Настоящей визитной карточкой Шексны стала наша пушка. Около ее постамента уже выросло не одно поколение шекснинцев, и без нее уже трудно представить центр поселка.
Реклама
Реклама
Рассказ о нашей грозной красавице
16.03.2014
12727
Историю о том, по какому поводу был установлен памятник, и как это происходило, «Звезда» подробно рассказывала. Тем не менее, «за кадром» остались и сама героиня, и все ее технические подробности, которые специалисты обозначили так: «А-19 - 122-мм советская корпусная пушка образца 1931/37 годов».
Вот об этом и поговорим подробнее…
Орудие находилось в серийном производстве с 1939 по 1946 год. Пушка А-19 активно и успешно использовалась во время Великой Отечественной войны и составляла вместе с гаубицей-пушкой МЛ-20 основную часть артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
В 1936 году на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии поступила 122-мм пушка образца 1931 года (А-19). Ее техническое устройство не полностью удовлетворяло советских артиллерийских специалистов: у пушки был отмечен ряд недостатков, связанных, в первую очередь, с конструкцией лафета орудия.
В конце 1936 года на испытания поступила новая гаубица-пушка МЛ-20 калибра 152 мм, оснащенная лафетом более современной конструкции. Так и родилась логичная идея о наложении ствола 122-мм пушки А-19 на лафет МЛ-20.
Работы проводились в КБ Пермского завода № 172 под руководством Федора Федоровича Петрова. На полигонные испытания новое орудие вышло в сентябре - октябре 1938 года, успешно их прошло, и 29 апреля 1939 года пушку приняли на вооружение под наименованием «122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов». Индекс А-19 применялся как к старой, так и к новой модификации орудия.
122-мм пушка А-19 серийно производилась на сталинградском заводе «Баррикады» до 1941 года. С 1941 до 1946 года орудие производилось в Перми на заводе № 172. Также, в 1941 году, производство орудий этого типа было развернуто на новом заводе № 352 в Новочеркасске. Всего с 1935 по 1946 годы произведено 2926 подобных пушек. Эти данные не учитывают орудия, созданные для установки на САУ и танки.
К сожалению, до сих пор не удалось установить, откуда родом наше орудие. Краеведы! Вот достойная задача для вас.
Где применялась А-19? Орудия этого типа участвовали в советско-финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 пушек А-19 обеих модификаций. Орудия этого типа активно и успешно использовались до конца войны, а также участвовали в боях против японских войск в 1945 году.
Исторический факт, о котором должны помнить шекснинцы! Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм пушка А-19 № 501!
Основными целями 122-мм пушек были скопления живой силы и техники, колонны на марше, артиллерийские батареи, полевые склады, штабы и узлы связи, хорошо укреплённые оборонительные позиции. В случае острой необходимости 122-мм пушки привлекались для борьбы с танками и САУ противника, особенно тяжёлыми. Первые подобные случаи были зафиксированы ещё в 1941 году. Так, в октябре 1941 года 122-мм пушки, установленные на прямую наводку, отражали атаки немецких танков вдоль Волоколамского шоссе в ходе битвы за Москву.
Наибольшую же известность приобрели случаи использования орудий этого типа для борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой в ходе Курской битвы. Баллистика орудий позволяла им успешно поражать все типы вражеской бронетехники. Как пример можно привести результаты обстрела трофейного танка «Пантера» на полигоне в Кубинке: А-19 пробила лобовую броню данного танка толщиной 80 мм на дистанции 2,5 км, причём было особо отмечено, что это ещё не предел. Для сравнения: новейшая на тот момент 100-мм полевая пушка БС-3 пробивала эту же бронеплиту максимум на 1,5 км. В то же время, использование корпусных орудий для стрельбы прямой наводкой по бронетехнике противника в данной роли являлось крайним случаем: как противотанковое орудие А-19 имела большие габариты, высокую стоимость, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки. Во избежание потери дорогостоящих орудий, привлекать тяжёлую артиллерию РВГК к борьбе с танками противника разрешалось лишь в самых крайних случаях.
А теперь несколько цифр.
Калибр ствола: 121,92 мм, расчет орудия - 9 человек, масса орудия в походном положении почти 8 тонн, длина ствола примерно 5,6 метра. Дальность стрельбы, в зависимости от типа снаряда, составляла от 4 до 20 километров. То есть со своей позиции в центре поселка, наша пушка могла послать снаряд за Пачу. Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание (порох отдельно, снаряд отдельно), к нему полагались четыре типа метательных зарядов, одним из которых оно могло пробивать бетонные укрепления, а другой мог доставлять химические заряды. В минуту пушка могла сделать 3-4 выстрела. Отдельно о колесах: они не имеют камер, то есть полностью резиновые, и их невозможно пробить. Орудие буксировалось тягачами С-2 «Сталинец», «Коминтерн», с 1943 года — тягачами Я-12.
В качестве памятников А-19 установлена в поселках Амдерма (Ненецком АО), Духовщина (Смоленской области), Колпны, (Орловской области), Масельская, (Карелия), Яковлево, (Белгородской области), Ямм, (Псковской области). В городах: Воркута, Гагарин, Оренбург, Пермь, Плавск, Соликамск.
До настоящего времени сохранилось довольно много 122-мм пушек в экспозициях различных военных музеев. В частности, эти орудия можно увидеть в Музее артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге, Центральном музее Вооружённых Сил в Москве, в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе в Севастополе, в финском артиллерийском музее в г. Хямеэнлинна, в Музее польской армии в Варшаве, в американском военном музее (Абердинский полигон) и многих других. 122 мм пушку можно увидеть в Музее Вооруженных Сил Республики Казахстан (г. Астана).
Использовалась А-19 и за рубежом. Некоторое количество орудий этого типа было захвачено вермахтом в 1941—1942 годах.
Финская армия в 1941 году захватила 25 орудий А-19 обоих вариантов, которым финны присвоили индекс 122 K/31, не делая особых различий между модификациями. Пушка оценивалась финскими военными очень высоко, однако нехватка тяжёлых тягачей вынудила использовать орудия главным образом в береговой обороне. После войны трофейные пушки ещё долго состояли на вооружении финской армии.
Пушки А-19 использовались Войском Польским в 1944—1945 годах. На 1952 год польская армия имела 63 орудия этого типа. 78 пушек А-19 было поставлено Югославии во время войны и в первые послевоенные годы.
Не менее 36 пушек А-19 было поставлено Египту; пушки использовались в ходе арабо-израильских войн и в настоящее время находятся на вооружении. Также не менее 100 орудий использовались Сирией, в настоящее время орудия находятся на консервации.
Также, согласно изданию «The Military Balance», по состоянию на 2007 год А-19 все ещё находились на вооружении Алжира, Болгарии, Гвинеи, Йемена, КНДР, Кубы и Румынии.
Вот такие подробности (далеко не полные!) о нашей грозной красавице можно найти в различных источниках.
Сергей Маров.
по материалам сайтов Википедия и http://litnik.pp.ua/
Путешествие из Брянска в Шексну
Каждому жителю Шексны наш памятник-пушка помнился по-своему. Кто-то стоял возле него в почётном карауле в День Победы, кто-то ещё ребёнком карабкался на него, как на большую игрушку, а для дочерей Виктора Александровича Голубева, водителя КамАЗа ООО ШКДП, этот памятник стал особенно дорог, потому что привёз пушку их папа!
В далёком 1987 году В.П. Забегаев, председатель поселкового совета, «выбил» для посёлка гаубицу, чтобы поставить её как памятник 286 стрелковой дивизии, формировавшейся на шекснинской земле. Забирать орудие надо было в Брянске, для этой цели требовался КамАЗ, и завод ДВП оказал помощь, техникой. Но в те годы снарядить служебный транспорт куда-либо было непросто, требовалось получить разрешение в Министерстве. Поэтому пришлось искать фабрику в Брянске, которая нуждалась в древесине, грузить КамАЗ досками от предприятия «Музлесдрев», везти их в Брянск, и как бы «между делом» забирать оттуда пушку.
За рулём КАМаЗа с полуприцепом и был Виктор Александрович Голубев, водитель со стажем с завода ДВП. Как рассказывает он сам, ездили вдвоём; Вениамин Порфирьевич очень торопился и волновался, видимо, договориться о передаче посёлку пушки стоило ему большого труда, и он хотел скорее забрать свой трофей.
Поездка состоялась в феврале, видимо сначала планировали установить в посёлке пушку ко Дню защитников Отечества (Дню Советской армии). Выехали вечером, и без отдыха проследовали около тысячи километров до Брянска, с утра выгрузили доски на музыкальной фабрике и помчались по своим основным делам.
- Прибыли на склад вооружения при воинской части, - рассказывает Виктор Александрович, - внутрь нас не пустили. Пришлось немного подождать, пока военные вывели пушку из боевого состояния и погрузили в машину. Отдельно были погружены передние колёса. Помню, я ещё проверил, надёжно ли она закреплена в кузове, примотал пушку как следует проволокой. Вениамин Порфирьевич, как забрали груз, сразу успокоился, будто у него гора с плеч упала. Поехали домой.
Ехали очень интересно: сама пушка стояла в кузове, а ствол возвышался над кабиной, и в дороге водители, с которыми случалось пересекаться на стоянках, прозвали их «вологодскими охотниками». (Интересно, на какого зверя идут с таким калибром?).
Приехали на завод ДВП, выгрузили пушку краном, и Виктора Александровича тут же отправили в следующий рейс. Когда вернулся, пушки уже не было – её поставили на колёса и оттащили в ИК-12. И лишь к 9 мая установили на горке – том самом месте, где она находится и по сей день.
Так уж случилось, что В.А. Голубеву не раз приходилось везти значимые для посёлка вещи – также он транспортировал блоки для арболитовых общежитий и хоккейный корт из Твери. Но, пожалуй, пушка – самый интересный и запоминающийся груз в его трудовой биографии.
Ольга СОКОЛОВА.
Вот об этом и поговорим подробнее…
Орудие находилось в серийном производстве с 1939 по 1946 год. Пушка А-19 активно и успешно использовалась во время Великой Отечественной войны и составляла вместе с гаубицей-пушкой МЛ-20 основную часть артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
В 1936 году на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии поступила 122-мм пушка образца 1931 года (А-19). Ее техническое устройство не полностью удовлетворяло советских артиллерийских специалистов: у пушки был отмечен ряд недостатков, связанных, в первую очередь, с конструкцией лафета орудия.
В конце 1936 года на испытания поступила новая гаубица-пушка МЛ-20 калибра 152 мм, оснащенная лафетом более современной конструкции. Так и родилась логичная идея о наложении ствола 122-мм пушки А-19 на лафет МЛ-20.
Работы проводились в КБ Пермского завода № 172 под руководством Федора Федоровича Петрова. На полигонные испытания новое орудие вышло в сентябре - октябре 1938 года, успешно их прошло, и 29 апреля 1939 года пушку приняли на вооружение под наименованием «122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов». Индекс А-19 применялся как к старой, так и к новой модификации орудия.
122-мм пушка А-19 серийно производилась на сталинградском заводе «Баррикады» до 1941 года. С 1941 до 1946 года орудие производилось в Перми на заводе № 172. Также, в 1941 году, производство орудий этого типа было развернуто на новом заводе № 352 в Новочеркасске. Всего с 1935 по 1946 годы произведено 2926 подобных пушек. Эти данные не учитывают орудия, созданные для установки на САУ и танки.
К сожалению, до сих пор не удалось установить, откуда родом наше орудие. Краеведы! Вот достойная задача для вас.
Где применялась А-19? Орудия этого типа участвовали в советско-финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 пушек А-19 обеих модификаций. Орудия этого типа активно и успешно использовались до конца войны, а также участвовали в боях против японских войск в 1945 году.
Исторический факт, о котором должны помнить шекснинцы! Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм пушка А-19 № 501!
Основными целями 122-мм пушек были скопления живой силы и техники, колонны на марше, артиллерийские батареи, полевые склады, штабы и узлы связи, хорошо укреплённые оборонительные позиции. В случае острой необходимости 122-мм пушки привлекались для борьбы с танками и САУ противника, особенно тяжёлыми. Первые подобные случаи были зафиксированы ещё в 1941 году. Так, в октябре 1941 года 122-мм пушки, установленные на прямую наводку, отражали атаки немецких танков вдоль Волоколамского шоссе в ходе битвы за Москву.
Наибольшую же известность приобрели случаи использования орудий этого типа для борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой в ходе Курской битвы. Баллистика орудий позволяла им успешно поражать все типы вражеской бронетехники. Как пример можно привести результаты обстрела трофейного танка «Пантера» на полигоне в Кубинке: А-19 пробила лобовую броню данного танка толщиной 80 мм на дистанции 2,5 км, причём было особо отмечено, что это ещё не предел. Для сравнения: новейшая на тот момент 100-мм полевая пушка БС-3 пробивала эту же бронеплиту максимум на 1,5 км. В то же время, использование корпусных орудий для стрельбы прямой наводкой по бронетехнике противника в данной роли являлось крайним случаем: как противотанковое орудие А-19 имела большие габариты, высокую стоимость, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки. Во избежание потери дорогостоящих орудий, привлекать тяжёлую артиллерию РВГК к борьбе с танками противника разрешалось лишь в самых крайних случаях.
А теперь несколько цифр.
Калибр ствола: 121,92 мм, расчет орудия - 9 человек, масса орудия в походном положении почти 8 тонн, длина ствола примерно 5,6 метра. Дальность стрельбы, в зависимости от типа снаряда, составляла от 4 до 20 километров. То есть со своей позиции в центре поселка, наша пушка могла послать снаряд за Пачу. Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание (порох отдельно, снаряд отдельно), к нему полагались четыре типа метательных зарядов, одним из которых оно могло пробивать бетонные укрепления, а другой мог доставлять химические заряды. В минуту пушка могла сделать 3-4 выстрела. Отдельно о колесах: они не имеют камер, то есть полностью резиновые, и их невозможно пробить. Орудие буксировалось тягачами С-2 «Сталинец», «Коминтерн», с 1943 года — тягачами Я-12.
В качестве памятников А-19 установлена в поселках Амдерма (Ненецком АО), Духовщина (Смоленской области), Колпны, (Орловской области), Масельская, (Карелия), Яковлево, (Белгородской области), Ямм, (Псковской области). В городах: Воркута, Гагарин, Оренбург, Пермь, Плавск, Соликамск.
До настоящего времени сохранилось довольно много 122-мм пушек в экспозициях различных военных музеев. В частности, эти орудия можно увидеть в Музее артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге, Центральном музее Вооружённых Сил в Москве, в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе в Севастополе, в финском артиллерийском музее в г. Хямеэнлинна, в Музее польской армии в Варшаве, в американском военном музее (Абердинский полигон) и многих других. 122 мм пушку можно увидеть в Музее Вооруженных Сил Республики Казахстан (г. Астана).
Использовалась А-19 и за рубежом. Некоторое количество орудий этого типа было захвачено вермахтом в 1941—1942 годах.
Финская армия в 1941 году захватила 25 орудий А-19 обоих вариантов, которым финны присвоили индекс 122 K/31, не делая особых различий между модификациями. Пушка оценивалась финскими военными очень высоко, однако нехватка тяжёлых тягачей вынудила использовать орудия главным образом в береговой обороне. После войны трофейные пушки ещё долго состояли на вооружении финской армии.
Пушки А-19 использовались Войском Польским в 1944—1945 годах. На 1952 год польская армия имела 63 орудия этого типа. 78 пушек А-19 было поставлено Югославии во время войны и в первые послевоенные годы.
Не менее 36 пушек А-19 было поставлено Египту; пушки использовались в ходе арабо-израильских войн и в настоящее время находятся на вооружении. Также не менее 100 орудий использовались Сирией, в настоящее время орудия находятся на консервации.
Также, согласно изданию «The Military Balance», по состоянию на 2007 год А-19 все ещё находились на вооружении Алжира, Болгарии, Гвинеи, Йемена, КНДР, Кубы и Румынии.
Вот такие подробности (далеко не полные!) о нашей грозной красавице можно найти в различных источниках.
Сергей Маров.
по материалам сайтов Википедия и http://litnik.pp.ua/
Путешествие из Брянска в Шексну
Каждому жителю Шексны наш памятник-пушка помнился по-своему. Кто-то стоял возле него в почётном карауле в День Победы, кто-то ещё ребёнком карабкался на него, как на большую игрушку, а для дочерей Виктора Александровича Голубева, водителя КамАЗа ООО ШКДП, этот памятник стал особенно дорог, потому что привёз пушку их папа!
В далёком 1987 году В.П. Забегаев, председатель поселкового совета, «выбил» для посёлка гаубицу, чтобы поставить её как памятник 286 стрелковой дивизии, формировавшейся на шекснинской земле. Забирать орудие надо было в Брянске, для этой цели требовался КамАЗ, и завод ДВП оказал помощь, техникой. Но в те годы снарядить служебный транспорт куда-либо было непросто, требовалось получить разрешение в Министерстве. Поэтому пришлось искать фабрику в Брянске, которая нуждалась в древесине, грузить КамАЗ досками от предприятия «Музлесдрев», везти их в Брянск, и как бы «между делом» забирать оттуда пушку.
За рулём КАМаЗа с полуприцепом и был Виктор Александрович Голубев, водитель со стажем с завода ДВП. Как рассказывает он сам, ездили вдвоём; Вениамин Порфирьевич очень торопился и волновался, видимо, договориться о передаче посёлку пушки стоило ему большого труда, и он хотел скорее забрать свой трофей.
Поездка состоялась в феврале, видимо сначала планировали установить в посёлке пушку ко Дню защитников Отечества (Дню Советской армии). Выехали вечером, и без отдыха проследовали около тысячи километров до Брянска, с утра выгрузили доски на музыкальной фабрике и помчались по своим основным делам.
- Прибыли на склад вооружения при воинской части, - рассказывает Виктор Александрович, - внутрь нас не пустили. Пришлось немного подождать, пока военные вывели пушку из боевого состояния и погрузили в машину. Отдельно были погружены передние колёса. Помню, я ещё проверил, надёжно ли она закреплена в кузове, примотал пушку как следует проволокой. Вениамин Порфирьевич, как забрали груз, сразу успокоился, будто у него гора с плеч упала. Поехали домой.
Ехали очень интересно: сама пушка стояла в кузове, а ствол возвышался над кабиной, и в дороге водители, с которыми случалось пересекаться на стоянках, прозвали их «вологодскими охотниками». (Интересно, на какого зверя идут с таким калибром?).
Приехали на завод ДВП, выгрузили пушку краном, и Виктора Александровича тут же отправили в следующий рейс. Когда вернулся, пушки уже не было – её поставили на колёса и оттащили в ИК-12. И лишь к 9 мая установили на горке – том самом месте, где она находится и по сей день.
Так уж случилось, что В.А. Голубеву не раз приходилось везти значимые для посёлка вещи – также он транспортировал блоки для арболитовых общежитий и хоккейный корт из Твери. Но, пожалуй, пушка – самый интересный и запоминающийся груз в его трудовой биографии.
Ольга СОКОЛОВА.
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий