Деревня Соловарка - тихое, намоленное место. Когда-то здесь стоял большой каменный храм.Он не пережил богоборческое время, и сейчас от него остались только стены.
Реклама
Реклама
Во славу Божию! История, как жительница Томска захотела в Сизьме часовню построить
12.03.2020
9280
А рядом, как символ возрождения, - красуется деревянная часовня Ксении Петербургской. Местные экскурсоводы, рассказывая об истории часовни, упоминают имя Александры Александровны Гычевой. Более шестидесяти лет она живет в Томске, но корни ее - сиземские. В конце ХХ века А.А. Гычева (в девичестве Малашкина), выступила инициатором строительства часовни на сиземской земле.
Род Малашкиных
26 января, на III Антониевских чтениях шекснинский краевед Э.В. Баранова рассказала об Александре Александровне Гычевой, которая приходится ей родной тетей по материнской линии. Но сначала стоит упомянуть об интересных фактах из истории рода Малашкиных.
Э.В. Баранова:
- Родина моей мамы и пяти ее сестер, в том числе и Александры Александровны Гычевой (в девичестве - Малашкиной) - Малая Сизьма. Сиземские поселения располагаются по двум речкам и образуют два куста деревень: Большую Сизьму и Малую Сизьму. На старой карте XVIII века река Лапсарь обозначена как Большая Сизьма, а другая - Малая Сизьма. И было два погоста: Большесиземский Никольский в селе Сизьма и Малосиземский Рождественский в деревне Соловарка.
Я смотрю на свою родословную и особенно вспоминаю людей, которые много посвящали себя, свою жизнь служению людям. И причем некоторые из них - через служение Богу. Мой прадед по матери Иван Титович Харьезин был церковным старостой Богородицерождественского храма в Соловарке. Об этом есть запись в клировой ведомости за 1916 год: "При церкви церковным старостой состоял крестьянин Иван Титов Харьезин, который должность свою проходит с 1910 года".
В родословной Малашкиных есть особые имена. Например, Николай Малашкин нарубеже 19 и 20 века был старостой деревни Максимково. А кто такой староста? Он смотрел не только за своим хозяйством, но и чтобы в деревне был порядок. А если кто нерадивый, то у старосты было право наказать мужика, даже выпороть мог. Когда-то Николай Малашкин служил на верфях в Архангельске и строил корабли. Оттуда он приехал уже женатым и с ребенком. По семейным рассказам, из Архангельска до Сизьмы с молодой женой они добирались полгода, потому что везли полную телегу инструментов, останавливались подзаработать. Он был замечательный плотник, и инструмент был его богатством для начала семейной жизни.
Когда-то в Максимкове была своя катавальня, кузница, на речке была устроена водяная мельница с запрудой, все поля вокруг деревни обрабатывались. Сегодня на горушке у реки стоит шесть домов, а на начало ХХ века было больше пятнадцати и еще гумно, амбары, бани…
В детстве Эмма Валентиновна каждое лето приезжала к своей бабушке Катерине Ивановне Малашкиной (Харьезиной) в Максимково и она ей рассказывала семейные истории.
Э.В. Баранова:
- У Катерины была старшая сестра Анна и младший брат Миша. Михаил Иванович всю жизнь плотничал. В Сизьме и сейчас люди о нем добрым словом поминают. Плотничал до глубокой старости, помогал людям дома ремонтировать, а в своей домашней мастерской занимался столярным делом: изготавливал оконные рамы, двери, простую мебель, рамки для фотографий. Дед был высокий, плечистый, и добродушный по характеру.
В 30-е годы, когда Михаил Иванович Харьезин был уже женат и дети уж были, их раскулачили. Советская власть отобрала не только всю скотину, но и дровни, всю упряжь, сбрую. Михаила отправили на лесоповал в Карелию. Когда их из дома семью стали выгонять, его жена Ирина написала письмо в правительство самому Михаилу Калинину, что все отобрали, мужа выслали, трое детей осталось, и из дома выгоняют. Из Москвы был ей ответ и дом не отобрали. А Михаила из Карелии отправили на финский фронт, где он служил с первого до последнего дня. Потом и Отечественную прошел с пушкой до Берлина, да еще и Японскую прихватил. Пришел - шинель вся в дырах, а не одного ранения не было.Тринадцать солдатских медалей и орденов удостоился, но о войне ничего не рассказывал, не мог, заикаться начинал и слезы наворачивались.
А еще бабушка Катя рассказывала, что когда она молодехонька вышла замуж, то их первенец - девочка - умерла, не прожив и года. Тогда решили они с Александром идти в монастырь молебен заказать. Дошли до Ирмы, оттуда на барже добрались до Гориц, там пешком. На горе Мауре помолились на Святом камне и попросили, чтобы продлился род Малашкиных. А потом в Кирилло-Белозерском монастыре помолились, и пошли детки. Родилось девять детей, выжили шестеро.
Благое дело
Э.В. Баранова:
- Дочки выросли, выучились и разлетелись, кто куда. Кто в Харьков, кто в Магадан, кто в Вологду. Младшая из сестер - Александра после окончания семилетней Больше-Сиземской школы уехала к старшей сестре в Томск, дома было голодно.
Потом, когда родителей не стало, дети с семьями продолжали приезжать на свою родину. В один из приездов в конце девяностых годов Александра Александровна поделилась с родными своей мечтой построить в родной деревне часовню.
К этому времени А.А. Гычева (Малашкина) была в Томске человеком известным. Уехав из Сизьмы в 1958 году подростком, закончила десятилетку, затем сначала Учетно-кредитный техникум, а потом Новосибирский институт народного хозяйства. Работала экономистом-ревизором Томского областного управления Госбанком, потом перешла в областное Управление связи, и более тридцати лет работала директором Томской «Союзпечати» и «Томскроспечати». Ее организация много внимания уделяла благотворительности: шефствовали над трудными подростками, помогали детской библиотеке. А когда в стране произошел «разворот» к церкви, помогали храмам и монастырям.
Э.В. Баранова:
- Как-то раз я попросила тетю Шуру рассказать историю строительства часовни в деревне Соловарка. Оказалось, что никаких особых чудес не было, а было просто сердечное желание благодарности Богу, которое поддержали родственники и земляки.
Тетя Шура рассказывала, как однажды она поехала на Украину в Трускавец лечиться, и там ее поразили маленькие часовенки: чистые, уютные. Захотелось построить такую же часовню в родной деревне. В это время возрождался сиземский храм, и тетя Шура посоветовалась с Володей Егоровым. Решили, что лучше часовню поставить не в Максимкове, а в Соловарке - на святом месте, около старой церкви.
В годы войны в Сизьме были расселены семьи эвакуированных жителей Ленинграда, а они особо почитали святую блаженную Ксению Петербургскую - покровительницу семейного очага. Так родилась мысль часовню посвятить святой Ксении.
Это было в 1998 году. Мысль оказалась плодотворной и очень быстро воплотилась в жизнь. А началось все с того, что А.А. Гычева и В.В. Егоров сходили в Соловарку, выбрали место для будущей часовни, собрали камушки, поставили иконку святой Ксении и помолились. Владимир Валентинович нарисовал примерный эскиз, позже его подработал архитектор из Томска. А деньги собирали все вместе. В начальном списке было около 150-ти человек. Взносы делали местные жители, А.А. Гычева и ее томские коллеги. Большую сумму внес генеральный директор «Роспечати» Москвы. Сиземский сельсовет выделил лес. Инициаторы ездили по округе и продавали иконки и свечи, чтобы собрать средства на благое дело. Большую помощь оказал С.С. Березин. Общими усилиями дело шло споро, и летом 2000 года часовню открыли, а через год - освятили.
Э.В. Баранова:
- Эта часовня возникла, как дань уважения предкам. Тетя Шура говорила мне: «Наши родовые корни идут из Сизьмы. Наш дед Иван Титович был церковным старостой. Здесь прошло наше детство. Сюда все время хочется вернуться. И поэтому наше участие в истории часовни вполне понятно». Все, кто жертвовал деньги на часовню, записаны в книгу для поминовения. Когда часовня была построена, мы подарили им благодарственные письма - небольшую открытку, в которой запечатлена причастность к благому делу.
В поселке Александровка под Томском, где живет А.А. Гычева, ее старанием в 2002 году построена еще одна часовня святой Ксении Петербургской. И еще Александра Александровна поставила памятник в виде иконы святому Феодору Томскому на месте бывшей кельи старца. В километре от памятника есть родник, в обустройстве которого также приняла участие Александра Александровна.
За многолетний труд и за заслуги А.А. Гычева (Малашкина) удостоена звания «Почетный гражданин города Томск». Отмечена Александра Александровна и вниманием Томской епархии. А.А. Гычева награждена юбилейными медалями Русской Православной церкви Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в 2012 и 2015 годах.
Род Малашкиных
26 января, на III Антониевских чтениях шекснинский краевед Э.В. Баранова рассказала об Александре Александровне Гычевой, которая приходится ей родной тетей по материнской линии. Но сначала стоит упомянуть об интересных фактах из истории рода Малашкиных.
Э.В. Баранова:
- Родина моей мамы и пяти ее сестер, в том числе и Александры Александровны Гычевой (в девичестве - Малашкиной) - Малая Сизьма. Сиземские поселения располагаются по двум речкам и образуют два куста деревень: Большую Сизьму и Малую Сизьму. На старой карте XVIII века река Лапсарь обозначена как Большая Сизьма, а другая - Малая Сизьма. И было два погоста: Большесиземский Никольский в селе Сизьма и Малосиземский Рождественский в деревне Соловарка.
Я смотрю на свою родословную и особенно вспоминаю людей, которые много посвящали себя, свою жизнь служению людям. И причем некоторые из них - через служение Богу. Мой прадед по матери Иван Титович Харьезин был церковным старостой Богородицерождественского храма в Соловарке. Об этом есть запись в клировой ведомости за 1916 год: "При церкви церковным старостой состоял крестьянин Иван Титов Харьезин, который должность свою проходит с 1910 года".
В родословной Малашкиных есть особые имена. Например, Николай Малашкин нарубеже 19 и 20 века был старостой деревни Максимково. А кто такой староста? Он смотрел не только за своим хозяйством, но и чтобы в деревне был порядок. А если кто нерадивый, то у старосты было право наказать мужика, даже выпороть мог. Когда-то Николай Малашкин служил на верфях в Архангельске и строил корабли. Оттуда он приехал уже женатым и с ребенком. По семейным рассказам, из Архангельска до Сизьмы с молодой женой они добирались полгода, потому что везли полную телегу инструментов, останавливались подзаработать. Он был замечательный плотник, и инструмент был его богатством для начала семейной жизни.
Когда-то в Максимкове была своя катавальня, кузница, на речке была устроена водяная мельница с запрудой, все поля вокруг деревни обрабатывались. Сегодня на горушке у реки стоит шесть домов, а на начало ХХ века было больше пятнадцати и еще гумно, амбары, бани…
В детстве Эмма Валентиновна каждое лето приезжала к своей бабушке Катерине Ивановне Малашкиной (Харьезиной) в Максимково и она ей рассказывала семейные истории.
Э.В. Баранова:
- У Катерины была старшая сестра Анна и младший брат Миша. Михаил Иванович всю жизнь плотничал. В Сизьме и сейчас люди о нем добрым словом поминают. Плотничал до глубокой старости, помогал людям дома ремонтировать, а в своей домашней мастерской занимался столярным делом: изготавливал оконные рамы, двери, простую мебель, рамки для фотографий. Дед был высокий, плечистый, и добродушный по характеру.
В 30-е годы, когда Михаил Иванович Харьезин был уже женат и дети уж были, их раскулачили. Советская власть отобрала не только всю скотину, но и дровни, всю упряжь, сбрую. Михаила отправили на лесоповал в Карелию. Когда их из дома семью стали выгонять, его жена Ирина написала письмо в правительство самому Михаилу Калинину, что все отобрали, мужа выслали, трое детей осталось, и из дома выгоняют. Из Москвы был ей ответ и дом не отобрали. А Михаила из Карелии отправили на финский фронт, где он служил с первого до последнего дня. Потом и Отечественную прошел с пушкой до Берлина, да еще и Японскую прихватил. Пришел - шинель вся в дырах, а не одного ранения не было.Тринадцать солдатских медалей и орденов удостоился, но о войне ничего не рассказывал, не мог, заикаться начинал и слезы наворачивались.
А еще бабушка Катя рассказывала, что когда она молодехонька вышла замуж, то их первенец - девочка - умерла, не прожив и года. Тогда решили они с Александром идти в монастырь молебен заказать. Дошли до Ирмы, оттуда на барже добрались до Гориц, там пешком. На горе Мауре помолились на Святом камне и попросили, чтобы продлился род Малашкиных. А потом в Кирилло-Белозерском монастыре помолились, и пошли детки. Родилось девять детей, выжили шестеро.
Благое дело
Э.В. Баранова:
- Дочки выросли, выучились и разлетелись, кто куда. Кто в Харьков, кто в Магадан, кто в Вологду. Младшая из сестер - Александра после окончания семилетней Больше-Сиземской школы уехала к старшей сестре в Томск, дома было голодно.
Потом, когда родителей не стало, дети с семьями продолжали приезжать на свою родину. В один из приездов в конце девяностых годов Александра Александровна поделилась с родными своей мечтой построить в родной деревне часовню.
К этому времени А.А. Гычева (Малашкина) была в Томске человеком известным. Уехав из Сизьмы в 1958 году подростком, закончила десятилетку, затем сначала Учетно-кредитный техникум, а потом Новосибирский институт народного хозяйства. Работала экономистом-ревизором Томского областного управления Госбанком, потом перешла в областное Управление связи, и более тридцати лет работала директором Томской «Союзпечати» и «Томскроспечати». Ее организация много внимания уделяла благотворительности: шефствовали над трудными подростками, помогали детской библиотеке. А когда в стране произошел «разворот» к церкви, помогали храмам и монастырям.
Э.В. Баранова:
- Как-то раз я попросила тетю Шуру рассказать историю строительства часовни в деревне Соловарка. Оказалось, что никаких особых чудес не было, а было просто сердечное желание благодарности Богу, которое поддержали родственники и земляки.
Тетя Шура рассказывала, как однажды она поехала на Украину в Трускавец лечиться, и там ее поразили маленькие часовенки: чистые, уютные. Захотелось построить такую же часовню в родной деревне. В это время возрождался сиземский храм, и тетя Шура посоветовалась с Володей Егоровым. Решили, что лучше часовню поставить не в Максимкове, а в Соловарке - на святом месте, около старой церкви.
В годы войны в Сизьме были расселены семьи эвакуированных жителей Ленинграда, а они особо почитали святую блаженную Ксению Петербургскую - покровительницу семейного очага. Так родилась мысль часовню посвятить святой Ксении.
Это было в 1998 году. Мысль оказалась плодотворной и очень быстро воплотилась в жизнь. А началось все с того, что А.А. Гычева и В.В. Егоров сходили в Соловарку, выбрали место для будущей часовни, собрали камушки, поставили иконку святой Ксении и помолились. Владимир Валентинович нарисовал примерный эскиз, позже его подработал архитектор из Томска. А деньги собирали все вместе. В начальном списке было около 150-ти человек. Взносы делали местные жители, А.А. Гычева и ее томские коллеги. Большую сумму внес генеральный директор «Роспечати» Москвы. Сиземский сельсовет выделил лес. Инициаторы ездили по округе и продавали иконки и свечи, чтобы собрать средства на благое дело. Большую помощь оказал С.С. Березин. Общими усилиями дело шло споро, и летом 2000 года часовню открыли, а через год - освятили.
Э.В. Баранова:
- Эта часовня возникла, как дань уважения предкам. Тетя Шура говорила мне: «Наши родовые корни идут из Сизьмы. Наш дед Иван Титович был церковным старостой. Здесь прошло наше детство. Сюда все время хочется вернуться. И поэтому наше участие в истории часовни вполне понятно». Все, кто жертвовал деньги на часовню, записаны в книгу для поминовения. Когда часовня была построена, мы подарили им благодарственные письма - небольшую открытку, в которой запечатлена причастность к благому делу.
В поселке Александровка под Томском, где живет А.А. Гычева, ее старанием в 2002 году построена еще одна часовня святой Ксении Петербургской. И еще Александра Александровна поставила памятник в виде иконы святому Феодору Томскому на месте бывшей кельи старца. В километре от памятника есть родник, в обустройстве которого также приняла участие Александра Александровна.
За многолетний труд и за заслуги А.А. Гычева (Малашкина) удостоена звания «Почетный гражданин города Томск». Отмечена Александра Александровна и вниманием Томской епархии. А.А. Гычева награждена юбилейными медалями Русской Православной церкви Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в 2012 и 2015 годах.
Алексей ДОЛГОВ.
Опубликовано в газете "Звезда" № 11 от 11 февраля 2020 года.
Опубликовано в газете "Звезда" № 11 от 11 февраля 2020 года.
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий