Туризм в нашем районе приобретает все большую популярность, и ни для кого не секрет, что одним из его центров является село Сизьма. В настоящее время гости нашего района все чаще стали интересоваться берестяными изделиями.
Реклама
Реклама
Возрождение промысла – это престиж района
08.10.2013
10330
Сизьма славится тем, что возрождает забытые или утраченные промыслы и обряды.
С 12 по 13 июня в Великом Устюге прошел межрегиональный фестиваль-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотая Береста». В нем приняли участие представители Чувашии, Курской, Свердловской, Архангельской, Ярославской, Вологодской, Кировской областей. В этом семинаре приняла участие Г.А. Иванова, заместитель директора районного центра традиционной народной культуры села Сизьма.
На фестивале Галина Александровна представила свой проект «Домшинская береста».
Об этом ремесле, наверное, мало кто слышал. Хотя в музее истории Сизьмы каждый видел различные туески, корзинки, сундучки из бересты. А вот откуда они – знают единицы.
Галина Александровна вместе с другими сотрудниками РЦТНК решили восстановить это давно забытое ремесло, центром которого было Домшино.
Сизьмичами была проведена большая исследовательская работа по изучению и сбору материала об этом промысле.
Береста на Русском Севере была одним из самых доступных и широко используемых природных материалов. Она легко поддавалась обработке, изделия из нее были прочны, долговечны и красивы. Существовало множество видов и способов изготовления из бересты нужных и полезных вещей, но наиболее распространенным было плетение. Мастера резали берестяные пластины на длинные полоски, так называемые лычки, и выплетали короба, пестери, корзины, тазы, туеса, крупенники и так далее.
Формы изделий не отличались разнообразием, но декоративное решение в разных местностях имело свои особенности. Из большого разнообразия изделий из бересты своими декоративными орнаментами и яркой раскраской выделяется домшинская береста.
В деревнях Домшино, Леушкино, Кожевниково, Глобена, Дор, Лупанда, Катаево, Давыдово, Павликово мастера умели плести берестяные изделия и украшать их тиснением, фольгой, раскраской. В музеях хранится совсем немного изделий домшинской бересты, в основном это различной величины корзины, овальные коробушки для рукоделия, сундуки.
Особенностью изделий этого промысла является способ украшения, который и выделил домшинскую бересту в самобытный центр народного творчества. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, темно-синей, иногда зеленой краской. Обычно одним цветом красили сразу по три-четыре квадрата лычек и узор компоновали из геометрических фигур – треугольников и ромбов. Помимо этого, берестянщики украшали изделия прорезными и тиснеными узорами. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. У каждого мастера был свой набор инструментов, рисунок на штампиках был несложный – разнообразные лепестковые, звездчатые, круглые розетки, мелкие ромбики, фигуры, собранные из треугольников. Однако комбинации этих простых элементов давали огромное разнообразие узоров. Поверхность приобретала рельефную фактуру. В углублениях орнамента накапливалась тень, а выпуклые части были более освещены, таким образом создавался светотеневой эффект, и изделие приобретало более мягкие очертания, в узоре появлялось ощущение глубины.
Еще домшинские мастера любили украшать свои изделия сквозными прорезными орнаментами на верхний слой лычек. На небольшой ромбической или квадратной поверхности берестяного слоя мастерам легче всего было прорезать геометрический узор из кругов, ромбов, треугольников, шестигранников, овалов, звездчатых фигур. Под них берестянщики подкладывали цветную фольгу. Фольга мерцала и переливалась в углублениях прорезей, и, таким образом, создавала ощущение драгоценности предмета.
Наибольшего расцвета домшинская береста достигла во второй половине XIX века. Тогда изделия одними из первых раскупались на Нижегородской ярмарке. Особым спросом пользовались берестяные чемоданы с фольгой.
Однако широкий спрос домшинских изделий и послужил одной из причин угасания художественного промысла. Дело в том, что в это время активно работали скупщики произведений у населения. Они брали вещи недорогие и не особенно следили за чистотой и качеством, стараясь насытить рынок изделиями популярного промысла.
Это привело к резкому снижению уровня мастерства, к изготовлению однотипных изделий. Еще одной причиной упадка послужило отсутствие хорошего сырья, так как заготовка бересты проводилась очень интенсивно на протяжении длительного времени. Берестянщики не заботились о восполнении сырьевого запаса, за берестой приходилось ездить в отдаленные участки, что приводило к дополнительным денежным затратам и, естественно, удорожанию продукции.
А потом и вовсе стали обучать ремеслу заключенных, создав таким образом выпуск однотипной, лишенной подчас художественной красоты продукции.
В деревнях Домшинского сельского поселения мало кто может вспомнить имена мастеров, а хотя в те времена здесь жило много талантливых художников, чьи плетеные берестяные изделия, особенно сундуки, охотно покупали и местные крестьяне. В таких ярких красивых сундуках возили и показывали приданое невест во время свадьбы, в них хранили праздничную одежду. Сегодня подобные предметы можно встретить в кладовых и чуланах хозяек, где они хранят муку, крупу или зерно и комбикорм для скота.
Но сотрудники районного центра рук не опускают, они начали возрождать этот замечательный промысел.
Хотя проблем на их пути немало. Одной из сложностей Галина Александровна называет то, что сейчас полностью утрачена технология. Нет мастера, который может рассказать и показать весь процесс «от и до».
На круглом столе, который проходил в рамках фестиваля-конкурса, была достигнута договоренность о сотрудничестве. Так, в будущем планируется проведение семинара по обучению плетению из бересты.
Галина Александровна и сама учится плести из бересты, уже несколько изделий сделала. Она считает, что главное – заинтересовать жителей нашего района и сохранить этот уникальный промысел.
Уважаемые шекснинцы, если у вас дома лежат изделия из домшинской бересты, большая просьба поделиться ими с сотрудниками Центра народной культуры – для реконструкции этого уникального ремесла важна любая мелочь.
С 12 по 13 июня в Великом Устюге прошел межрегиональный фестиваль-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотая Береста». В нем приняли участие представители Чувашии, Курской, Свердловской, Архангельской, Ярославской, Вологодской, Кировской областей. В этом семинаре приняла участие Г.А. Иванова, заместитель директора районного центра традиционной народной культуры села Сизьма.
На фестивале Галина Александровна представила свой проект «Домшинская береста».
Об этом ремесле, наверное, мало кто слышал. Хотя в музее истории Сизьмы каждый видел различные туески, корзинки, сундучки из бересты. А вот откуда они – знают единицы.
Галина Александровна вместе с другими сотрудниками РЦТНК решили восстановить это давно забытое ремесло, центром которого было Домшино.
Сизьмичами была проведена большая исследовательская работа по изучению и сбору материала об этом промысле.
Береста на Русском Севере была одним из самых доступных и широко используемых природных материалов. Она легко поддавалась обработке, изделия из нее были прочны, долговечны и красивы. Существовало множество видов и способов изготовления из бересты нужных и полезных вещей, но наиболее распространенным было плетение. Мастера резали берестяные пластины на длинные полоски, так называемые лычки, и выплетали короба, пестери, корзины, тазы, туеса, крупенники и так далее.
Формы изделий не отличались разнообразием, но декоративное решение в разных местностях имело свои особенности. Из большого разнообразия изделий из бересты своими декоративными орнаментами и яркой раскраской выделяется домшинская береста.
В деревнях Домшино, Леушкино, Кожевниково, Глобена, Дор, Лупанда, Катаево, Давыдово, Павликово мастера умели плести берестяные изделия и украшать их тиснением, фольгой, раскраской. В музеях хранится совсем немного изделий домшинской бересты, в основном это различной величины корзины, овальные коробушки для рукоделия, сундуки.
Особенностью изделий этого промысла является способ украшения, который и выделил домшинскую бересту в самобытный центр народного творчества. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, темно-синей, иногда зеленой краской. Обычно одним цветом красили сразу по три-четыре квадрата лычек и узор компоновали из геометрических фигур – треугольников и ромбов. Помимо этого, берестянщики украшали изделия прорезными и тиснеными узорами. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. У каждого мастера был свой набор инструментов, рисунок на штампиках был несложный – разнообразные лепестковые, звездчатые, круглые розетки, мелкие ромбики, фигуры, собранные из треугольников. Однако комбинации этих простых элементов давали огромное разнообразие узоров. Поверхность приобретала рельефную фактуру. В углублениях орнамента накапливалась тень, а выпуклые части были более освещены, таким образом создавался светотеневой эффект, и изделие приобретало более мягкие очертания, в узоре появлялось ощущение глубины.
Еще домшинские мастера любили украшать свои изделия сквозными прорезными орнаментами на верхний слой лычек. На небольшой ромбической или квадратной поверхности берестяного слоя мастерам легче всего было прорезать геометрический узор из кругов, ромбов, треугольников, шестигранников, овалов, звездчатых фигур. Под них берестянщики подкладывали цветную фольгу. Фольга мерцала и переливалась в углублениях прорезей, и, таким образом, создавала ощущение драгоценности предмета.
Наибольшего расцвета домшинская береста достигла во второй половине XIX века. Тогда изделия одними из первых раскупались на Нижегородской ярмарке. Особым спросом пользовались берестяные чемоданы с фольгой.
Однако широкий спрос домшинских изделий и послужил одной из причин угасания художественного промысла. Дело в том, что в это время активно работали скупщики произведений у населения. Они брали вещи недорогие и не особенно следили за чистотой и качеством, стараясь насытить рынок изделиями популярного промысла.
Это привело к резкому снижению уровня мастерства, к изготовлению однотипных изделий. Еще одной причиной упадка послужило отсутствие хорошего сырья, так как заготовка бересты проводилась очень интенсивно на протяжении длительного времени. Берестянщики не заботились о восполнении сырьевого запаса, за берестой приходилось ездить в отдаленные участки, что приводило к дополнительным денежным затратам и, естественно, удорожанию продукции.
А потом и вовсе стали обучать ремеслу заключенных, создав таким образом выпуск однотипной, лишенной подчас художественной красоты продукции.
В деревнях Домшинского сельского поселения мало кто может вспомнить имена мастеров, а хотя в те времена здесь жило много талантливых художников, чьи плетеные берестяные изделия, особенно сундуки, охотно покупали и местные крестьяне. В таких ярких красивых сундуках возили и показывали приданое невест во время свадьбы, в них хранили праздничную одежду. Сегодня подобные предметы можно встретить в кладовых и чуланах хозяек, где они хранят муку, крупу или зерно и комбикорм для скота.
Но сотрудники районного центра рук не опускают, они начали возрождать этот замечательный промысел.
Хотя проблем на их пути немало. Одной из сложностей Галина Александровна называет то, что сейчас полностью утрачена технология. Нет мастера, который может рассказать и показать весь процесс «от и до».
На круглом столе, который проходил в рамках фестиваля-конкурса, была достигнута договоренность о сотрудничестве. Так, в будущем планируется проведение семинара по обучению плетению из бересты.
Галина Александровна и сама учится плести из бересты, уже несколько изделий сделала. Она считает, что главное – заинтересовать жителей нашего района и сохранить этот уникальный промысел.
Уважаемые шекснинцы, если у вас дома лежат изделия из домшинской бересты, большая просьба поделиться ими с сотрудниками Центра народной культуры – для реконструкции этого уникального ремесла важна любая мелочь.
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий