Реклама
Реклама
«Чем столетье интересней для истории, тем для современника печальней»
Как мы нетель продавали
Отправили однажды от колхоза меня, 17-летнюю девчонку да седого старика (был у нас такой Севастьян Вахрушев) на лошади с телегой в Вологду, нетель продавать. Колхозу срочно нужны были деньги, ну, собрались мы и поехали потихоньку, корову гнали рядом. Так за день добрались только до станции Кипелово, а ночью идти боялись. Попросились переночевать в один из домов да корову привязали. Хозяева хорошие нам попались, пустили нас, накормили и, посмотрев на коровушку, попросили:
- А продайте скотину нам, мы её выкормим, будет доиться, молоко будет.
Мы с дедом посоветовались и решили: какая нам разница – деньги те же, а путь ближе. Продали хорошим людям нетель и поехали назад. Приезжаем в колхоз, там нас встречают так, будто и увидеть не надеялись: все в тревоге, в страхе.
- Что случилось? - спрашиваем.
Оказывается, после нашего отъезда председатель вспомнил, что не снабдил нас необходимыми документами на продажу скотины. Транспорта тогда никакого не было, телефонов тоже, и земляки с ужасом ждали вестей.
Продать на рынке корову без документов было невозможно, её признали бы украденной, конфисковали, а самим «продавцам» наверняка грозила бы тюрьма. То есть продажа нетели в Кипелово стала воистину счастливым случаем для нас. Узнав про то, что мы удачно продали скотину и привезли деньги, односельчане радостно нас благодарили – у них просто камень с души упал.
Коммуна сродни общинному строю
С началом коллективизации народ в деревнях начинали агитировать вступать в сельскохозяйственные коммуны, так сказать, в добровольно-принудительном порядке. Старший брат Феоктисты Васильевны был одним из таких агитаторов – коммунаров. Так вся семья Нестеровых оказалась в коммуне, а с ней и молодая девушка – Феша. Для начала хочется напомнить нашим читателям, что такое сельскохозяйственная коммуна. Коммуны организовывались главным образом на бывших помещичьих и монастырских землях. Члены коммуны не имели своего личного подсобного хозяйства.
В ней обобществлялись все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот) и землепользование. Потребление и бытовое обслуживание членов коммуны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное: не по труду, а по едокам.
Теперь попробуйте представить семью сельских тружеников, державшую скотину, имеющую участок земли и семейное дело – катание валенок. Все плоды честного труда пришлось вложить в общее дело, а ведь часть коммунаров была бедняками, вклады которых были мизерными.
Члены коммуны жили в бараках в деревне Зубово (нынешнее Погорелово, неподалёку от санатория «Новый источник»). Питались вместе (специальный работник готовил пищу для всех), жили по несколько человек в помещении, мужчины и женщины отдельно, родившихся детей держали в яслях, где за ними присматривал тоже член коммуны. Конечно, такой порядок жизни устраивал не всех, народ жаловался властям, и постепенно коммуны расформировывали в колхозы. Однажды Феоктиста Васильевна, вернувшись из рабочей поездки, не застала своей коммуны: всё хозяйство было разделено и распределено среди двух колхозов. Теперь крестьянам было разрешено иметь личный дом и скотину, но из всей «вложенной» в общее дело живности им досталась одна лошадь, остальное было передано колхозу. Фактически работу надо было начинать с нуля.
Тётю Фешу помнят земляки
После публикации статьи «Российская судьба: что век, то лихолетье» к нам в редакцию позвонила землячка Феоктисты Васильевны Смирновой – Людмила Николаевна Козлова. Сейчас она – пенсионерка, а в годы бытности нашей героини в деревне Дупельново, Людмила Николаевна работала председателем сельсовета.
- Земляки вспоминают тётю Фешу только добрыми словами, - заверила нас она. – Мы навещали её в деревне, домик всегда чистенький, уютный, а сама хозяйка – приветливая и добрая. Побывать у неё было – одно удовольствие, она радушно приглашала нас в дом, с доверием относилась к людям. Передаём ей огромный привет: Вея Ивановна Серова, Лидия Дмитриевна Писулина, Ирина Михайловна Серова и многие другие. Действительно, бабушка замечательная!
Ольга ШИРОКОВА.