Лет сто назад экономика России держалась на мелком и среднем бизнесе, представители которого тогда назывались коротко и просто – ремесленники.
Реклама
Реклама
Сохраняя крупицы ремесла
25.09.2013
5809
Тут же вспоминается пример матушки-Сизьмы, где почти каждый житель владел каким-либо умением: пряники печь, сапоги шить, горшки или тот же кирпич изготовлять, корзины плести, масло сбивать. А сегодня есть ремесленники? Чем они занимаются? Журналист Екатерина Марова побеседовала с начальником Управления культуры, молодежи, спорта и туризма В.С. Чистовым, поскольку современные ремесленники числятся, как говорится, именно по этому ведомству.
- Владимир Сергеевич, в былые времена ремесленники изготовляли почти все предметы быта, шили обувь, одежду. Словом, и сами себе на жизнь зарабатывали, и продукцию производили. А что сегодня?
- Вы правильно сказали, что еще каких-то сто лет назад ремесленники играли огромную роль в экономике всей страны. И за очень короткий по историческим меркам период этот класс исчез, традиции мастерства были растеряны и многие утрачены. Поэтому сегодня приходится говорить не о развитии народно-художественных промыслов, а об их сохранении. И такая ситуация не только в нашем районе, но и по всей стране. Можно сказать, что сегодня пальцев одной руки хватит, чтобы посчитать шекснинских ремесленников, то есть тех, кто избрал народно-художественные промыслы в качестве своего бизнеса. В основном прикладным творчеством занимаются на любительском уровне, в свободное от основной работы время. А мастер народно-художественных промыслов – это человек, который получает сертификат на свои изделия, представляя их для рассмотрения на областной комиссии.
- Владимир Сергеевич, а есть какая-либо информация о численности всех ремесленников в нашем районе?
- В этом году консультант (по туризму) Управления культуры, молодежи, спорта и туризма Т.В. Лучина при поддержке глав поселений собрала и обобщила данную информацию. И вот, что получилось: если в 2010 году было 65 ремесленников, то на конец 2012 года их число выросло до 75. Изготовлением изделий народно-художественных промыслов занимаются две организации - «Шекснинский сувенир» (ИП Белякова Н.В.) и «Территория творчества для детей и взрослых» (ИП Сваткова Е.Н.). Кроме того, выпуск сувенирной продукции осуществляют ряд организаций, для которых такой вид бизнеса не является основным. Это образовательное учреждение «Шекснинский дом детского творчества», учреждение системы социальной защиты Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альтаир». Большую работу по возрождению народно-художественных промыслов Шекснинского края проводят «Центр истории и культуры» и «Районный центр традиционной народной культуры», что в селе Сизьма.
- А чем занимаются шекснинские ремесленники в 21 веке?
- Главным образом, берестоплетением, росписью по дереву, ручным ткачеством, вышивкой, вязанием.
- Владимир Сергеевич, а у Вас есть информация, каким ремеслом прежде славился шекснинский край?
- По архивным данным, основными промысловыми занятиями были деревообработка, судостроение, кузнечное дело, сапожный и шерстоваляльный промыслы, кружевоплетение, извоз и охотничество. Но отдельно в этом списке стоит шекснинская золоченка и домшинское берестоплетение.
- Владимир Сергеевич, расскажите об этом немного подробнее.
- В конце XIX - начале XX веков широкую известность приобрёл промысел «домшинская береста». Он назывался по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой умельцы особым, очень прочным способом плели из бересты самые разные предметы быта. Мастера раскрашивали их красной, жёлтой, синей, иногда зелёной красками. Изделия умельцев Домшинской волости представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом. К сожалению, в 20-е годы прошлого века традиция была практически полностью утрачена. На сегодня БУК ШМР «Районный центр традиционной народной культуры» ведёт исследовательскую и практическую работу по изучению и возрождению этого ремесла в нашем районе. В частности возрождением «домшинской бересты» занимается заместитель директора БУК ШМР «РЦТНК» Г.А. Иванова. Также утраченной и возрождающейся сегодня является до недавнего времени малоизвестная роспись - «шекснинская золочёнка». По инициативе Л.А. Корчаговой в учебный план Губернаторского колледжа народных промыслов был введён курс по изучению народной росписи шекснинская золочёнка. Сегодня большую работу по возрождению данного промысла ведёт БУК ШМР «Центр истории и культуры». О.В. Абраменкова прошла курсы повышения квалификации по программе «Традиционные народные росписи Вологодской области: история, технология, методика преподавания», в настоящее время обучает двух человек этой росписи.
И еще хотел бы обратить ваше внимание на такой факт: в областном законе «О развитии народно-художественных промыслов в Вологодской области» определены 14 мест пребывания народно-художественных промыслов. В этот список включена и наша «домшинская береста».
- Владимир Сергеевич, сегодня большинство наших современных ремесленников заняты изготовлением сувенирной продукции. А ведь и в 21 веке пользуются спросом предметы быта ручной работы. Вы заметили этот «сувернирый» перекос?
- Да, он есть. Но мы стараемся возрождать старинные ремесла. Так, в «Районном центре традиционной народной культуры» на сегодня возрождаются такие промыслы как бранное ткачество, пестрядь, ткачество половиков, вышивка, кружевоплетение, традиционное шитьё, традиционная кухня, берестоплетение. В учреждении создан отдел народных ремёсел, в котором проходит обучение населения различным видам ремёсел. Специалистами отдела изучался опыт работы центров народной традиционной культуры п. Хохлово Кадуйского района, с. Ёрга Череповецкого района, Нюксенского РЦТНК. Принимали участие в обучении плетения поясов и изготовления традиционных народных кукол под руководством народного мастера М.А. Сысоевой и в мастер-классе по плетению поясов, берестоплетению, художественной росписи по дереву, проводимому специалистами Хохловского ЦТНК. Во время проведения экспедиций изучался процесс изготовления валенок. Выполнен традиционный народный костюм Шекснинского района по экспедиционным материалам. На сегодня БУК ШМР «РЦТНК» является площадкой для проведения обучающих семинаров, конференций районного и областного масштаба по возрождению и развитию народно-художественных промыслов и ремёсел Шекснинского края. И как я уже выше говорил, Галина Александровна Иванова разработала и реализует проект «Домшинская береста».
- Не так давно ремесленники оказались в сфере вашего внимания, но Вы, Владимир Сергеевич, наверное, уже поняли, как можно им помочь. Это так?
- Владимир Сергеевич, в былые времена ремесленники изготовляли почти все предметы быта, шили обувь, одежду. Словом, и сами себе на жизнь зарабатывали, и продукцию производили. А что сегодня?
- Вы правильно сказали, что еще каких-то сто лет назад ремесленники играли огромную роль в экономике всей страны. И за очень короткий по историческим меркам период этот класс исчез, традиции мастерства были растеряны и многие утрачены. Поэтому сегодня приходится говорить не о развитии народно-художественных промыслов, а об их сохранении. И такая ситуация не только в нашем районе, но и по всей стране. Можно сказать, что сегодня пальцев одной руки хватит, чтобы посчитать шекснинских ремесленников, то есть тех, кто избрал народно-художественные промыслы в качестве своего бизнеса. В основном прикладным творчеством занимаются на любительском уровне, в свободное от основной работы время. А мастер народно-художественных промыслов – это человек, который получает сертификат на свои изделия, представляя их для рассмотрения на областной комиссии.
- Владимир Сергеевич, а есть какая-либо информация о численности всех ремесленников в нашем районе?
- В этом году консультант (по туризму) Управления культуры, молодежи, спорта и туризма Т.В. Лучина при поддержке глав поселений собрала и обобщила данную информацию. И вот, что получилось: если в 2010 году было 65 ремесленников, то на конец 2012 года их число выросло до 75. Изготовлением изделий народно-художественных промыслов занимаются две организации - «Шекснинский сувенир» (ИП Белякова Н.В.) и «Территория творчества для детей и взрослых» (ИП Сваткова Е.Н.). Кроме того, выпуск сувенирной продукции осуществляют ряд организаций, для которых такой вид бизнеса не является основным. Это образовательное учреждение «Шекснинский дом детского творчества», учреждение системы социальной защиты Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альтаир». Большую работу по возрождению народно-художественных промыслов Шекснинского края проводят «Центр истории и культуры» и «Районный центр традиционной народной культуры», что в селе Сизьма.
- А чем занимаются шекснинские ремесленники в 21 веке?
- Главным образом, берестоплетением, росписью по дереву, ручным ткачеством, вышивкой, вязанием.
- Владимир Сергеевич, а у Вас есть информация, каким ремеслом прежде славился шекснинский край?
- По архивным данным, основными промысловыми занятиями были деревообработка, судостроение, кузнечное дело, сапожный и шерстоваляльный промыслы, кружевоплетение, извоз и охотничество. Но отдельно в этом списке стоит шекснинская золоченка и домшинское берестоплетение.
- Владимир Сергеевич, расскажите об этом немного подробнее.
- В конце XIX - начале XX веков широкую известность приобрёл промысел «домшинская береста». Он назывался по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой умельцы особым, очень прочным способом плели из бересты самые разные предметы быта. Мастера раскрашивали их красной, жёлтой, синей, иногда зелёной красками. Изделия умельцев Домшинской волости представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом. К сожалению, в 20-е годы прошлого века традиция была практически полностью утрачена. На сегодня БУК ШМР «Районный центр традиционной народной культуры» ведёт исследовательскую и практическую работу по изучению и возрождению этого ремесла в нашем районе. В частности возрождением «домшинской бересты» занимается заместитель директора БУК ШМР «РЦТНК» Г.А. Иванова. Также утраченной и возрождающейся сегодня является до недавнего времени малоизвестная роспись - «шекснинская золочёнка». По инициативе Л.А. Корчаговой в учебный план Губернаторского колледжа народных промыслов был введён курс по изучению народной росписи шекснинская золочёнка. Сегодня большую работу по возрождению данного промысла ведёт БУК ШМР «Центр истории и культуры». О.В. Абраменкова прошла курсы повышения квалификации по программе «Традиционные народные росписи Вологодской области: история, технология, методика преподавания», в настоящее время обучает двух человек этой росписи.
И еще хотел бы обратить ваше внимание на такой факт: в областном законе «О развитии народно-художественных промыслов в Вологодской области» определены 14 мест пребывания народно-художественных промыслов. В этот список включена и наша «домшинская береста».
- Владимир Сергеевич, сегодня большинство наших современных ремесленников заняты изготовлением сувенирной продукции. А ведь и в 21 веке пользуются спросом предметы быта ручной работы. Вы заметили этот «сувернирый» перекос?
- Да, он есть. Но мы стараемся возрождать старинные ремесла. Так, в «Районном центре традиционной народной культуры» на сегодня возрождаются такие промыслы как бранное ткачество, пестрядь, ткачество половиков, вышивка, кружевоплетение, традиционное шитьё, традиционная кухня, берестоплетение. В учреждении создан отдел народных ремёсел, в котором проходит обучение населения различным видам ремёсел. Специалистами отдела изучался опыт работы центров народной традиционной культуры п. Хохлово Кадуйского района, с. Ёрга Череповецкого района, Нюксенского РЦТНК. Принимали участие в обучении плетения поясов и изготовления традиционных народных кукол под руководством народного мастера М.А. Сысоевой и в мастер-классе по плетению поясов, берестоплетению, художественной росписи по дереву, проводимому специалистами Хохловского ЦТНК. Во время проведения экспедиций изучался процесс изготовления валенок. Выполнен традиционный народный костюм Шекснинского района по экспедиционным материалам. На сегодня БУК ШМР «РЦТНК» является площадкой для проведения обучающих семинаров, конференций районного и областного масштаба по возрождению и развитию народно-художественных промыслов и ремёсел Шекснинского края. И как я уже выше говорил, Галина Александровна Иванова разработала и реализует проект «Домшинская береста».
- Не так давно ремесленники оказались в сфере вашего внимания, но Вы, Владимир Сергеевич, наверное, уже поняли, как можно им помочь. Это так?
- Я бы сказал, что новое – это хорошо забытое старое. Когда-то, лет 15-20 назад, еще существовала целая система надомного труда. Мне она запомнилась невероятным количеством вязаных шерстяных носков, которые были изготовлены умелыми руками надомниц с машинной четкостью. Они получали шерсть, вязали носки, сдавали их и получали деньги за свою работу. Сбыт их не касался. Вот вам и решение проблемы занятости! Ведь по такой схеме можно расписывать матрешек, вязать различные изделия и так далее, и тому подобное! И это отличная база для развития народно-художественных промыслов! Но только как снова создать систему надомного труда, но уже в новых экономических условиях? Я думаю, этот вопрос выходит за рамки Управления культуры, молодежи, спорта и туризма. А наша задача, как я уже сказал выше, – сохранение народно-художественных промыслов и обучение всех желающих азам этого мастерства.
- Спасибо за беседу и успехов Вам в сохранении русских традиций!
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий