Станиславович Миронов. Он поделился своими мыслями о том, что было раньше у русского народа два крыла - вера в Бога и народные традиции. И оба обрубили в советское время. Одно крыло отрастает потихоньку – воцерковляется Россия. Второе – нет. Но появляется надежда на то, что это произойдет, когда приезжаешь в Вологодскую область и еще в ряд регионов, где не забыты обычаи, песни русского народа.
     Поздравил участников праздника начальник Управления культуры, молодежи, спорта и туризма Шекснинского района Владимир Сергеевич Чистов. А Владимир Валентинович Егоров (директор «Районного центра традиционной народной культуры» с. Сизьма) рассказал притчу о Николае Угоднике.
Притча о Николае Угоднике
    Ехал мужик-крестьянин по проселку, да застрял с тяжелым возом в грязи. Соскочил с воза, пытался вытащить телегу, но ничего не получилось. В это время шел мимо святой Касьян в нарядных одеждах. Попросил у него мужик помощи. Обиделся Касьян, что его из-за такой мелочи беспокоят – ведь он к Богу в рай спешит. И прошел мимо. Через некоторое время мимо телеги проходил другой странник – святой Николай Угодник. Когда его попросил мужик о помощи, тот сразу подставил плечо, весь в грязи перемазался, но помог воз вытащить и пошел своей дорогой.
     Когда святые пришли к Богу, он спросил у Николая: «Почему ты опоздал и весь перемазан грязью?». Николай рассказал, что приключилось с ним в дороге. Бог поинтересовался, почему Касьян мужику не помог? Тот ответил: «Я ведь на встречу с тобой торопился. Как я мог прийти в грязной одежде?» - «Раз не помог ты мужику, Касьян, будут тебя только раз в четыре года славить. А Николу Угодника, скорого на помощь, каждый год будут праздновать вдвое». С тех пор день святого Касьяна лишь 29 февраля отмечают, а у Николы Угодника для почитания два дня в году - весной (22 мая – день прибытия его мощей в Бари, Италия) и зимой (19 декабря – день смерти Николая).
     Женский фольклорный ансамбль «Наследие» открыл концерт духовными стихами о Николае Чудотворце. 
     Поверьте, там было, на что посмотреть и кого послушать! Порадовали всех своим исполнением песен семья Дубовых из села Верховажье, О.Н. Коншин из села Пожарище Нюксенского района, фольклорный ансамбль Вологодского государственного университета. В празднике приняли участие фольклорные коллективы и музыканты из Вологодской, Ярославской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары. Среди них фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» (г. Москва), фольклорно-этнографический ансамбль «Улейма» (с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области), фольклорный ансамбль «Светлица» (г.Ильиногорск Нижегородской области), фольклорный ансамбль «Вечора» (г.Самара).
     Необычными, переносящими участников праздника на сотни лет назад, были не только песни, но и музыкальные инструменты. Где еще современный человек сможет увидеть гусли или тальянку? В музее и в кино? А тут на них играли, да еще как играли! Правда, таких мастеров в России единицы, но они есть!
     После обеда – а угощали всех сиземскими «штями» и дрожжеником - народное гуляние продолжилось. Гости перенимали опыт сиземских умелиц на мастер-классах по народным ремёслам. Рядом развернулась ярмарка народных умельцев и промыслов (здесь было представлено ткачество, кружевоплетение, народная игрушка). А многочисленных мальчишек и девчонок (многие участники праздника были тут целыми семьями) больше привлекали качели, на которых они качались от души. 
     Для участников были организованы экскурсии в часовню Ксении Блаженной Петербуржской, к святому источнику великомученика и целителя Пантелеймона. Желающие смогли посетить Сиземский районный центр традиционной народной культуры.
     Все гости остались довольны!
Надежда СМИРНОВА.
Авторы: 

Сизьма – самобытный уголок Вологодчины

Туризм в нашем районе приобретает все большую популярность,  и ни для кого не секрет, что одним из его центров является село Сизьма.  Она не перестает нас радовать и удивлять то новыми идеями, то новыми талантами. Здесь происходит так много разных событий, что они стали привычным делом.

     Всех гостей, которые приезжают в это чудесное село, неизменно встречают по русскому обычаю — хлебом-солью.
     А людей, желающих посетить наш дивный край, с каждым годом становится все больше и больше. Только за прошлый год Сизьму посетили почти 20000 человек! И это не только жители России, но и 64 иностранца.
     В Сизьме можно посетить Музей хлеба — рассмотреть все орудия и приспособления, которые в давние времена использовал в своем нелегком труде хлебопек. В Музее пива поведают о старинном русском напитке, традиционном для сизьмичей, о его рецептуре. А также позволят попробовать его. Дрожженик — особая гордость сизьмичей, как и печатные солодяные пряники, приготовленные по старинным рецептам. Это неслучайно — в старину Сизьма была одним из центров пряничного производства на Вологодчине, а местные пряники ценились не меньше, чем тульские.      
     Люди, приезжающие в село, могут побывать на различных экскурсионных программах. Все они разработаны с учетом сезонности – по главным праздникам народного календаря, рассчитаны на разновозрастные категории населения. Основной целью этих программ является приобщение к традиционной народной культуре и духовности.
     «Сизьма  - самобытный уголок Вологодчины» - программа рассчитана на пять-семь часов. В нее входит посещение святых мест сиземской земли и музеев истории, льна, хлеба, пива и крестьянской избы; игровая программа в стиле народных традиций, обед в гостевом доме, приготовленный в русской печке по старинным рецептам.
     «По святым местам сиземской земли» -  продолжительность три-четыре часа. В программу входит посещение святых мест, обед в гостевом доме. Данная программа пользуется большой популярностью у экскурсантов.
     «Традиционный быт русской деревни» - в течение трех-четырех часов туристы посещают храм Николая Чудотворца, знакомятся с его историей и святынями, посещают музеи, участвуют в  игровых программах в стиле народных традиций и обедают в гостевом доме.
     «Сизьма новогодняя» - рассчитана на три-четыре часа. Сюда входит посещение храма, экскурсия в отдел народных ремёсел, интерактивная программа с участием сказочных персонажей, мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки, обед в гостевом доме. 
     «Под рождественской звездой» - программа рассчитана на четыре-пять  часов.  В нее входит посещение храма, часовни, просмотр вертепного театра «Под рождественской звездой» с участием фольклорного ансамбля «Наследие», изготовление рождественского ангела.
     «Раз в крещенский вечерок» - в течение трех-четырех часов гостей ждет экскурсия в храм, в музей крестьянского быта, рассказ о традициях крещения, интерактивная программа со святочными гаданиями, старинными народными играми, изготовление традиционной куклы, экскурсия в часовню.
     «Жаворонки, прилетите, весну красну принесите» - программа рассчитана на два-два с половиной  часа. 22 марта в православной церкви  отмечают праздник «Сороки» в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них - жаворонок. На «сороки» пекли фигурки жаворонков. В гостевом доме хозяйки рассказывают о происхождении праздника, о традициях Великого поста, вместе с детьми из теста изготавливают жаворонков и выпекают их. На улице дети играют в весенние игры и закликают весну.  Программа знакомит детей с частью традиционной культуры русского крестьянина, воспитывает желание больше узнавать о традициях наших предков. Проводится с 22 марта по15 апреля.
     «Сиземские осенины» - продолжительность программы – два часа. Она знакомит с осенним календарём: какие праздники приходятся на осень, народные приметы и пословицы, загадки, заклички. Проводятся осенние русские народные игры, мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.
     «Покров Пресвятой Богородицы» - рассчитана на три-четыре часа.    Программа включает в себя посещение храма, экскурсию в Музей льна, интерактивную программу с народными играми и забавами.
     «Как на сиземской-то, да на свадебке» - интерактивная программа для молодоженов также очень популярна не только среди жителей района. Программа включает встречу молодоженов и гостей хлебом-солью, величание жениха и невесты, элементы обряда выкупа невесты, экскурсию в музей льна, фотосессию и игровую программу.
     В 2013 году создана новая экскурсионная программа «На каждую загадку найдётся отгадка». Она рассчитана на два-три часа и включает в себя посещение храма, всех музеев и интерактивную программу с загадками, пословицами и поговорками.
     Особой популярностью пользуются программы «Сизьма новогодняя», «Святыни земли сиземской», «Сизьма - самобытный уголок Вологодчины» и программа «Под рождественской звездой». Самые посещаемые музеи – это Музей истории, Музей льна и крестьянская изба.
     Многие программы включают в себя обед в гостевом доме – это знаменитые сиземские «шти», каша или тушеная картошка, чай с вкуснейшими пирогами. Никто от сиземских кудесниц кухни голодным не уходил.
     Сотрудники районного центра традиционной народной культуры возрождают забытые или утраченные промыслы и обряды, это и домшинская береста, и знаменитые сиземские тканые половики, и изготовление традиционных кукол-оберегов.  
     И, конечно, нельзя приехать в это старинное село и не посетить храм Николая Чудотворца, который  является одной из достопримечательностей Сизьмы. Святынями храма в наши дни являются чудесно обновившиеся иконы, а также останки каменного креста, приплывшего по легенде по реке против течения.
     В Сизьме находится три чудотворных источника, среди них святой колодец Георгия Победоносца, неподалеку  от которого в 1999 году была построена часовня Блаженной Ксении Петербуржской. Блаженная Ксения — русская святая, оставшаяся в возрасте 26 лет вдовой, она приняла на себя подвиг юродства. Она пользовалась глубоким почтением петербуржцев, обретя от Бога дар чудотворения, исцеления и прозорливости.
     Около деревни Починок находится святой источник Пантелеймона-Исцелителя.
    Еще много интересного, удивительного есть в нашей Сизьме. А чтобы узнать и увидеть все это собственными глазами, приезжайте в гости!
 
Юлия ДАВЫДОВА.
 
 
Ключевые слова: 
Авторы: 

Сто лет назад в Сизьме было 7 школ и более 200 учеников

В гостях редакции газеты «Звезда» побывала преподаватель Больше-Сиземской школы Е.Н. Быкова, которая ответила на вопросы журналиста Екатерины Маровой и рассказала о том, как создавался музей истории школы.

- Елена Николаевна, «Звезда» уже рассказала читателям, что 20 декабря прошлого года произошло открытие музея истории школы. Но экспозиция музея посвящена не только Больше-Сиземской школе, а рассказывает о том, как развивалась система образования на сиземской земле с 1866 года, то есть за 148 лет. Это так?
 
    - Совершенно верно. Именно к 1866 году относится первое упоминание о земском училище в церковной сторожке в селе Сизьма.  Затем была открыта Малосиземская школа грамоты в деревне Соловарка. В 1902 году - Плосковское училище, далее - Шипицинская школа в деревне Шипицино, Мальинская школа около деревни Прядино и Сизьмарецкая школа в деревне Васьково. Всего их было семь. История всех этих учебных заведений и легла в основу нашего музея.
 
- Интересно представить школьника, учившегося в конце 19 века. Какими были тогдашние школяры - в чем были одеты, с чем ходили в школу и по каким учебникам занимались, кто были их учителя?
 
     -  Преподавали в те времена священнослужители.  Что касается внешнего вида школяров конца 19 века, то на сохранившихся старинных фотографиях мы видим мальчиков в стареньких поношенных пиджачках на трех пуговицах, в кепочках на голове, в сапогах. На девочках цветастые платья и обязательно платки. В краеведческом музее села Сизьма есть ранец 19 века,  в котором школьники носили на занятия учебники, письменные принадлежности. Он сплетен из еловых корней!  Еду ученикам тоже приходилось брать с собой, ведь в школах того времени детей не кормили. По воспоминаниям старожилов, такие завтраки состояли из краюшки хлеба и бутылки молока, но это считалось очень шикарно. В основном с собой брали несколько лепешек из картофельных очисток. Могу сказать, что в мои школьные годы, а это 70-е, на завтрак всегда давали стакан чаю и три, а то и три с половиной пряника. И с той поры, честное слово, я пряники люблю!
 
- Елена Николаевна, а ходить в школу ребятам приходилось далеко?
 
    - В среднем по 5-6 километров. Школы были расположены достаточно удобно по всему Сиземскому поселению. Но после того, как к 1954 году закрылись многие малые школы, в селе Сизьма был построен интернат.
 
- Пока не будем забегать столь далеко вперед, а поговорим о том, что происходило в образовании Сиземской волости до войны?
 
     -  С момента открытия земского училища в церковной сторожке в селе Сизьма в 1866 году  население сиземского края настолько увеличилось, что начальных школ стало недостаточно, поэтому в 30-е годы была открыта первая 7-летняя школа. Ее директор был наш, сиземский, -  Бандачев Иван Александрович, человек нелегкой и непростой судьбы.
   В военные годы в этой школе был расположен инициативный детский дом. Дети в него, судя по архивным данным, поступали из Вологодской, Архангельской областей, а также много было ребят из блокадного  Ленинграда. Приезжали в Сизьму и взрослые ленинградцы, они расселялись по деревням. Хочу отметить один важный факт - веру в святую Ксению Блаженную привезли в Сизьму именно ленинградцы в военные годы. В 1947-м году детский дом был закрыт, и в его стенах вновь открыта школа, но уже восьмилетняя.
    Рассказывая о довоенном образовании в Сиземской волости надо отметить, что в отдаленных маленьких школах всегда было по 15-20 учеников, а вот в крупной Малосиземской начальной школе количество учеников в довоенные годы доходило до 60 человек. Небольшая Мальинская школа сгорела перед войной, но в 41 году она была отстроена заново. И хочется упомянуть и такой показательный факт: малые школы работали и в годы войны, а когда 7-летняя школа в Сизьме была передана под детдом, ребята занимались по домам - в самом селе Сизьма было восемь частных домов, где проходили занятия.
 
- Елена Николаевна, а что происходит в вашем крае после войны?
 
  - После войны количество школьников уменьшилось, и отдаленные школы стали закрывать, например, Васьковская школа была закрыта, и встала необходимость постройки интерната в Сизьме, что и было сделано в 1954 году. Год за годом детей становилось все меньше. В 8-летней Сиземской школе до 70-х годов были две параллели - класс А, где традиционно учились ребята из Большой Сизьмы, и класс Б – дети из Малой Сизьмы. С 1973 года четвероклассники пришли в один общий класс, правда самый большой за всю историю школы - 42 ученика. Далее год от года этот класс все сокращался. И сейчас в Больше-Сиземской школе с 1 по 9 класс занимается 21 ученик.
 
- А давайте вспомним, сколько учеников было в семи сиземских школах в начале 20 века?
 
   - В то время в год за парты садись более 200 детей, а население всей Сиземской земли в 1902 году по данным переписи составляло 6 тысяч человек. Сейчас на этой территории проживает чуть больше 500 человек, а в единственной школе учится, как было сказано ранее, 21 ученик.
 
- Елена Николаевна, музей - это всегда собрание редких старинных вещей. Чем из экспозиции вашего школьного музея вы особенно гордитесь?
 
    -  Нас очень радует экспозиция «Страницы из прошлого». С особым чувством смотришь на такие вещи как чернильница-непроливайка, подаренная музею бывшим директором Больше-Сиземской 8-летней школы Тряничевым  Геннадием Васильевичем. Надо сказать, что Геннадий Васильевич - ветеран войны, он всю свою жизнь посвятил школе. Есть и старинные счеты, перья для ручек, формы учеников, глобусы, шкатулки, которые использовались школьниками, как пеналы под различные принадлежности. Хочу отметить, что у нас не было цели дублировать экспозицию музея истории Сизьмы, в котором Владимир Валентинович  Егоров собрал огромное количество экспонатов, дающих представление о жизни жителей Сизьмы. Идея нашего музея – задокументировать воспоминания старожилов, собрать архивные документы и фотографии. Хочу выразить всем жителям Сизьмы, участвовавшим в сборе этих материалов, огромную признательность и благодарность. И особенно хочу сказать спасибо за помощь и поддержку заведующей нашей библиотекой Светлане Николаевне Сборновой. Светлана Николаевна участвовала в создании музея от начала и до конца: заказывала из архива редкие книги, в которых рассказывается о развитии образования на сиземской земле, газету «Ударная бригада», в которой мы выискивали упоминания о сиземских школах, работала вместе со мной в архивах. В день открытия музея Светлана Николаевна сделала музею очень ценный подарок - две подшивки отсканированных документов, собранных из разных источников, относящихся к теме развития образования в Сизьме. Вдохновителем и активным помощником по сбору материалов стала Баранова Эмма Валентиновна.
 
- Елена Николаевна, наверное, вам нужна была и помощь спонсоров? 
 
    - Да. В создании музея нам помогало много хороших людей, которые поддерживают работу по сохранению истории нашего края. Одна из моих учениц - Юлия Александровна Хлынова была нашим первым спонсором и внесла солидную сумму. С удовольствием поддержали нашу идею и другие выпускники: Корзеева Нина Александровна с мужем Феодосием Порфирьевичем, Александр Агеевич Баранов, Голубева Надежда Александровна, Кленова Нина Николаевна, Палева Валентина Павловна, Егоров Владимир Валентинович, Смирнова Надежда Порфирьевна, председатель Чаромского сельпо. Всю работу по размещению экспозиции нам помогли выполнить  наши сиземские мастера на все руки: Хрулев Александр Николаевич, Быков Владимир Анатольевич, Ляпичев Сергей Васильевич. Получить материальную помощь от партии «Единая Россия» помогла Селигина Галина Вениаминовна, специалист администрации сельского поселения. Нас поддерживал глава сельского поселения Кузнецов Виктор Васильевич и учителя нашей школы. У нас много друзей и помощников, за что им огромное спасибо. Музей теперь существует, но мы не останавливаемся на достигнутом и  продолжаем находить интересные материалы, экспонаты, чтобы представить нашим посетителям еще больше увлекательной и познавательной информации о сиземском крае.
 
- Спасибо вам за вашу работу!
 
Авторы: 

Возрождение промысла – это престиж района

Туризм в нашем районе приобретает все большую популярность,  и ни для кого не секрет, что одним из его центров является село Сизьма.  В настоящее время гости нашего района все чаще стали интересоваться берестяными изделиями. 

   Сизьма славится тем, что возрождает забытые или утраченные промыслы и обряды.
     С 12 по 13 июня  в Великом Устюге прошел межрегиональный фестиваль-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотая Береста». В нем приняли участие представители Чувашии, Курской, Свердловской, Архангельской, Ярославской, Вологодской, Кировской областей. В этом семинаре приняла участие Г.А. Иванова, заместитель директора районного центра традиционной народной культуры села Сизьма.
     На фестивале Галина Александровна представила свой проект «Домшинская береста».
     Об этом ремесле, наверное, мало кто слышал. Хотя в музее истории Сизьмы каждый видел различные  туески, корзинки, сундучки из бересты. А вот откуда  они  – знают единицы.
     Галина Александровна вместе с другими сотрудниками РЦТНК решили восстановить это давно забытое ремесло, центром которого было Домшино.
     Сизьмичами была проведена большая исследовательская работа по изучению и сбору материала об этом промысле.
    Береста на Русском Севере была одним из самых доступных и широко используемых природных материалов. Она легко поддавалась обработке, изделия из нее были прочны, долговечны и красивы. Существовало множество видов и способов изготовления из бересты нужных и полезных вещей, но наиболее распространенным было плетение. Мастера резали берестяные пластины на длинные полоски, так называемые лычки, и выплетали короба, пестери, корзины, тазы, туеса, крупенники и так далее.    
     Формы изделий не отличались разнообразием, но декоративное решение в разных местностях имело свои особенности. Из большого разнообразия изделий из бересты своими декоративными орнаментами и яркой раскраской выделяется домшинская береста.
     В деревнях Домшино, Леушкино, Кожевниково, Глобена, Дор, Лупанда, Катаево, Давыдово, Павликово мастера умели плести берестяные изделия и украшать их тиснением, фольгой, раскраской. В музеях хранится совсем немного изделий домшинской бересты, в основном это различной величины корзины, овальные коробушки для рукоделия, сундуки.
          Особенностью изделий этого промысла  является способ украшения, который и выделил домшинскую бересту в самобытный центр народного творчества. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, темно-синей, иногда зеленой краской. Обычно одним цветом красили сразу по три-четыре квадрата лычек и узор компоновали из геометрических фигур – треугольников и ромбов. Помимо этого, берестянщики украшали изделия прорезными и тиснеными узорами. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. У каждого мастера был свой набор инструментов, рисунок на штампиках был несложный – разнообразные лепестковые, звездчатые, круглые розетки, мелкие ромбики, фигуры, собранные из треугольников. Однако комбинации этих простых элементов давали огромное разнообразие узоров. Поверхность приобретала рельефную фактуру. В углублениях орнамента накапливалась тень, а выпуклые части были более освещены, таким образом создавался светотеневой эффект, и изделие приобретало более мягкие очертания, в узоре появлялось ощущение глубины.
     Еще домшинские мастера любили украшать свои изделия сквозными прорезными орнаментами на верхний слой лычек. На небольшой ромбической или квадратной поверхности берестяного слоя мастерам легче всего было прорезать геометрический узор из кругов, ромбов, треугольников, шестигранников, овалов, звездчатых фигур. Под них берестянщики подкладывали цветную фольгу.  Фольга мерцала и переливалась в углублениях прорезей, и, таким образом, создавала ощущение драгоценности предмета.
     Наибольшего расцвета домшинская береста достигла во второй половине XIX века. Тогда изделия одними из первых раскупались  на Нижегородской ярмарке. Особым спросом пользовались берестяные чемоданы с фольгой.
     Однако широкий спрос домшинских изделий и послужил одной из причин угасания художественного промысла. Дело в том, что в это время активно работали скупщики произведений у населения. Они брали вещи недорогие и не особенно следили за чистотой и качеством, стараясь насытить рынок изделиями популярного промысла.         
     Это привело к резкому снижению уровня мастерства, к изготовлению однотипных изделий. Еще одной причиной упадка послужило отсутствие хорошего сырья, так как заготовка бересты проводилась очень интенсивно на протяжении длительного времени. Берестянщики не заботились о восполнении сырьевого запаса, за берестой приходилось ездить в отдаленные участки, что приводило к дополнительным денежным затратам и, естественно, удорожанию продукции.
     А потом и вовсе стали обучать ремеслу заключенных, создав таким образом выпуск однотипной, лишенной подчас художественной красоты продукции.
    В деревнях Домшинского сельского поселения  мало кто может вспомнить имена мастеров, а хотя в те времена здесь жило много талантливых художников, чьи плетеные берестяные изделия, особенно сундуки, охотно покупали и местные крестьяне. В таких ярких красивых сундуках возили и показывали приданое невест во время свадьбы, в них хранили праздничную одежду. Сегодня подобные предметы можно встретить в кладовых и чуланах хозяек, где они хранят муку, крупу или зерно и комбикорм для скота.
     Но сотрудники районного центра рук не опускают, они начали возрождать этот замечательный промысел.
     Хотя проблем на их пути  немало. Одной из сложностей Галина Александровна называет то, что сейчас полностью утрачена технология. Нет мастера, который может рассказать и показать весь процесс «от и до».
     На круглом столе, который проходил в рамках фестиваля-конкурса, была достигнута договоренность о сотрудничестве. Так, в будущем планируется проведение семинара по обучению плетению из бересты.
     Галина Александровна и сама учится плести из бересты, уже несколько изделий сделала. Она считает, что главное – заинтересовать жителей нашего района  и сохранить этот уникальный промысел.
     Уважаемые шекснинцы, если у вас дома лежат изделия из домшинской бересты, большая просьба поделиться ими с сотрудниками Центра народной культуры – для реконструкции этого уникального ремесла важна любая мелочь.
Авторы: 

Страницы

Подписка на RSS - сизьма