Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Православие

Славянская письменность – основа нашей культуры. В радиостудии «Шекснинская волна» беседуют иерей Кирилл Кобрин и Николай Дегтерев

В радиостудии «Шекснинская волна»  - иерей Кирилл Кобрин, помощник руководителя миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятель храма святителя  Николая Чудотворца села Сизьма. Тема для беседы: День славянской письменности и культуры - День памяти святых просветителей Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки. Беседовал Николай Дегтерев, катехизатор храма Казанского образа Божией Матери п. Шексна.
 
Аудио программа: 

Иерей Кирилл Кобрин: «Тот, кто живет достойно, тому смерть не страшна». В радиостудии «Шекснинская волна» - беседа о православном понимании смерти человека.

Иерей Кирилл Кобрин: «Кто живет достойно, тому смерть не страшна»

Что с человеком происходит после смерти, и что делать, если ваш родственник умер? В радиостудии «Шекснинская волна»  о православном понимании смерти рассказал  иерей Кирилл Кобрин, помощник руководителя миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятель храма святителя  Николая Чудотворца села Сизьма.

     - ­ Отец Кирилл, что по учению Церкви происходит с человеком во время и после смерти?
    - ­ В медицине смерть подразделяется на клиническую и биологическую. В христианском понимании смерти нет как таковой, это просто разлучение души с телом. Тело предается земле, по слову Господа «яко земля еси, и в землю отыдеши», а душа проходит мытарства, возносится к Богу и ей дается участь до всеобщего воскресения всех людей, которое будет после второго пришествия Иисуса Христа.
     Из книги «Бытие» мы знаем, что Адам и Ева захотели познать добро и зло, быть как Боги и вкусили запретный плод с дерева познания добра и зла. Изгнание из рая имеет педагогический смысл – человек стал познавать добро и зло на собственном примере. Отсюда цель и смысл пребывания человека в сей временной жизни – познание добра и зла.
     Невзирая ни на какие обстоятельства жизни, смерть наступает только в одном единственном случае — когда у человека заканчивается покаяние. Или человек так озлобился, что уже не может стать хуже, или человек достиг такого уровня духовного развития, что он уже не может стать лучше, т.е. он готов для Царствия Небесного.
    - ­ Если неверующий или маловерующий человек тяжело болен, и врачи дают неутешительный диагноз, как ему можно помочь обратиться к Богу?
    - ­ Многие из святых отцов говорили, что жизнь — это приготовление к смерти. Если ясно видно, что смертный час близок, то нужно готовиться. Прежде всего, подготовить душу: приступить к таинству исповеди и причастия. А если человек не крещен, то нужно с ним поговорить и убедить принять таинство крещения. В моей пастырской практике было, когда люди крестились на смертном одре. Также умирающему необходимо со всеми примириться и молиться Богу, чтобы Ангелы Божии помогли пройти мытарства. Еще хорошо бы решить вопрос со своим наследством, чтобы родственники пребывали в мире, молились за душу усопшего, а не ссорились.
    - ­ Как пережить смерть близкого? Есть ли в Церкви способы облегчить этот период расставания?
   - ­ Муки расставания с любимым человеком тяжелы, и самым важным инструментом, оружием любого христианина является молитва. Молитва об усопшем имеет двойное свойство. Во-­первых, она помогает душе усопшего, а во­-вторых, Господь по молитве об усопшем  полагает на сердце утешение. В чине панихиды (заупокойная служба по усопшим) есть такие слова «О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся». Как видите, это прошение о живых. Еще важно в память об усопшем творить милостыню. За милосердие Господь будет утешать и помогать душе усопшего и тем, кто еще остался в многосуетном мире сем.
    - ­ Действительно, нередко люди приходят в церковь именно после смерти близкого человека, или когда их постигло какое-­то другое несчастье.
    - ­ Когда говорят Христос Спаситель, для неверующих людей встает вопрос: «А от чего Он спасает?» Телесные болезни очевидны, и мы сразу идем к врачу. А если человек никогда своей душой не занимался, он не знает, какие у нее болезни, какие страсти. И вот человек стоит перед лицом смерти, и понимает, что без помощи Бога, без помощи Спасителя ему не обойтись. Дорогие, занимайтесь своей душой вовремя, не надо оставлять это на последние дни жизни. В Церковь нужно приходить не только в горе, но и в радости.
    - ­ После смерти человека происходит его отпевание. Что происходит в храме в момент отпевания?
    - ­ После того, как душа разлучилась с телом, три дня она пребывает с нами, но мы ее видеть не можем. На третий день, в момент отпевания, душа возносится к Богу. Отпевание происходит или на дому, или в храме. Если есть какие-­то особые обстоятельства, то совершается заочное отпевание. Оно было введено во времена Великой Отечественной войны, когда приходила только похоронка. Отпевание — это просьба всей Церкви упокоить душу «в месте светлом, в месте злачном (где много злаков, сытном месте), в месте покойном», где нет болезней, ни печали, ни воздыханий...
    - ­ Иногда родственники усопшего сами на заочное отпевание не приходят, а ограничиваются подачей записок священнику. Правильно ли это?
    - ­ Церковная молитва — это помощница личной молитвы, но никак не ее замена. Поэтому нужно приходить и молиться как за своих усопших сродников, так и за живых сродников. Большей силой и крепостью обладает наша личная молитва. Церковная молитва помогает нам, по словам Иисуса Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
     ­ - Многим знакомо такое явление как «чтение псалтыри по усопшему». Что это такое?
    - ­ Когда душа разлучилась с телом, она нуждается в поддержке. Для этого благочестивые сродники или друзья читают «неусыпаемую псалтырь», т.е. на протяжении трех дней, не останавливаясь, по очереди читается книга Ветхого Завета – «Псалтырь».
    - ­ Как правило, даже нецерковные люди, вспоминают усопшего человека в девятый и сороковой день. Что это за дни?
    - ­ С третьего по девятый день душе показывают места рая. На девятый день душа снова возносится к Богу. С 9 по 40 день душа видит места ада, и она проходит мытарства, во время которых душу спрашивают за ее дела, за ее поступки. На 40-­ой день душа снова возносится к Богу и ей определяется место, где она будет пребывать до Всеобщего Воскресения.
    - ­ По традиции в 40­-ой день проходят поминки. Как правильно провести этот день?
    - ­ И в 9­-ый и в 40­-ой день нужно сходить в храм, помолиться об усопшем, а потом собраться, покушать и воспомянуть своего друга или сродника. В этом ничего греховного нет. Только не нужно превращать поминки в балаган и пьянку. Еще можно попросить священника отслужить панихиду или великую панихиду — парастас.
    - ­ Есть ли в Церкви специальные службы, чтобы поминать усопшего не только в первые сорок дней, но и в последующем?
    - ­ Конечно, есть. Отпевание происходит один раз, а панихиду по усопшему можно хоть каждый день служить. На каждой литургии читается заупокойная ектения, когда вся Церковь молится об усопших. После литургии служится панихида, либо лития — короткая панихида. Также в памятные даты можно пригласить священника на кладбище, чтобы он там совершил панихиду по усопшему.
    - ­ С темой смерти связано много суеверий и страхов. Что можно сказать тем людям, которые боятся усопших, обряда погребения и т.д.?
    - ­ Все заупокойные страхи, предрассудки и суеверия беспочвенны. Они возникли оттого, что христианство пришло на языческую почву, а язычники очень боялись смерти. И к тому же у нас был длительный советский безбожный период, в течение которого людям внушалось, что смерть – это конец всему. Для христианина смерть — не конец. Апостол Павел говорил: «Для меня жизнь ­ - Христос, и смерть — приобретение». И еще нужно понимать, что в смерти нет никакой скверны. Это естественный процесс, когда дети рождаются, а другие -­ умирают. И нас эта участь не минует, и этого не нужно бояться. Нужно верить, что при всеобщем воскресении мы все увидимся. И пусть это будет радостная встреча любящих людей, а не вчерашних врагов. Это зависит только от нас. 
     Желаю всем нам, прежде всего, достойно жить. Кто живет достойно, тому смерть не страшна.
 
Беседовал Николай Дегтерев,
катехизатор храма Казанского образа Божией Матери п. Шексна.
 
 
Аудио программа: 

Литургия – ось мира, а причастие - приобщение души к жизни вечной

Литургия – ось мира, а причастие – приобщение души к жизни вечной

Причастие Святых Христовых тайн – одно из самых важных событий в жизни каждого христианина. О смысле причащения и значении таинства для православных в радиостудии  «Шекснинская волна» беседовали Николай Дегтерев, катехизатор храма Казанского образа Божией Матери п. Шексна и  иерей Кирилл Кобрин, помощник руководителя миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятель храма святителя Николая села Сизьма.

    ­ - Отец Кирилл, что такое причастие, и какое место оно занимает в православном богослужении?
    - ­ Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «литургия есть ось мира». Она является вершиной суточного круга богослужения, потому что все другие богослужения являются подготовкой к ней. В России литургию принято совершать утром, за исключением некоторых праздников, когда литургия служится ночью -­ это праздник Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи. Слово «литургия» переводится как «общее дело», «общее собрание». Люди, объединенные общими идеями, общими ценностями, собираются вместе, чтобы вознести благодарственную молитву Богу, а также молитвы покаяния и прошения.
     Чтобы понять, в чем смысл причастия, нужно вспомнить события, которые произошли почти две тысячи лет тому назад. Перед тем, как пойти на вольную смерть на кресте, Иисус Христос совершил вечерю, а проще говоря, ужин, со своими учениками­-апостолами. У евреев и в те времена, и сейчас есть праздник «Пейсах», по нашему «Пасха». В переводе с древнееврейского слово «пасха» означает «избавление от беды» или «прохождение беды мимо». По обычаю в этот день они ели пресный хлеб, горькие травы, пили вино и приносили благодарение Богу за то, что Господь избавил их от беды во время египетского плена. Напомню, что в древние времена вино и его производное – уксус ­ - существовало больше как лекарство. Им обрабатывали раны, лечили простуды. Иисус Христос совершил такой ужин, но вместо положенных молитв сказал о вине «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», а о хлебе «сие есть тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов». Таким образом, Иисус Христос на тайной вечери даровал нам Себя, а потом показал это на кресте. И в этом является вся суть христианской жизни. Есть русская поговорка «без Бога не до порога», так и здесь: не причащаясь, мы не можем ничего. Поскольку Бог живет вне времени и пространства, то современная литургия, совершенная священником, ничем не отличается от той литургии, от той вечери, которую совершил Иисус Христос со своими учениками. И поэтому со Христом может соединиться любой человек в любой точке земного шара, если он того желает и достойно подготовился.
     ­ - Как нужно готовиться к причастию, чтобы подготовиться достойно?
    - ­ Чтобы приготовиться к причастию достойно, нужно увидеть свое недостоинство. Это самый важный фактор. Напомню, первым в рай вошел разбойник, который считал себя недостойным Царствия Небесного. У нас в России таинство Причастия неотделимо от таинства покаяния и исповеди. В полный стакан не нальешь. Чистосердечной исповедью очисти место в уме, в сердце и тогда пустое место в твоей душе и сердце займет Господь со своими святыми дарами.
     Также, готовясь к причастию, нужно в меру попоститься, накануне посетить вечернее богослужение, а дома прочитать «Последование ко Святому Причащению». Этого вполне достаточно. В духовной жизни дьявол обычно искушает через хорошее, через меры: лучше, выше, сильнее. Но духовная жизнь - ­ это не спорт. Фанатизм здесь ни к чему, а нужна во всем размеренность. Например, кому­-то необходимо утром пить лекарства – это не является причиной, по которой нельзя причащаться. Главное, думать не о своей болезни, а о Боге, и желать с ним соединиться.
     ­ - А есть ли причины, когда недопустимо причащаться?
     -­ Недопустимо причащаться в гневе, в раздражении, в обиде. Проще говоря, в состоянии неспокойного духа. Прежде всего, нужно всех простить. Все мы спотыкаемся, и не так важен грех, как его последствия – состояние немирности. Как можно принять дар, если у тебя руки грязные? Пример такого человека, который причастился в осуждение – Иуда, который больше любил деньги. Итог ­ - в него вошел сатана.
     В покаянном псалме есть такие слова «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Когда человек осознает весь ворох своих грехов и хочет от них избавиться, то он нуждается в Боге помощнике, и тогда Бог целитель, Свет истинный соединяется с ним в таинстве причастия и помогает человеку.    
     А все посты и молитвы нужны для того, чтобы человек осознал свое недостоинство. В осуждение причащается тот, кто считает, что достоин причаститься. 
     -­ Отец Кирилл, давайте поговорим о причащении детей. Как их подготовить к этому Таинству?
     -­ Иисус Христос говорил: «Не мешайте детям приходить ко мне, таковых есть Царствие Небесное». Прежде всего, родители должны привить ребенку любовь к храму. Ни в коем случае нельзя их ругать, если они что­-то неправильно делают. Дети – друзья Божии, и в храме они должны чувствовать себя как дома. Считается, что ребенок должен исповедоваться с семи лет. Я, прежде всего, смотрю не на возраст, а на то, сформировалось ли у ребенка понятие, что такое хорошо и что такое плохо. Если он осознает, что иногда поступил плохо, тогда можно исповедовать, а если нет, то пусть причащается без исповеди.
     Если может ребенок выдержать какое­-то минимальное ограничение в пище, это хорошо. Но главное, желание самого ребенка. Готовить детей к Причастию нужно любовью, добротой, вниманием. Ребенок должен полюбить богослужение и понять то состояние тепла и света, которое бывает после причащения Святых Христовых тайн. Если ребенок почувствует эту божественную грусть, тоску по Небесному Отечеству, то ради них он откажется от плохих дел, баловства и непослушания. Потому что горестно терять состояние, которое возникает после причастия.
     Младенцев лучше приносить в храм непосредственно к причастию, а детей постарше нужно постепенно приучать к богослужению. Если дети не могут послушно стоять, то можно сидеть в храме – это не возбраняется.
     ­ - Во время причащения все верующие получают святые дары с одной ложечки и целуют чашу. И, наверно, во время распространения гриппа многие задумываются, а не опасно ли это?
    - ­ За всю историю существования церкви не зафиксировано ни одного случая заражения через чашу. Божественная литургия служилась и когда были эпидемии таких смертоносных болезней, как холера, чума. И все причащались от одной чаши. Это Чаша Жизни. Я желаю читателям газеты изучать нашу веру или хотя бы интересоваться ей и научать вере детей, близких и сродников. Всем помощи Божией и Ангела­-хранителя. 

 
Аудио программа: 

Иерей Кирилл Кобрин: «Я считаю, что не нужно нырять в святыню»

     19 января православные христиане будут отмечать праздник Крещения Господня. В преддверии праздника в радиостудии «Шекснинская волна» состоялась беседа Николая Дегтерева, катехизатора храма Казанского образа Божией Матери п. Шексна с иереем Кириллом Кобриным, помощником руководителя миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца села Сизьма.
     Как правильно праздновать церковные праздники, нужно ли окунаться в крещенскую прорубь, а также можно ли спастись вне церкви, и зачем человеку крещение? В ходе беседы были даны ответы на эти и другие вопросы.

     -  Отец Кирилл, светские праздники люди отмечают по известной схеме: подарки, угощение, походы в гости… Как правильно нужно проводить церковные праздники?
     - Вершиной и стержнем любого церковного праздника является Божественная Литургия. Поэтому самое главное в праздновании церковного торжества - собраться вместе и помолиться за Божественной Литургией, желательно приступить к таинствам исповеди и причастия. 19 января приглашаю всех прийти в храмы. Праздничная Литургия будет совершаться и в Шексне, и в Сизьме.
     - В народной традиции праздник Крещения Господня неразрывно связан с купанием в проруби, но в церкви к этому обычаю отношение неоднозначное. Одни считают, что купание - это старинный благочестивый обычай, и в нем нет ничего плохого. По мнению других, не нужно окунаться в прорубь. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?
     -  Вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления, называется «великая агиасма». Слово «агиасма» с греческого переводится как «святыня». Я считаю, что не нужно нырять в святыню. Достаточно помолиться, попросить у Бога здравия духа и тела, с благоговением выпить святой воды, и немного набрать ее, чтобы в течение года, когда на душе плохо, когда испытываешь скорбь, обратиться за помощью к Богу и выпить святой воды. Не следует запасать бидоны святой воды, а потом варить на ней суп, чай заваривать, лекарство запивать... Используйте ее благоговейно.
     И еще о традиции крещенского купания. Если это действие кому-то поможет прийти в покаяние - окунайтесь. Но при этом не нужно заниматься богословским хулиганством и считать, что если на крещение в прорубь нырнул, то все грехи омыты. Грехи омывает только покаяние. Только Господь имеет власть прощать грехи в таинстве исповеди, которое проводят епископы и священники.  
     - Есть и другие суеверия, например, такое: кто троекратно погрузился в крещенскую воду с произнесением крещальной формулы «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго духа, Аминь», то это действие заменяет крещение в храме.
     - В годы гонений бабушки крестили так детей втайне от властей. Это крещение признается церковью, но считается неполноценным, так как его нужно восполнить таинством Миропомазания. Сейчас гонений нет, и крестить должны священники в храмах.
     - Давайте поговорим теперь о самом чине крещения человека. Действительно, в нем соединяются два таинства: Крещения и Миропомазания. Какой смысл заключен в Таинстве Миропомазания?
     - В чине Крещения человеку сначала нарекается христианское имя, затем он погружается в воду – крестится, и потом его принимают в церковь. Священник мажет святым миром (смесь вина, благовоний и масла) лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, ладони и ступни крещаемого с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь». Эта печать обозначает, что теперь человек стал христианином и членом Церкви, т.е. членом церковного общества. И второе значение печати – человек запечатан, и пустить в себя дьявола он может лишь по собственной воле и инициативе.
     - Не секрет, что многие люди приходят на крещение с мирскими ожиданиями от этого таинства: чтобы быть здоровым, удачливым… Разъясните, в чем смысл крещения человека? Зачем оно нужно?
     - Давайте вспомним жизнь первых людей. Адам и Ева жили в раю, и Бог на время дал им первую педагогическую заповедь – не есть плодов с древа познания добра и зла. Представим эту ситуацию на современном примере: вы приготовили отличный шашлык. Взрослый человек его съест с удовольствием, а младенцу есть мясо нельзя – плохо будет. А наши прародители, еще не осознав, кто они есть, поддались искушению дьявола, захотели стать богами и вкусили запретный плод. После этого в человека вселились смертность, тленность и греховность. И мы как дети Адама наследовали последствия грехопадения первого человека - эту смертность, тленность, и греховность –  хроническую болезнь склонности ко греху. Крещение – это попытка Бога изменить суть человека. До крещения был Иванов, Петров… а крестившись, прежде всего стал Христов. Крещение – это некий дар Бога в надежде на то, что человек постепенно будет его раскрывать. Без Бога побороть эту заразу – греховность – не получится. Для этого и нужно крещение, в котором Бог нас усыновляет, хотя мы больны и изранены грехом.
     - Давайте рассмотрим житейский пример. Человек пришел в храм, крестился, и продолжил жить так же, как и до крещения. В этом случае Таинство будет действительным?
     - Крещение – это дар Бога, а любой подарок подразумевает ответственность за его сохранность и правильное использование. Можно привести аналогию с возделыванием картофеля. Чтобы получить хороший урожай, недостаточно весной картофелину в землю кинуть. Нужно ее поливать, окучивать, удобрять, жуков собирать… А теперь давайте вспомним слова Иоанна Крестителя фарисеям, которые пришли к нему креститься в реке Иордан: «Покайтесь, сотворите достойный плод покаяния». Плоды – это труд, это добрые дела. Иногда благодать Божия раскрывается не сразу после крещения, а спустя некоторое время. Мы знаем примеры из жизни святых, которые вели сытую светскую жизнь, а потом обратились к Богу, и их покаяние было настолько сильным, что они изменили всю свою жизнь. Все в христианстве направлено на изменение внутреннего человека, а это достигается трудом. Чин крещения автоматически человека не меняет.
     - Что же нужно делать, чтобы крещение не оказалось бесплодным?
     - Если человек ищет истину, он обязательно найдет Бога. Во-первых, нужно изучать православную веру. Вера – стремление души, но вера должна быть окультурена умом, потому что вера без ума превращается либо в фанатизм, либо в профанацию. Сейчас, когда есть интернет, православные телеканалы и радиостанции, множество книг в магазинах, только личное нежелание становится причиной оставаться невеждой в вопросах веры. При этом нужно понимать, что все люди разные, у каждого свой путь к Богу и своя мера религиозности. Кого-то к Богу приведут дела милосердия, молитва, паломнические поездки, а другой будет прощен Богом за одну покаянную слезу. Кто-то знает лишь самые основы веры, а другие получают высшее духовное образование.
      - А зачем крестить детей, если ребенок не может осознанно верить в Бога, и каяться ему не в чем?  
     - Дети – друзья Бога, и крестят детей, чтобы они с малолетства стали членами церкви. Для этого нужны крестные родители. Крестные, как поручители в банке. Они должны быть христианами, которые осмысленно веруют за ребенка, отрекаются от сатаны, сочетаются со Христом и берут на себя обязательство перед Богом, родителями ребенка и церковью за воспитание ребенка в вере.
     - Человек, который принял решение креститься, к этому готовится: он посещает огласительные беседы и богослужения, и наконец, после чина крещения становится христианином. Нередко люди воспринимают крещение как некий завершающий этап труда.
     - А на самом деле - это только начало. Дар получен. Ты теперь христианин и не возвращайся к прежней духоте. Делай свою жизнь лучше, светлее, чище. С тобой Бог, и у тебя отныне есть невидимая и непостижимая помощь, сильнее которой ничего нет.  
     - В Евангелии читаем такие слова Иисуса Христа «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». На основании этих слов есть церковное учение, что без крещения спастись нельзя. Что такое спасение, и действительно ли спасутся только крещеные?
     - «Царство Божие внутри вас есть» - говориться в Евангелии. Спасение – это когда человек в течение всей жизни делает выбор в пользу добра и отрекается от зла. Рай и ад находятся внутри человека. И если человек возделывает свой рай, то после разлучения души с телом он неограниченно принимает этот рай – царство небесное, которое уже вне времени и вне пространства, потому что Бог живет вне времени и вне пространства. Спастись без крещения нельзя, потому что лекарство от хронической болезни – греховности – только в церкви. И спасение в Православной церкви достигается с помощью «синергии» – то есть соединения двух воль или двух энергий (воли человеческой и воли Божией). Или по-другому соработничеством Бога и человека. Воля Бога всегда направлена на спасение, и поэтому все остальное зависит только от нас.
     Поздравляю всех с наступившим гражданским новым годом и с Рождеством Христовым. С нами Бог, который воплотился на земле ради нас.  Храните эту радость и проведите праздник Крещения Господня без предрассудков. Всем помощи Божией, Ангела Хранителя.
 
Полную версию беседы слушайте в разделе «Шекснинская волна»
Аудио программа: 

Ищите источник всех зол прежде всего в себе. В радиостудии "Шекснинская волна" - иерей Кирилл Кобрин.

Иерей Кирилл Кобрин: «Ищите источник всех зол прежде всего в себе»

Продолжаем цикл бесед о православии с иереем Кириллом Кобриным, руководителем миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца села Сизьма. Тема второй беседы – исповедь и покаяние. В радиостудии «Шекснинская волна» вопросы отцу Кириллу задавал катехизатор храма Казанского образа Божией Матери (п. Шексна) Николай Дегтерев.

     ­ - Отец Кирилл, для начала давайте разберемся с понятиями. Что такое покаяние и что такое исповедь?
    - ­ Значение греческого слова «метанойя» (по­-русски «покаяние») - ­ перемена ума или перемена мышления. Покаяние — это состояние души, это процесс, который происходит внутри личности человека, желательно на протяжении всей земной жизни. Очень часто живет человек, все у него есть – и семья, хорошая работа, квартира, машина, а ему плохо. И у человека возникает потребность искать настоящее счастье. Покаяние – это укоры совести, это стремление изменить что­то внутри себя.
     А исповедь — это некий акт. Бог на исповеди прощает нам поступки. Но мы ведь не животные. У нас есть мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, ценностные ориентации, самые разные желания. Наши поступки — следствие внутреннего состояния души. И вот внутренняя работа над собой – метанойя – это покаяние. В Калужской области есть знаменитый мужской монастырь ­ - Оптина пустынь. Основал его разбойник Опта, который в конце жизни не выдержал муки совести, ушел молиться и искать прощения у Бога. И его покаяние дало плоды.
     -­ Очевидный грех требует очевидного изменения, покаяния, а как увидеть необходимость изменения своего внутреннего мира обычному человеку, который не делает большого зла и большого добра?
     - Святитель Феофан Затворник говорил, что грешник похож на спящего человека. А потом у него появляется некоторая «божественная обеспокоенность». Душевная тяжба начинается, и он просыпается. Просыпается в свете Евангелия, Христовых заповедей, закона любви, и он видит себя больным. Появляется нужда в Боге Спасителе. Иногда толчком к этому могут быть какие­-то тяжелые жизненные обстоятельства – болезнь, смерть близких… В общем то, что своими силами человек решить не может. Еще говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А вообще, увидеть свои грехи достаточно просто. Нужно просить об этом Господа, и все.
     ­- А как быть людям, которые вроде бы и в церковь ходят, и о Боге задумываются, но не меняют систему своих ценностей?
     - ­ В полный стакан не нальешь. Бог, как источник жизни, счастья, здоровья и добра, рад бы нам помочь, но мы сами не хотим отказаться от своего «я», от своих похотей и привычек, которые делают нас несчастными. Прежде чем Господь положит на сердце благодать, нужно отказаться от чего­-то своего скверного. Чтобы определить истинное состояние души, надо смотреть за своими мыслями, желаниями, мечтаниями.
     ­ - В чем заключается подготовка к исповеди?
     -­ К сожалению, люди часто приносят священнику отчет о проделанной работе. Это неправильно, Бог и так знает, что вы делали. Когда человек приходит к врачу и рассказывает, что у него болит, доктор ставит диагноз, и будет лечить не симптомы болезни, а причину. Так нужно и на исповеди. Готовясь к исповеди, побудьте наедине с собой и задайте себе один вопрос: а что мне мешает жить счастливо? Что мешает иметь плод духовный, а это ­ - любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, благость, милосердие, вера.
     ­ - Как часто нужно исповедоваться?
    - ­ У нас в России таинство исповеди неотделимо от таинства причастия. Это налагает некий отпечаток. Здесь нет однозначного ответа, у каждого своя норма. Если человек только встал на путь духовной жизни — то нужно почаще исповедоваться и причащаться, если совершено некое серьезное грехопадение — сразу на исповедь идти нужно.
    - ­ Как человеку понять, правильно он исповедуется или нет? Среди христиан бытует мнение, что кающийся человек должен плакать, сознавать себя греховнее всех на свете. Так ли это?
     - ­ Если после исповеди стало легче, если появились духовные плоды – любовь, радость, мир, значит, человек на правильном пути. Теперь о слезах. Человек нес в гору целый мешок кирпичей, и наконец его сбросил. Разве не появится радость? Да, нужно осознавать свои грехи и плакать пред Богом. Закройся в комнату, помолись, и Бог, видящий втайне, воздаст тебе явно. Бог – источник жизни, радости, и православие ­ религия радости. Вот еще одна аналогия. Если человек сломал лавку, то нужно не плакать, а взять доску, гвозди, пилу и чинить ее. Это и есть покаяние.
     - Чего нельзя делать во время исповеди?
     - Один священник сказал хорошую фразу «Святых не исповедую, грехи соседей не отпускаю». Ищите источник всех зол прежде всего в себе, и не нужно оправдывать свои грехи сложными обстоятельствами и т.д. Здесь еще важно понимать, что такое грех. Значение слова «грех» - ­ «промах», «мимо цели». Теоретически это может быть хороший поступок. Но практически его применение неоправданно либо в качестве, либо в количестве, либо во времени, либо в пространстве. Возьмем для примера ненависть. Наличие ненависти свидетельствует о том, что душа мужественная. Но одно дело мужество применять на поле боя, на производстве, в экстремальной ситуации, а другое дело — с женой на кухне.
     ­ - Если человек раз от разу на исповеди произносит одни и те же грехи, о чем это свидетельствует?
    - ­ Это говорит об отсутствии плодов покаяния. Если ты меняешь ум, то и вести себя будешь по-другому. Человек не развивается, стоит на месте, а кто не развивается, тот деградирует, по словам из Евангелия «Кто не собирает, тот расточает». А время-­то уходит. Мы не становимся моложе, здоровее.
     Но с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем он видит себя хуже, и  первым признаком здравия души является видение своих грехов, «бесчисленных, яко песок морской». Нет такого греха, который Бог не мог бы простить. Какой грех является прощеным?  Поскольку мы немощны, то Бог прощает нам грехи, которые мы не хотим повторять. Вот на войне есть враг, которого хочется победить, так и христианин должен возненавидеть свой грех. А самый тяжелый грех, который мы могли не сделать, и сделали. Это показатель нашего устремления ­- к Богу или дьяволу.
     - Теперь о детской исповеди. С какого возраста ребенок готов осознанно исповедовать свои грехи?
     - Теоретически заведено исповедовать детей с семи лет, но я, как педагог, считаю, что здесь нет однозначного правила. Необходимо, чтобы ребенок осознал себя личностью, когда он начнет понимать, что поступил в чем­то плохо и он не желает так больше делать. Кто-­то готов к искреннему покаянию в десять лет, а кто­-то и в тринадцать не осознает своих грехов. Здесь важна совместная работа священника и родителей для того, чтобы исповедь и причастие не превратились в профанацию. 
     ­ - Подведем итог беседы.
     ­ - У меня две новости. Одна хорошая, другая плохая. Хорошая заключается в том, что покаяние, подготовка к исповеди — это просто. Поискушайте свою совесть, и вы познакомитесь с собой. Плохая новость заключается в том, что самого себя любимого переменить очень сложно. Нужно затратить много трудов, и всегда будет некогда, не ко времени, дорого, глупо, как будет казаться на первый взгляд.
     Я желаю всем изучать православную веру. Если человек ищет истину, он обязательно найдет Бога.
 
Слушайте полную версию беседы на странице «Шекснинская волна» сайта www.zwezda.net.
 

 
Аудио программа: 

В радиостудии «Шекснинская волна» руководитель миссионерского отдела Вологодской епархии иерей Кирилл Кобрин ответил на вопросы Николая Дегтерева

Священник Кирилл Кобрин: «Говорить нужно с теми, кто слушает и открыт к диалогу»

В чем состоит миссия Церкви? Кто может быть миссионером? Чем вызвана необходимость «второй христианизации народов»? Как христианин должен вести себя в отношениях с сектантами? В радиостудии «Шекснинская волна» эти и другие вопросы обсудили катехизатор храма Казанского образа Божией Матери (п. Шексна) Николай Дегтерев и иерей Кирилл Кобрин, руководитель миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Сизьма.

    ­ - Отец Кирилл, что такое миссия и чем занимается миссионер?
    - ­ Как сказано в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной церкви», миссия – это свидетельство о евангельской истине. Миссия бывает как внешняя, так и внутренняя. Под внешней миссией понимается свидетельство о Христе, о православной вере людям, которые в силу места рождения или культурологических особенностей вообще не слышали о православии, а внутренняя миссия заключается в свидетельствовании об истине внутри Церкви, внутри своего народа.
     -­ Кто может быть миссионером?
    - ­ Нечестно рассказывать про тот путь, который не прошел сам. Миссионер должен иметь не только знания, но и быть практиком. Лишь тогда можно свидетельствовать о Евангелии. И в этом смысле любой христианин может быть миссионером. Христианин сразу виден: он отличается своей честью, благородством. Таким образом, христианин свидетельствует об истине, а истина свидетельствует о нем. Свидетельство от слова «видеть». Ведь можно много о чем говорить, но при этом не являться. Нужно свидетельствовать не только словами, но и поступками, и всей жизнью.
     - В «Концепции миссионерской деятельности» сказано, что в современной России возникла «парадоксальная ситуация необходимости второй христианизации народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной церкви, и масштабы этой второй христианизации беспрецедентны». Что имеется в виду под словами «вторая христианизация»?
     -­ Как говорил русский писатель Николай Лесков, «Русь крещена, но не просвещена». В Сизьму достаточно часто приезжают на крещение, и когда я провожу огласительную беседу, понимаю, что у многих людей очень смутные представления о Церкви, о значении ее Таинств. Иногда доходит до церковных анекдотов. На вопрос, готовились ли вы к крещению, отвечают: «Да, готовились, салаты нарезаны, гости позваны. Давайте, батюшка, крестите». Такие люди думают, что ребенка покрестим, и болеть не будет. Они даже не знают, что крещение – это рождение в жизнь духовную, возможность избавления от мучительства дьявола. Многие наши единоверцы считают: раз я крещен, крест ношу, водичку святую набираю, куличи освящаю, значит, я -­ православный. Люди являются приверженцами внешних форм, не задумываясь о сути. И получается, как выеденное яйцо: оболочка есть, а содержания нет. Именно поэтому вторая христианизация необходима.
     ­ - С какими трудностями в своем служении сталкивается миссионер?
     -­ Настоящий христианин отличается от других людей образом мысли, поступками. Когда человек поступает не так, как ожидают, это вызывает у окружающих как минимум удивление и как максимум порицание и даже ненависть. Таким образом, христианин является причиной задуматься, что можно жить иначе. Но попробуйте кого­-то наставить на пусть истинный, и увидите первую реакцию человека – праведный гнев: как они могут меня учить?! Цель миссии – сделать так, чтобы люди начали задумываться. Потому что вера – удел души, стремление души, но она должна быть окультурена умом. В книге пророка Давида «Псалтырь» есть такие слова: «Поучение сердца моего – разум». И вера, которая не окультурена умом, либо профанируется, т.е. постепенно угасает и превращается в глупый набор правил и запретов, либо извращается – люди становятся фанатиками.
     ­ - В «Концепции миссионерской деятельности»  перечисляются современные вызовы Церкви, такие как утрата культурной идентичности, информационное общество, плюрализм. Есть ли в них положительное зерно?
     -­ Конечно. Я бы не сказал, что это вызовы. Просто это современная жизнь, к которой нужно адаптироваться. Например, сейчас информационный век, и нам, миссионерам, нужно осваивать интернет-просторы и свидетельствовать об истине в интернете. В такой работе есть свои плюсы и минусы. Дискуссия в интернете обезличена – это плохо. Когда человека видишь, он не будет вести себя по-­хамски, а если и будет, то не переходя некую грань. А в интернете можно все что угодно. Плюс же в том, что в сети легко находить нужные ссылки, конкретные цитаты святых отцов, Евангелия.  
     -­ Одно из направлений деятельности миссионера – противосектантская. В чем она заключается и какими методами должна вестись?
     ­ - Секта ­ - это сообщество вольнодумцев. Секта чаще всего приводит человека к себе, а не к Богу. Миссионер должен, во-­первых, свидетельствовать о Христе своей жизнью, а во-­вторых, полемизировать с ними, ведь сектанты не чужие для нас люди, они заблудшие. Однако, если христианин не обладает знанием богословия и опытом, то лучше не вступать с ними в диалог. Пусть этим занимаются опытные миссионеры.
     ­ - Как вести диалог с равнодушными людьми, с так называемой «культурой потребления»?
    - ­ Церковь не занимается прозелитизмом, то есть насильственным обращением в свою веру. Из своей практики давно понял, что говорить нужно только с теми, кто слушает, кто открыт к диалогу. Человек должен уже в чем­то разочароваться. Когда он устанет от постоянной гонки за материальными ценностями и задумается, время для диалога пришло. Когда человек начнет задавать фундаментальные вопросы. Кто я? Где я? Почему так? Что дальше? В богословии они называются прОстые вопросы, на которые очень не просто ответить. Вот тогда он способен к диалогу, и можно наставить человека на путь истинный.
     -­ Спасибо за беседу.
 
 
     Это лишь короткие выдержки из полуторачасовой беседы, размещенной в разделе «Радиостудия «Шекснинская волна» сайта www.zwezda.net .

 
Аудио программа: 

Скоро Великий пост! Беседа катехизатора шекснинского храма Николая Дегтерёва с с благочинным Шекснинского округа отцом Александром

«Православие». Беседа катехизатора шекснинского храма Николая Дегтерёва с благочинным Шекснинского округа, настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери п. Шексна протоиереем Александром Колесовым. Тема для беседы: Прощеное воскресенье, народный праздник Масленица, как правильно провести время Великого поста.
 
Аудио программа: 

Страницы

Подписка на RSS - Православие