Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

одежда

Тайны земли Шекснинской. О плотниках «ужасных», сундучках изящных и юбках «с грибами»

Продолжаем цикл бесед с краеведом Э.В. Барановой и сегодня мы постараемся ответить на вопросы: какими ремеслами владели наши бабушки и дедушки? Во что они одевались? Какой потаенный смысл заложен в народных орнаментах? Бедно или богато жила русская деревня? Все это изучает наука этнография, а значит, тема нашего разговора – этнография Шекснинского района.
 
­     - Эмма Валентиновна, проводилось ли целенаправленное изучение материальной и духовной жизни людей, населявших территорию современного Шекснинского района?
     ­ - Да, проводилось. Начиная с 1975 года, Вологодский краеведческий музей организовал несколько экспедиций на территорию района. Этнографы описывали деревенские подворья, записывали сказания, песни, прибаутки, загадки, воспоминания о былой жизни, собирали старинные предметы быта.
­     - Начнем разговор с ремесел. Что наши предки умели делать сами, а что им приходилось покупать?
     ­ - Как правило, для своей семьи крестьяне могли делать все сами: сшить одежду, изготовить обувь, посуду… Но чем­то крестьянин владел мастерски. Тогда этим ремеслом он мог зарабатывать деньги. Один делал бочки на продажу, другой – горшки, третий – корзины плел, а кто­-то – сапоги тачал… Ремесленный мастеровой труд ценился и передавался в семье по наследству.
     В нашей местности были известны мастера -­ сапожники, кузнецы, катали, но особо прославились «ужасные шекснинские плотники». Работали плотники артелями: строили дома, украшали их балкончиками, мансардами, галереями. А ужасными их называли, потому что делали они все «ужасно красиво», искусно, то есть необычно, чудесно. Посмотрите на такие старые дома, украшенные деревянной резьбой. Каждый дом на особинку. Вся эта красота создана руками мастеровых.
     Еще в нашем крае широкую славу имела домшинская береста. Торговое село Домшино стояло на тракте и имело выход через Шексну на водный путь к северным и центральным районам России. На многолюдные ярмарки сюда съезжался торговый люд из больших городов. Да и сами мастера берестоплетения возили свои изделия даже на Нижегородскую ярмарку. Их  отличала любознательность и словоохотливость, за что и получили прозвище «домшары красноязыкие». 
     Раньше изделия из бересты были очень востребованы. Пластик еще не изобрели, стекло не было в широком употреблении, а береста – удивительный подручный, бесплатный материал, который человек научился использовать для изготовления необходимых в быту вещей. Почему удивительный? Хотя бы потому, что не боится сырости и холода, не пропускает влагу, продукты в берестяных изделиях сохраняются долгое время. В музее села Сизьма туристам показывают берестяной короб с верхним отверстием. Оказывается, это не что иное, как холодильник! Яйца в нем хранились и не портились несколько недель.   
     Домшинские изделия из бересты были очень изящны, разукрашивались разными красками, преимущественно оттенками красного и желтого цветов, покрывались лаком. Кроме раскраски, мастера украшали изделия прорезными и тиснеными узорами. В каждом хозяйстве обязательно были берестяные изделия: туеса, не пропускающие воду, зобенки, шкатулки со вставленными зеркальцами, сундуки с замочками, изящные саквояжи. В таких ярких красивых сундуках возили и показывали приданое невест во время свадьбы, в них хранили праздничную одежду.
     В 19 веке земство Вологодской губернии решило обучить этому мастерству тюремных сидельцев. Чего зря сидеть – пусть плетут. Но есть отличие томящегося в неволе узника от свободного мастера. У одного душа в клетке, у другого душа поет. Мастер свое творение любит, лелеет, а осужденные просто освоили массовое производство. Но было это просто ремесло, а не творчество мастера. Дешевые изделия тюремных замков наводнили рынок и составили конкуренцию мастерам.
     Сначала конкуренция, скупщики, нехватка сырья, потом революция, войны, колхозы постепенно привели к угасанию этого красивого народного ремесла. Домшинские мастера перестали заниматься своим промыслом.
     С начала XX века сохранились фамилии двух наиболее известных мастеров: Георгий Яковлевич Юшин жил в деревне Яковцево, а другой – Яков Демидович Хабаров, приблизительно 1870 года рождения, был из деревни Леушкино. К сожалению, сейчас даже не слышно, чтобы в домшинской стороне кто­-то серьезно занимался берестоплетением.
     Не меньше мастеров берестоплетения и плотников были известны и шекснинские столяры. Они делали всевозможные изделия из дерева. Красивая мебель с токарными балясинами, с фигурными навершиями не требовала росписи, а просто покрывалась черным лаком. Диваны, столы, стулья, буфеты, шкафы, горки, оправы для зеркал и сейчас есть чуть ли не в каждом сиземском доме. Такую мебель мастерил дед моего мужа Никандр Александрович Семичев из деревни Корякино.
     Мой дед, брат бабушки, Михаил Иванович Харьезин из деревни Давыдково тоже был хорошим столяром. В детстве я бывала в его мастерской на первом этаже большого дома и видела, как он искусно стругал доски для оконных рам. Дед Михаил изготавливал не только рамы, но и рамки для ульев, изящные рамки для фотографий и простую мебель. Не отказывал людям, брался делать все, что просили.  До глубокой старости еще и плотничал, помогал дома ремонтировать. Михаил Иванович прошел три войны артиллеристом без единой царапины. Вернулся домой с тринадцатью медалями. Но о войне никогда не вспоминал, а занимался любимым делом.
   В нашей деревне Максимково жил дедушка Илья Арефьев, который делал горшки на продажу для жителей своей округи. Хотя в Сизьму привозили посуду и из Ерги, и из Мяксы.
     Рядом жили два брата Маховы: Павел Александрович делал добротные бочки и в его пятистенке среди кучи стружки всегда стояли 2­-3 новенькие кадушечки. Алексей Махов был кузнецом. Для крестьянского хозяйства ковал: лопаты, вилы, топоры, серпы, ножи, подковы, гвозди и много чего. И еще дед Алексей бил льняное масло. Почему бил масло? У него был такой станок с тисками для мешочка. И чтобы масло выжать, приходилось бить по клинышкам, которые зажимали мешочек с горячим семенем, и тогда масло стекало по желобку в какую-нибудь емкость. А сливочное масло сбивали в каждом доме ручной маслобойкой.
    В нашей маленькой деревне Максимково сейчас шесть домов. А когда­-то была и своя катавальня, и кузница, и водяная мельница  устроена с запрудой на речке Сизьме.
­     - А во что одевались наши бабушки и дедушки?
     - ­ Образцы крестьянской одежды широко представлены в сиземском музее. Мне очень приятно, что там оказались несколько костюмов и из моего родового дома Харьезиных. Традиционный женский шекснинский костюм начала ХХ века представлен рубахой и юбкой. Хотя сарафаны из домотканого холста старухи донашивали вплоть до 70­-х годов ХХ века.
     На голове женщины носили расшитую борушку, покрытую платком, а девушки широкую ленту. Бабушка рассказывала, что до революции она плела косынки из шелка и шали из шерстяных ниток. Юбки раньше шили из домотканой пестряди с оборками, чаще кроеные по косой, как их называли – юбка «с грибами». Они были летние и зимние, теплые. Обрядовая рубаха­-покосница из белой ткани шилась на кокетке. Ее стан украшался по подолу пестрядинным ткачеством (на снимке: Костюм шекснинский. Вологда. Этнографический музей). Обязательный передник с оборкой украшался мерным кружевом. Носили нижние юбки из портна. Одевались, как  суслончик. Штанов наши бабушки не носили.  Зато вязали для холодной зимы толстые шерстяные чулки, спущенные гармошкой. Пояса в основном браные, выплетались на деревянных кружочках и досочках. Пояса различались: обычные и свадебные. На них  встречаются яркие узоры с птицами, барышнями, лисицами. На концах пояса – разноцветные шерстяные кисти. Узоры «пестряди» у мастериц никогда не повторялись. Каждая подбирала свой узор: в несколько поясов, с перебивками цветных нитей, добавляли кумач и ленты.
     Для одежды нашего края характерно преобладание красного цвета.
     Элементы вышивки на одежде чаще всего полугуськи и городчатые кресты.
     Особое внимание уделялось полотенцам (на снимке: Свадебное полотенце. 19 век. Шекснинский район. Вологодский краеведческий музей). Невеста, выходя замуж, имела до ста полотенец. Сундук с приданным девочки начинали собирать лет с пяти. Они сами вышивали полотенца и росли в труде, готовясь к следующему этапу жизни – замужеству. Узоры на полотенцах – это древние  обережные символы: двуглавый орел, берегини-рожаницы, лебеди, петушки, различные кресты. В русской традиции все знаки имеют сакральное значение и несут добро.
      Из обуви в общем употреблении были лапти и ступни из берестяного лыка, надевали их с портяными или шерстяными чулками. Моя бабушка говорила, что для обряда скотины мама шила ей в ступни папчехи.
Часто крестьяне тачали сапоги сами. Но многие заказывали мастерам­-сапожникам по своей мерке, а также покупали на ярмарках разные сапоги, полусапожки, кожаные башмаки и другую обувь. Зимой носили валенки и вязаные чулки и носки из овечьей шерсти. В Шекснинском крае известными сапожниками и катавалами были жители чуровских деревень.
     - ­ Эмма Валентиновна, как жила русская деревня: в бедности или богато? Историки не дают однозначного ответа на этот вопрос, а что думаете Вы?
      ­ - В разные исторические периоды деревня жила по-­разному. Например, в музейных коллекциях мы можем видеть, во что одевались люди в 16-­17 веках. Это очень добротная, богатая одежда, нередко украшенная золотом, драгоценными камнями, подбитая мехом. А кто ее носил? Оказывается, не только цари. (На снимке: Костюм крестьянки Вологодской губернии из собрания коллекции Шабельских, находящейся в собрании Российского Этнографического Музея)   
     Интересные записи о России оставил хорватский богослов Юрий Крижанич. В 1659 году он прибыл в Россию и прожил в Сибири в Тобольске  16 лет. И вот как он рассказывает о жизни простых людей в своем известном трактате «Политика»: «Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже чёрные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?.. Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шёлка… Следовало бы запретить простым людям употреблять шёлк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда негоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие чёрные люди носят шёлковые платья. Их жён не отличить от первейших боярынь…»
     Есть и другие подобные свидетельства иностранцев, которым не было необходимости приукрашивать действительность. Все они говорят о зажиточности простых крестьян в допетровской России. (На снимке: Костюм крестьянки Вологодской губернии из собрания коллекции Шабельских, находящейся в собрании Российского Этнографического Музея)
      В силу объективных причин в большом количестве дома, в которых жили люди 17 века, не сохранились до наших дней. Хотя в поморских деревнях и сейчас можно видеть такие хоромы: огромные двух­-, а то и трехэтажные строения, с балконами, галереями. В селе Семенково под Вологдой есть такие привезенные дома. Зайдешь в горницу, и чувствуешь себя совсем иначе, нежели в нашей квартире из бетона.
     Можно сделать вывод, что в 17-­ом веке простой люд имел все для благополучной жизни. А потом, видимо, произошли какие­-то трагические события, которые привели к обнищанию деревни.
     ­ - В наших беседе Вы упомянули о том, что в старинных орнаментах, которыми люди украшали дома, одежду, утварь, заложен большой смысл. Какие тайны хранят эти завитушки, гуськи и крестики?
     ­ - К сожалению, бытует мнение, что деревенское сознание было убогим, люди были неграмотными. А я, наоборот, сожалею, что мы утратили древнее миропонимание. Думаем, что развиваемся, делаемся цивилизованней, нравственней. Но есть и другая точка зрения. Например, в книге А.В. Юдина «Русская народная духовная культура», а это учебное пособие для студентов вузов, в разделе «Мир архетипов и повторений» читаем: «…двигаясь по кругам времени, мир изнашивается подобно тележному колесу, мир неуклонно движется к концу очередной великой эпохи, цикла циклов, к своей нижней точке, чтобы сгореть и очиститься в огне». То есть, древние думали так: мир постоянно теряет заряд своего первоначального золотого состояния, первоначальной святости и ценности. И потом обретает вновь, ведь «все возвращается на круги своя».
     Мировоззрение наших предков заложено в знаках на одежде, в домовой резьбе, в росписях на утвари: на сундуках, прялках. Человек всюду окружал себя этой обережной символикой. (На снимке: Вышивка на свадебном полотенце, принадлежавшем Анне Харьезиной из д. Давыдково, Шекснинский район)
     Понятие креста многомерно. Слова «крест», «крес», «кресить», «кресенье», «кресало» ­ - однокоренные и означают живой «огонь». Кресало по-­другому и называли огниво. Этот очистительный знак огня и оберегал человека от нечистоты. Крестятся и говорят: «Чур меня!» И через огонь прыгают, потому что считают, что огонь очищает.
     Если крест с крючками, то в Тарноге называли его «огнивец», в Верховажье – «крюковец», а в Шексне ­ - «вращунец», ну а в Индии называют «свастика». Вышивка «гуськи» -­ это как бы полусвастика. Во всех орнаментах эти знаки занимают ведущее место и означают вечное коловращения жизни.
     Мы должны понимать и ценить свою изначальную культуру, которую несет нам народная мудрость, обозначенная чужим словом «этнография».
     В ней столько сокровищ. И почему бы не вносить эту красоту и лад в нашу современную жизнь? 

Алексей ДОЛГОВ.

Опубликовано в газете "Звезда". № 89 от 19 ноября и № 90 от 22 ноября 2016 года.
 

Шекснинцы, посетите «Текстильный край»!

Предлагаем вам не убивать выходные на поездку за текстилем в Иваново. Напоминаем, что приобрести ивановские товары можно и в Шексне, в магазине «Текстильный край» (ул. Труда, 10-а, по соседству с магазином «Модница»). «Текстильный край» приглашает всех желающих за покупками! В продаже –  широкий ассортимент постельного белья, кухонных принадлежностей, одежды, одеял и многого другого, оптом и в розницу от ведущих фабрик города Иваново.
   У нас Вы можете приобрести постельные комплекты из сатина и шелка, поплина и бязи любого размера и ценовой категории. В магазине большой выбор домашнего текстиля – от носовых платков, кухонных принадлежностей (полотенца, скатерти, кухонные наборы) до одеял. В продаже – носочные изделия, мужское, женское, детское нижнее бельё (сорочки, пижамы, трико, халаты, футболки, комплекты для купания и т.д.) из натуральных тканей (хлопка, бамбука). Размеры от 42 до 68.
     Цены Вас порадуют, так как мы работаем напрямую с производителями, а также являемся крупными оптовиками – делаем заявки сразу на сеть торговых точек по Северо-Западному региону (7 магазинов «Текстильный край» находится в Ленинградской области и 4 – в Карелии). К примеру, сорочки Вы можете приобрести у нас от 150 до 270 рублей, халаты – от 320 рублей, туники – от 280 рублей, одеяла 1,5-спальные из шерсти – от 460 рублей, 2-спальные – от 500 рублей, евро – от 540 рублей, одеяла из холлофайбера (1,5-спальные от 420 рублей, 2-спальные по 500 рублей, евро – от 600 рублей).
     В магазине «Текстильный край» огромный выбор постельного белья современных ярких расцветок, высокого качества из шуйской и ивановской бязи. В продаже имеются и товары торгово-производственной компании «Экотекс», которая является отечественным производителем домашнего текстиля, успешно работает и динамично развивается на российском текстильном рынке более 15-ти лет. От «Экотекс» в продаже также имеются  подушки и одеяла с разными наполнителями (шерстяными, хлопковыми, пухоперовыми, бамбуковыми, эвкалиптовыми), пледы и покрывала, махровые полотенца, текстиль для кухни – вот неполный список продукции, которая заслуженно пользуется большим спросом у покупателей.
     У нас Вы можете приобрести и эксклюзивные комплекты постельного белья из ткани «Сатин жаккард». Это натуральная 100% хлопковая ткань, которая обладает высокой прочностью и великолепным рельефным рисунком, она обладает высокой износостойкостью и имеет презентабельный внешний вид. Комплект 2-спального белья с вышивкой – 2700 рублей, евро – 2850 рублей.
     Помимо этого постельное бельё мы продаём и в разборном виде, что очень выгодно для покупателей и пользуется среди них спросом.
     Что ещё добавить? Обновление ассортимента в магазине «Текстильный край»  - два раза в месяц с учётом сезона и спроса 
покупателей. Кроме того, мы принимаем заявки от предприятий, организаций и юридических лиц. Удобная система скидок также заинтересует покупателей с коллективными заявками. При большом заказе предоставляем скидки. Ивановское постельное белье - это широко известный бренд, который завоевал себе почетное место на российском рынке текстильной продукции. Любите себя, не экономьте на себе, заботьтесь о своём здоровье и о здоровье близких, покупая качественные текстильные товары из Иванова, а наши доброжелательные и внимательные продавцы помогут Вам определиться с выбором товара. Приходите в «Текстильный край»! Мы всегда рады Вас видеть!
     В продаже  модные сарафаны, мужские и женские костюмы, платья, шорты.
     Двери магазина открыты для покупателей: в будние дни – с 10 до 19 часов, в субботу и воскресенье – с 10 до 17 часов.
     На правах рекламы.

В муниципальном служащем все должно быть прекрасно

В настоящее время в администрации района в стадии согласования находится проект постановления, касающегося внешнего вида муниципальных служащих Шекснинского муниципального района.

       В этом документе, в частности, говорится: «Работникам надлежит иметь безупречный внешний вид, соответствующий официальному характеру деятельности органа государственной власти, при этом одежда должна быть аккуратной, делового стиля, при котором отдается предпочтение классическим моделям одежды, классической обуви. Вещи и аксессуары должны гармонировать между собой».
        Общее требование для всех - одежда должна быть чистой и выглаженной. Что же касается внешнего вида мужчин и женщин, то здесь есть существенные различия.

Как должны выглядеть служащие-женщины

     Дамы при проведении официальных  мероприятий обязаны быть в костюме (брючный допускается) классического покроя, выдержанном в спокойных тонах, и белой блузке.
    Длина юбки - не выше 10 см над коленом и не ниже середины икры. Длина брюк – до начала каблука. Обувь - классические черные закрытые туфли без украшений. Для повседневной работы  женщинам рекомендована строгая однотонная блузка классического покроя более светлых цветов, чем пиджак или жилет, костюм классического покроя, выдержанный в спокойных тонах. Допустимо однотонное деловое платье, предпочтительно темных оттенков. Допускается отсутствие пиджака. Можно носить жилет.
     Зимой обязательна сменная обувь: классические черные (либо в тон костюму) закрытые туфли. Летом возможны босоножки с закрытым носом без ярких украшений.
      Пляжная, спортивная, кожаная, велюровая одежда, короткие юбки, майки, прозрачная и обтягивающая одежда, вещи с глубокими вырезами, а также оголяющие живот, плечи и спину - недопустимы! Это касается и обуви яркой расцветки, открытых босоножек и прочей  обуви с украшениями в виде страз, цветочков, бантиков и др.
      Волосы должны быть чистыми, уложены в аккуратную классическую прическу. Цвет волос должен быть естественных оттенков. Если волосы длиннее, чем до плеч, то они должны быть забраны в прическу.

Как должны выглядеть служащие-мужчины

     При проведении официальных  мероприятий служащие-мужчины обязаны  быть в костюмах  классического покроя, выдержанных в спокойных тонах.
     Галстук - светлее костюма и темнее сорочки. Он  должен быть завязан таким образом, чтобы закрывать 2/3 пряжки ремня брюк. Обувь - классические черные туфли без пряжек и украшений.
      Для повседневной работы  мужчинам администрации рекомендованы костюмы классического покроя, выдержанные в спокойных тонах. Вместо пиджака возможен тонкий жилет или пуловер. Требования к галстуку, что и в первом случае. В летнее время  допускается  рубашка с коротким рукавом и галстук. Обувь - черные, либо однотонные светлые туфли без пряжек и украшений, на тонкой подошве из натуральной кожи. Зимой - черные (либо в тон костюму) ботинки без пряжек и украшений, на тонкой подошве из натуральной кожи.
      Недопустимы: футболки, майки, рубашки-поло, спортивная, пляжная одежда, галстук- «бабочка». И также недопустимы ботинки на толстой подошве, сандалии, спортивная, пляжная обувь.
       Волосы должны быть чистыми, коротко подстриженными.

Авторы: 

«Надеть трико и тапки в якорях… и стать одним из тысячи нерях!»

Предложение протоиерея Всеволода Чаплина о введении общероссийского дресс-кода вызвало широкую дискуссию в обществе. Мнения оппонентов анализировала наш корреспондент Ольга Широкова.
     «Он не имел самоуважения и не чувствовал необходимости в уважении людей», - так охарактеризовал А.С. Пушкин одного из своих современников.     Самоуважение – понятие, в общем-то, всем известное. Черта, относящаяся скорее к достоинствам личности, чем к недостаткам. Ни к чему иному, как к самоуважению и призвал россиян в начале 2011 года Всеволод Чаплин, глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества, отметив, что манера россиян одеваться приводит к неприятностям в личной жизни.
     «Развязный внешний вид и развязное поведение — прямая дорога к несчастью. К пустым «любвям на один раз». К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе», — предупреждает Всеволод Чаплин. Одним из его предложений было – придумать общероссийский дресс-код, запрещающий появляться в общественном месте женщинам - с низким декольте, в мини-юбках, с голыми животами и т.п., а мужчинам – в шортах, майках (или с голым торсом), «трениках» и тапочках.
     Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества с одобрением отметил, что многие компании, школы, вузы уже ввели у себя дресс-коды, почему бы и для всех россиян не постараться? Он также выразил радость по поводу того, что его предложение обсудить внешний вид российских женщин и девушек вызвало интерес, но удивлен, что  некоторые решили, будто он оправдывает изнасилование и неприличные приставания. «И в мыслях того не было. Нет таким действиям оправдания. А вот проблема, между прочим, остается. Не   столько для меня, скорее для тех, кто путает улицу со стриптизом (ну, или снова начнет путать, как только зима кончится)», — подчеркнул отец Всеволод. По его словам, женщина, «условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но  уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?». Священнослужитель отметил, что «во все времена, у всех народов женщина уважалась и выбиралась в спутницы жизни, если отличалась скромностью и если мужчины знали ее чуть посерьёзнее, чем во время встречи на  улице или в питейном заведении».
     При всей категоричности суждений, свойственной отцу Всеволоду, нельзя не признать его правоты в том, что «во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом». Хотя многие из нас (ещё со времён перестройки) научились спокойно относиться к вызывающей экипировке ряда лиц, желающих обратить на себя внимание любым способом, признайтесь, и вас хоть раз, но покоробил вид полуодетых  сотрудниц в офисах, молоденьких продавщиц с голым пузом и колечком в пупке или (другая крайность) - женщин или мужчин в засаленных жилетках и брюках с вытянутыми коленками. Теперь возьмём ситуацию наоборот – как приятно лицезреть в кабинете, на улице, в общественном месте леди либо джентльмена, одетых и пристойно, и стильно. И здесь почти как по Пушкину получается – самоуважение личности притягивает уважение окружающих. И речь идёт не о полной зависимости человека от чьего-то мнения, а именно о взаимном уважении, необходимом для общения с коллегами, с клиентами, и даже просто для проходящих мимо людей. Вряд ли кто-то будет воспринимать серьёзно, скажем, представителя фирмы, явившегося заключать договор на поставку продукции в майке, шортах и сандалиях по случаю жары летом. Поэтому руководители предприятий требуют от своих подчинённых респектабельного внешнего вида – костюм, рубашка, галстук. В случае жары можно лишь снять пиджак. И опять же – речь идёт не только о прибыли предприятия, но и о чём-то нематериальном, неосязаемом, но важном – уважении к клиентам (которое, как мы уже выяснили, имеет свойство возвращаться). Почему же и в повседневной жизни не усвоить это простое правило, которое ещё наши предки ёмко сформулировали, как «по одёжке встречают». А если ещё и умом блеснуть удастся, то победа полная.
     Следует сказать и о том, что в Интернете было опубликовано открытое обращение к патриарху Кириллу, которое подписали более 700 человек – приверженцев демократичного подхода к экипировке, выразив своё возмущение и несогласие с Всеволодом Чаплиным. Авторы петиции среди прочего процитировали недавние слова отца Всеволода о женщинах, которые он произнес на «круглом столе» по межэтническим отношениям: «Если она носит мини-юбку, то она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права».
        Оппоненты Всеволода заявили, что внешний вид – «это частное дело человека», и любой человек «имеет  право на сексуальную неприкосновенность независимо от формы одежды, круга общения и т.п.». Они призвали патриарха осудить «дискриминационные и оскорбительные высказывания в отношении женщин со стороны представителей РПЦ». В связи с этим отец Всеволод указал на то, что «как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе — не только их личное дело. Кстати, мужчин это не в  меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в «треники» и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости — если он бомж, например», — отметил священник  в своем ответе.
   Так или иначе, проблема была обозначена, и по всей России прошли официальные и не совсем обсуждения данного вопроса. Некоторые руководители напомнили своим сотрудникам об уже существующих правилах, а кто-то ввёл новые. В нашем посёлке есть несколько учреждений, сотрудников которых мы привыкли видеть в форме, а ведь это тоже своеобразный дресс-код  для поддержания дисциплины не только в своём коллективе, но и в обществе. Замечательно прижились нововведения и в штатских организациях – чей взор не порадовали зелёные шейные платки и белые блузки сотрудниц Сбербанка или васильковые жилетки учащихся школы №1 имени адмирала А.М. Калинина? Вроде бы идея несложна: подчеркнуть принадлежность человека к той или иной организации, а в результате происходит снова так называемый круговорот уважения от коллектива к посетителям и обратно. Так почему бы и отдельно взятой личности не соблюдать это простое правило – проявлять уважение к себе и окружающим, начиная со своего внешнего вида?
Ольга ШИРОКОВА.
По материалам сети Интернет.
Ключевые слова: 
Авторы: 

Страницы

Подписка на RSS - одежда