Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Архив публикаций

Впервые за много лет в Шексне пройдет фестиваль «Играй, гармонь!»

Шекснинский район  – край с богатыми народными традициями, в том числе и музыкальными. Талантливые гармонисты - самородки всегда были в центре всеобщего внимания. В каждой деревне играли по-особому, всякий гармонист отличался от другого – так рождались разнообразные наигрыши. Более 30 лет назад на шекснинской земле зародился праздник «Играй, гармонь!». На первом этом мероприятии собралось более 30 гармонистов.
 
     К сожалению, в наши дни стало проблемой найти гармонистов и организовать такой праздник. Чтобы не забыть свои истоки, возродить и продолжить народные традиции в Шекснинском районе, возрождается музыкальный фестиваль «Играй, гармонь, звени, частушка!». Он состоится 12 марта 2016 года в молодежном культурном центре «Энергия».
     Фестиваль  не устанавливает ограничений по возрасту участников и месту их проживания. На  конкурс предоставляются стихи и песни, посвящённые гармони, гармонистам и  родному краю, частушки и песни под гармонь. Каждый участник- представляет себя музыкальным произведением (либо поппури из музыкальных фрагментов). Разрешается выступление дуэтом или группой. Лучшие  произведения прозвучат на различных районных праздничных мероприятиях.  На данный момент свое участие в фестивале подтвердили 10 гармонистов.
     Уважаемые шекснинцы, если Вы любите гармонь и прекрасно на ней играете, приглашаем к участию в фестивале. Заявку можно подать по телефонам: 2-17-81,  районный Совет ветеранов; 2–42–28, Центр истории и культуры. По этим же номерам можно задать все интересующие вас вопросы.
Юлия ДАВЫДОВА.
 

Наши самбисты показали высокий уровень подготовки на турнире городов России

23 и 24 января в Вельске состоялся турнир городов России по самбо памяти Героя Советского Союза Шибанова Г.И. В нем приняло участие более 250 человек из Усинска, Котласа, Череповца, Вологды, Вельска, Кулоя, Шексны и Архангельска.
 
    Команда Шекснинского района состояла из 14 спортсменов и одного судьи. Самые маленькие самбисты поехали с родителями.
     Наши спортсмены показали высокий уровень подготовки. По спортивному самбо «серебро» завоевал Иван Антонов в весовой категории до 24 кг. Юный борец живет в Чебсаре, родители постоянно возят его на тренировки в Шексну. Он занимается всего полгода, но уже показывает хорошие результаты на соревнованиях такого уровня. Ивану было сложнее всего, хотя сам он 2008 года рождения выступал в возрастной группе 2006/2007 г.р. Но не испугался и выиграл три схватки и одну проиграл.
     В возрастной группе 2000/2001 г.р. третьи места заняли Даниил Вертоселов (вес - 46 кг) и Даниил Полуэктов (66 кг).
     В боевом самбо серебряным призером соревнований стал Павел Веселов в весовой категории до 90 кг. А Никита Сипливый (свыше 90 кг) занял второе место.
     Весовая категория до 74 кг  стала самой многочисленной. Шексну здесь представляли два борца - Илья Ананьев и Евгений Андреев, они сотрудники ФКУ ИК № 17, боевым самбо занимаются полгода.  Они стали бронзовыми призерами соревнований.
     Хочется отметить, что не каждый может заниматься боевым самбо, ведь этот вид борьбы приравнивается к уличной драке, где побеждает тот, кто владеет и ударной, и борцовской техникой. Мы поздравляем борцов с заслуженной наградой.
     Участники соревнований выражают огромную благодарность родителям, которые не только болели за наших спортсменов, но и оказывали активную помощь в соревновательном процессе.

 

Водители, чтобы не оказаться в кювете, соблюдайте скоростной режим

     ОГИБДД обращает внимание водителей, что в связи с ухудшением погодных и дорожных условий увеличилось количество ДТП на федеральной трассе. За 27 января только на участке Шекснинского района было зарегистрировано шесть дорожных происшествий, в основном – это съезды в кювет и опрокидывания. Основная причина ДТП – несоблюдение скоростного режима. 
 

История Шекснинского монашества. Продолжение

Для православных христиан Шекснинского района 30 января - день особенный. В этот день совершается память преподобного Антония Черноезерского - покровителя шекснинского края. Место его духовных подвигов - Черное озеро, спрятанное в лесу невдалеке от деревни Анисимово Ершовского сельского поселения. Здесь чувствуется особая благодать, и каждый, кто хоть раз побывал на Черном озере, хочет прийти сюда снова.
 
Ошибки реформаторов
 
       В XIX веке правительство России проводило планомерную политику по сокращению числа приходов и снижению численности священнослужителей, причём происходило это, когда население, а значит, и количество прихожан, интенсивно росло. К сожалению, наши православные правители (в законе Российской Империи было записано, что императором может быть только человек православного вероисповедания, и его супруга тоже должна быть православной) не понимали важность сельских и монастырских приходов, и духовная катастрофа в жизни страны, случившаяся вскоре, - наглядное тому подтверждение. В первую очередь под сокращение попадали причты бесприходных церквей. Поэтому в 1821 году Черноезерский приход был упразднён, священника и пономаря перевели в другое место служения, а церковь Рождества Богородицы приписана к Чуровскому храму, расположенному на противоположной стороне реки Шексны (в 12 километрах от Черных озерков).
      У священников Чуровской церкви (одного из самых многочисленных окрестных приходов), итак обремененных множеством забот, просто не оставалось времени для проведения богослужений в Черноезерской церкви, расположенной к тому же за "превеликими грязями и топкими местами". Церковь на Черных озерках пришла в полное запустение.
       Некоторое представление о судьбе храма может дать рассказ о соседней Борисоглебской церкви на Ирме, упразднённой в то же время. По рассказам старожилов,  "запустение церкви было столь велико, что в нее входили овцы. Помещик, охотясь, заходил в нее с собаками; в это время были похищены колокола и иконы".
     Думается, положение Черноезерской церкви было не лучше.
     В результате со временем пустынь постепенно лишилась почти всех своих построек. Дольше всего сохранялась деревянная часовня над мощами преподобного.
 
Духовная катастрофа
 
    В 1875 году на месте часовни над мощами преподобного тщанием почитателей Антония Черноезерского была устроена деревянная церковь Рождества Богородицы. Служили в ней, как и прежде, священники чуровской церкви.
     Период для её постройки удивительный, ведь в 1876 году была проведена очередная реформа, согласно которой только в Белозерском уезде число приходов сократилось на треть.
      Результаты этой и ранее проведённых реформ не замедлили сказаться. В 1881 году император Александр II был убит народовольцами. Вся история России полна дворцовых переворотов, но чтобы царь был убит обычным человеком из народа, подданным - такое произошло впервые. Настоящая духовная катастрофа. 
     Его преемник Александр III осознал, что одной из главных причин нарастания революционной активности являлось оскудение веры в народе. Статистика была неутешительна. В книге "Столетие военного министерства" (1902) утверждалось, что около 70 процентов новобранцев, поступавших в войска в 1880-1890-е годы, не знали никаких молитв и не имели даже самых элементарных понятий о православной вере. А ведь русская армия была опорой царского престола и состояла, главным образом, из крестьян, то есть традиционно самой религиозной части населения.
     Александр III резко изменяет религиозную политику русского государства. При нём начинают возобновляться упразднённые приходы и появляются новые, восстанавливаются диаконские вакансии при сельских церквях, активно открываются церковно-приходские школы и другие учебные заведения. Время Александра III (1881-1894) стало также началом расцвета русских монастырей и монашества.
      Политику своего отца продолжил император-страстотерпец Николай II, при котором наблюдались невиданное доселе церковное и монастырское строительство, прерванное Октябрьским переворотом.
 
Черные озерки ожили
 
      Благоприятные внутриполитические изменения не замедлили сказаться и на судьбе Черноезерского прихода.
     1 января 1893 года в Черные озерки был переведен священник Алексий Богоявленский, которому выпала нелёгкая задача возрождения глухого и бедного православного прихода. Ему же довелось стать первым священником устроенного в 1911 году  Черноезерского монастыря. Трудностей на его долю выпало немало, но отец Алексий остался верным Черноезерскому храму до конца. Невзирая на слабость здоровья, в течение 19 лет он исполнял должность штатного священника, а когда 8 сентября 1911 года он уволился за штат, то продолжал проживать в Черных озерках и по мере своих старческих сил служил делу возрождения Черноезерского монастыря.
     Не только бедность и труднодоступность Черноезерского прихода осложняли пастырскую работу.
    В XIX - начале ХХ веков в окрестностях Черных озерков было открыто несколько скитов, где жили старообрядцы, принадлежавшие к так называемому Спасову согласию.  В раскол было совращено немало прихожан Черноезерского, Чуровского и других окрестных храмов.     
Последователи Спасова согласия не имели своих священников и считали, что допустимо и неосвященному лицу отправлять церковное богослужение и совершать два "потребно-нуждные во спасение" таинства: крещение и покаяние.
     Они требовали строгого воздержания в пище и питии, не дозволяли носить ничего пёстрого и цветного, что составляло один из важных пунктов их учения: "На ком рубаха пестра, знай - душа его антихристова сестра", "Что ни пестринка, то сидит бесинка". Хоть и очень редко, но встречались среди последователей толка случаи разного рода самоубийств и убийств "во спасение". Так, крестьянин деревни Слободищи Владимирской губернии Михаил Куртин "по указанию свыше" зарезал своего семилетнего сына Григория. На суде он говорил, что "заклал сына своего в жертву Спасу".
     Местные спасовцы до таких крайностей не доходили, но тем не менее их деятельность беспокоила епархиальное руководство, которое изыскивало всевозможные средства для борьбы с разрастающимся расколом.
     Методы для этого использовались самые разные, один из них - учреждение православных обителей в районах наибольшего распространения раскола. Миссионерские монастыри, как правило, организовывали в местах, где имелись святыни, почитаемые раскольниками. Чаще всего это были мощи святых, представившихся до реформ патриарха Никона.
     Преподобный Антоний Черноезерский относился именно к таким святым (блаженная его кончина наступила в 1598 году), и поэтому он пользовался особым почитанием среди местных старообрядцев.
      На этот отрадный факт в 1911 году обратил внимание епархиальный миссионер архимандрит Варсонофий Лебедев (будущий епископ Кирилловский, священномученник). Увидев, что староверы любят приходить в храм и молиться святому Антонию, он решил, что здесь нужно восстановить православный монастырь. Своими мыслями он поделился с новгородским архиепископом Арсением Стадницким (с 1778 года наши края относились к Новгородской епархии). Архиепископ Арсений горячо поддержал эту идею и предложил заняться делом возобновления обители игумении Леушинского монастыря Таисии - устроительнице многих женских монастырей.
      Архиепископ Арсений (Стадницкий), священномученник Варсонофий (Лебедев) и игуменья Таисия искренне служили Господу, и их начинание не могло не дать благие всходы.
      Проблемой могли стать только преклонный возраст игуменьи (в 1911 году ей исполнялось 69 лет) и слабость её здоровья. Поэтому архиепископ Арсений предложил архимандриту Варсонофию съездить в Леушино и переговорить с матушкой лично, не настаивая, а высказывая лишь благое пожелание.
      Исторический разговор, с которого собственно и началась история возрождения Черноезерской обители, состоялся 20 марта 1911 года.
      Игумения Таисия, увидевшая в пожелании владыки волю свыше, невзирая на старческие немощи, рьяно взялась за дело. О своем согласии она сообщила архиерею в письме. Примечательно, что игуменья Таисия ошиблась в названии селения, назвав его Черноречьем, что свидетельствует о том, что сообщение архимандрита Варсонофия застало её буквально врасплох, и до этой беседы она, похоже, ничего не знала о Черноезерской пустыни.
     Душа её "рвалась на святое дело" (так она писала в письме архиепископу) возрождения древнего монастыря. Матушка активно изыскивала всевозможные средства для обеспечения обители всем необходимым. С открытием навигации 1911 года она собиралась съездить и осмотреть место будущего монастыря, но старческие немощи и болезни не позволили ей осуществить планы. Эти хлопоты она поручила монахине Антонине (будущей Черноезерской игуменье), которая в первую же поездку в Черноезерье познакомилась с местными жителями и нашла у них  поддержку в деле устройства обители. Крестьяне подыскали дом стоимостью около 1000 рублей, а Бог послал благодетельницу, которая дала необходимую сумму. Местные православные мужички бесплатно перевезли дом на Черное озеро, и уже в мае там поселились первые сестры.
      В начале июня 1911 года Черноезерский погост, по рассказам очевидцев, выглядел весьма бедно и неустроенно: "Небольшая старинная деревянная церковь обнесена деревянной оградой. Неподалеку от церкви за оградой дом священника и дом сестер. Около ограды большое озеро. В храме, у правого клироса под сенью деревянная гробница, в которой почивают мощи преподобного".
      Тем не менее главное было сделано. На месте подвигов преподобного, спустя 147 лет после упразднения пустыни, вновь стали возноситься иноческие молитвы.
 
Статья составлена на основании устного рассказа историка М.Г. Мальцева и глав из его книги "Антониева Черноезерская пустынь", напечатанных в приходском листе "Фонарик" храма Казанского образа Божией Матери (Шексна).
 

Опубликовано в газете «Звезда». № 6 от 27 января 2015 года.

 

За два дня огонь уничтожил два жилых дома в Шекснинском районе

Два жилых дома в Ершовском и Нифантовском сельском поселениях были уничтожены огнем. На обоих пожарах были задействованы 10 пожарных расчетов.
 
     Первый вызов на пульт диспетчера пожарной охраны поступил в пятницу, 22 января, в 12 часов дня. Горел дом в деревне Ершово. К месту были направлены три автоцистерны – две из шекснинских частей № 16 и № 62 и машина из деревни Демидово.
     В пути следования старшим должностным лицом по внешним признакам  – издалека был виден столб черного дыма - была затребована еще одна машина из 16-й пожарной части.
     Когда огнеборцы прибыли в деревню, было установлено, что горит жилой деревянный дом с двором размером 8 на 20 метров. Огнем охвачена дворовая часть  и кровля здания, создалась угроза соседним строениям. 
     Первоначальной задачей пожарных было отсечь огонь от жилой части дома и ликвидировать горение кровли. На помощь была вызвана еще одна автоцистерна из ПЧ-2 ВДПО.
     Пожарные подали стволы по лестнице на чердак. Используя противогазы, проникли в дом через окно и не дали огню распространиться со двора в жилые комнаты.
     Благодаря принятым мерам около шести часов вечера пожар был полностью  потушен. Однако дом сильно поврежден огнем, полностью сгорел двор.
     Вероятной причиной  могло стать использование инфракрасной лампы для обогрева домашней скотины.
     В пожаре погибли коза, два поросенка и курицы. Без средств к существованию осталась 65-летняя Нина Акиндиновна Андреева. Не удалось спасти ни одежду, ни мебель. Сейчас она живет  в доме родственников в д. Ершово (на момент пожара в доме не проживали). Неравнодушные люди из Шекснинского района и Череповца сразу же отозвались, кто-то привез вещи, кто-то - посуду. На данный момент наиболее остро встала проблема с денежными средствами – пострадавшей просто не на что жить.
     Уважаемые жители нашего поселка, мы вновь обращаемся за помощью. Если у вас есть возможность помочь Нине Акиндиновне материально, денежные средства можно приносить к нам в редакцию.

     На следующий день, 23 января, в 15.47, сообщение о пожаре пришло из деревни Тарканово Нифантовского сельского поселения. Там горел жилой бревенчатый, обшитый сайдингом дом общей площадью 150 квадратных метров.
     Когда пожарные прибыли на место, здание горело открытым пламенем, создалась угроза соседним строениям.
     Благодаря грамотным действиям шекснинских огнеборцев, соседние дома не пострадали, но, к сожалению, сам дом спасти не удалось – он полностью уничтожен огнем. Из огня ничего вынести не удалось. Жертв и пострадавших нет.
     Одной из причин могло послужить нарушение правил безопасности при эксплуатации отопительной печи. Дом был застрахован. Сумма ущерба пока неизвестна. На месте работали пять пожарных расчетов.
Юлия ДАВЫДОВА.
 

Внимание! Спектакль «Снежная королева» переносится!

     В связи с ограничением массовых мероприятий из-за эпидемии гриппа спектакль «Снежная королева» и подведение итогов конкурса дизайнерских елочек  в молодежном культурном центре «Энергия» переносится на 28 февраля. Начало мероприятия - в 15.00.
Юлия ДАВЫДОВА.
 

В аптеках нет одноразовых масок и оксолиновой мази. Ищем им замену!

     В шекснинских аптеках расхватали все одноразовые маски. Нет оксолиновой мази...
     Такая новость вгоняет людей в еще большую панику. А стоит ли? Подойдут ли в этом случае маски из обычной марли. Как вообще правильно пользоваться масками? Чем можно заменить оксолиновую мазь? Какие есть еще эффективные методы профилактики? Проконсультировать шекснинцев любезно вызвалась Т.А. Петрова, врач–эпидемиолог Шекснинской ЦРБ.
     Читайте в субботнем номере «Звезды»!

 

История Шекснинского монашества

Подробный рассказ об Антониево-Черноезерском монастыре – единственной обители, расположенной в Шекснинском районе.
 
Для православных христиан Шекснинского района 30 января - день особенный. В этот день совершается память преподобного Антония Черноезерского - покровителя шекснинского края. Место его духовных подвигов - Черное озеро, спрятанное в лесу невдалеке от деревни Анисимово Ершовского сельского поселения. Здесь чувствуется особая благодать, и каждый, кто хоть раз побывал на Черном озере, хочет прийти сюда снова.
 
К "сокровищу" земли шекснинской

    13 июля 2014 года вдохновителем похода на Черное озеро стал череповецкий историк Михаил Геннадьевич Мальцев, серьезно изучавший историю обители. Шли не как туристы, а как паломники. Крестный ход начался от часовни Антония Черноезерского в деревне Анисимово. Икону преподобного Антония паломники несли по очереди. Прошли деревню, поле, и через 10-15 минут ходьбы по лесной тропинке вышли к живописному озеру, рядом с которым находится кладбищенский погост. Здесь, на невысоком холме из битого кирпича возвышается поклонный крест, установленный в память о  древней Антониевой Черноезерской пустыни - одной из самых интересных и загадочных святынь Вологодской земли. К сожалению, эта обитель ныне разрушена до основания. Но место, где она находилась, даже поруганное и осквернённое, продолжает таить в себе глубокую тайну - тайну веры и святости.
     Над местом упокоения преподобного Антония верующие прочитали акафист основателю пустыни, после чего жители деревни Анисимово пригласили всех отведать приготовленную трапезу. Они приготовили наваристую уху, вкуснейший плов, квас с пирогами. С глубокой старины и по наши дни в православных монастырях во время общей трапезы один из монахов читал вслух жития святых, чтобы, во-первых, познакомить всех с житием, а во-вторых, не дать место суетным разговорам во время еды. Вот и Михаил Геннадьевич предложил всем кушать, а сам начал рассказывать об Антонии Черноезерском и о монастыре, обращая внимание на удивительные факты и невероятные события в истории монашеской обители. 
    Первоначальная история пустыни может показаться одним большим чудом, совершенным по молитвам преподобного Антония. Обитель, расположенная за "превеликими грязями" и топкими местами, вдали от крупных селений, казалось бы, неминуемо должна была придти в полное запустение и забвение. Но этого не происходило. В тот момент, когда память о ней уже готова была изгладиться из людских сердец, она на короткое время неожиданно возрождалась вновь, открывая источник спасения для всех страждущих и обременённых.
   Но самым удивительным оказался последний этап существования монастыря, связанный с именами выдающихся подвижников ХХ века: святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Варсонофия (Лебедева), митрополита Арсения (Стадницкого) и игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой). Их совместными усилиями удалось воссоздать обитель, которая оказалась настолько крепкой, что смогла относительно благополучно пережить самый кровавый этап гонений на веру. Только вдумайтесь! Есть все основания полагать, что во второй половине 1930-х годов Черноезерский монастырь оставался единственной действующей обителью на территории Советской России.
     Впрочем, обо всем по порядку…
 
Антоний - угодник Божий
 
     О жизни преподобного Антония Черноезерского до нас дошли весьма краткие сведения. Неизвестно, где он родился и принял монашество, откуда и когда пришёл на берег Черного озера, где впоследствии устроилась Черноезерская пустынь. Согласно утверждению дореволюционных краеведов, преподобный Антоний поселился на Черном озере в XVI веке, в то время это было труднодоступное место среди лесов и болот. Можно предположить, что он приплыл по реке Шексне, бывшей тогда основной транспортной магистралью нашего края. Вначале отшельник подвизался в полном одиночестве. Черное озеро, овальным зеркалом лежащее среди густого леса, было малодоступно и тем самым представляло собой идеальное место для спасительного уединения. Собственно, в то время существовало два Черных озера - Большое и Малое. Большое в настоящее время подтоплено Шексной. Преподобный Антоний поселился на Малом Черном озере.
     Крайняя скудость информации, сохранившейся о святом, лучше всего свидетельствует о великом смирении угодника, бежавшего от людской славы в глухие труднопроходимые леса и болота. Только одному Богу были известны подвиги преподобного, которые, по-видимому, были немалыми. Преставился Антоний Черноезерский в 1598 году.

     Яко избранник Божий, Антоние, прославися на езере Черном, не иский славы от человек, и Бог прослави Тя в чудесех Своих. Темже молим тя, не престай молитися о всех, с верою имя твое призывающих (Служба Собору новгородских святых, Канон, песнь 7).
     Спустя три века после представления преподобного Антония знаменитый церковный иерарх и богослов (один из трёх кандидатов на патриарший престол в 1918 году) митрополит Арсений (Стадницкий) сказал об Антонии Черноезерском удивительные слова: Чёрные озерки (а значит и весь Шекснинский край) "обладают более дорогим, чем золото и серебро, сокровищем: здесь почивают мощи святого преподобного Антония, которым   когда-то светилось это место. Преподобный почивает скромно, вдали от шумных городов и больших сёл; он избрал местом своего упокоения уединенную весь, вероятно, потому, что люди недостойны видеть его. Верно, люди не умеют достодолжно чтить угодника, и Господь взял его от них, как некогда отнял у евреев Ковчег Завета. Но настанет время явиться преподобному; и когда он откроется миру, то здесь явится источник спасения, и все обратятся к преподобному для просвещения верою Христовою".
    Своеобразным подтверждением его слов является история Черноезерской пустыни, то приходившей в запустение, то вновь возрождавшейся. Причём в этих периодах запустения и расцвета древней обители чётко прослеживались периоды упадка и духовного возрождения русского народа.
 
За "превеликими грязями"

      Уже после смерти преподобного, в начале XVII века монастырь подвергся нападению поляков. Шайки разбойников специально искали монастыри, потому что им нужны были золото, деньги, богатства. Не взирая на болота и леса, они искали монастыри, и даже если ничего не находили в пустынях, то раззоряли их. По преданию (достоверных источников нет), поляки пришли на Черное озеро приблизительно в 1610-1615 годах - так называемое Смутное время в истории России. После разбойничьего нападения длительное время монастырь пребывал в запустении, монахов здесь не осталось. Казалось бы, духовная жизнь в этом отдалённом месте должна была заглохнуть и имя преподобного забыться, но Богу было угодно, чтобы молитва вновь была возносима среди дремучих лесов шекснинского края.
      Смутное время прошло, и вот уже царь Михаил Романов - первый из дома Романовых - в знак благодарности наделял земли тем, кто помог ему в борьбе с поляками. Одному из помещиков - "смолнянину" (жителю Смоленска) Даниилу Стефановичу Ширкову - в числе прочих земель были пожалованы Черные озерки. Узнав о необычной истории приобретенного места и о преподобном Антонии, он решил возобновить здесь монастырь, снабдив его землей. Не исключено, что причиной благородного поступка стало какое-то чудесное явление, может быть, видение преподобного Антония или другое указание свыше.
     В переписной книге Белозерского уезда 1678-79 годов указывается, что на поместной земле Даниила Стефановича Ширкова возле Черного озера стоят церковь Рождества Пресвятой Богородицы, часовня над мощами преподобного и две кельи. Вполне возможно, что все это было построено на деньги помещика.
      Правда, братия новоустроенной обители была крайне малочисленной. В 1678 году в ней проживал всего один монах - старец Тихон. Причиной тому, по-видимому, являлась крайняя бедность пустыни, связанная с её удалённостью от крупных селений и неудобством путей сообщения.
     Всё это предопределило скорое её запустение. Уже в 1710 году в переписной книге об Антониево-Черноезерской пустыни говорится: "церковь Рождества Пресвятыя Богородицы деревянная, ветха, и службы никогда не бывает. В той же пустыне келья пуста. Прежде сего жили монахи, питались мирским подаянием  милостынею и в прошлых давних годах померли".
     В таком состоянии обитель пребывала достаточно долго. Иноческая жизнь в Черных озерках восстанавливается уже во времена императрицы Елизаветы Петровны. Эта царица была человеком глубоко верующим и много делала для возрождения русских монастырей, пришедших в упадок вследствие необдуманных реформ её предшественников.
В 1755 году в Антониевой Черноезерской пустыни появляются насельники. Достоверно известно, что в 1764 году в ней проживали три человека: строитель иеромонах Иринарх, дьячок Андрей Лаврентьев и его сын Иван Андреев, служивший в пустыни пономарем. Жалования они не получали и довольствовались от земли, которая была расчищена и распахана тщанием иеромонаха Иринарха.
    По-видимому, его трудами были отремонтированы и основные постройки монастыря: храм, колокольня, кельи, ограда и часовня над мощами преподобного Антония. Однако просуществовала пустынь, возобновленная трудом ее насельников,  недолго - всего девять лет.
 
Реформа Екатерины Второй
 
    1764 год - особый период в истории Русской Церкви. Это реформа Екатерины Второй под называнием "секуляризация монастырских земель", или, попросту говоря - отъем земли. Екатерина Вторая стала правительницей России, убив своего мужа. Лучшей наградой для фаворитов, которые помогли ей взойти на престол, были земли, приносящие стабильный доход. Земли она решила отобрать у монастырей, несмотря на то, что обители без земли выжить не могли, особенно находящиеся в глухих безлюдных местах. Следствием указа императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель стало упразднение около половины великорусских монастырей.
     Вопрос о возможности сохранения обителей решался епархиальным руководством, которое тщательно анализировало источники  существования монастырей в новых условиях. Если монастырь не мог себя содержать, то на его месте устраивали приходы, т.е. когда церковь существует за счет прихожан из ближайших селений.
   Из-за этой реформы в Вологодской епархии количество монастырей сократилось в пять раз. В число упраздненных монастырей попала и Черноезерская пустынь, в отношении которой было проведено тщательное расследование. Выяснилось, что обитель крестьян не имела. В ней проживал престарелый (80-летний) иеромонах Иринарх, который исправлял богослужение в церкви. Ему помогали белые (немонашествующие) дьячок и пономарь. Жалования они не получали, довольствовались от земли, а также от "доброхотных подателей" и впредь содержать себя этим вполне могли.
    Окончательный вывод комиссии был неутешителен: пустынь следовало упразднить. Иеромонаха Иринарха перевели в Глушицкий монастырь, а на месте Черноезерского монастыря епархиальные власти создали бесприходную церковь. В церкви служили священник, дьячок и пономарь, но прихода, т.е. прихожан, не было, ведь обитель находилась в глухом лесу. Ближайшей к пустыне приходская церковь была в семи верстах - в Ирме.
     Священник и его помощники служили на Черном озере, не получая никаких доходов, исключительно ради того, чтобы послужить преподобному.
     Так продолжалось до 1821 года. 
 
Статья составлена на основании устного рассказа историка М.Г. Мальцева и глав из его книги "Антониева Черноезерская пустынь", напечатанных в приходском листе "Фонарик" храма Казанского образа Божией Матери (Шексна).
 
Опубликовано в газете «Звезда». № 5 от 24 января 2015 года.

 

Молодежь Шексны приняла участие во Всероссийском историческом квесте «Блокада Ленинграда»

24 января в Молодежном культурном центре «Энергия» активная молодежь Шексны приняла участие во Всероссийском молодежном историческом квесте «Блокада Ленинграда».
 
     Целью мероприятия, организаторами которого выступило Управление культуры, молодёжи, спорта и туризма администрации Шекснинского района, было в интересной форме напомнить современной молодёжи об основных событиях и Героях Великой Отечественной войны
     В квесте приняла участие молодёжь посёлка. Команды выполняли задания, связанные с темой блокады Ленинграда, основанные на воспоминаниях ветеранов войны. Игра открывает серию аналогичных мероприятий, которые запланированы к проведению в течение года.
Наш корр.
 

Как прожить на одну зарплату? Поделитесь идеями!

     Минэкономразвития выдал новую версию прогноза социально-экономического развития России в 2016 году. Согласно новым данным, основные показатели ухудшатся, а это означает, что придется «затянуть пояса». Как выжить на одну зарплату при растущих ценах на продукты питания, на коммунальные услуги? На чем можно сэкономить? У многих есть свой секрет домашней бухгалтерии.   
     Уважаемые шекснинцы, поделитесь, удается ли вам прожить на одну зарплату и как?

 

Страницы