17 сентября исполнилось 75 лет со дня мученической кончины священника Кирилла Николаевича Голубева.
Реклама
Реклама
Крестный путь отца Кирилла
08.11.2012
4548
В 1878 году в семье священника Казанского храма Устье-Угольского прихода Николая Голубева родился сын. Назвали мальчика Кириллом. С детских лет Кирилл укреплялся в христианской вере, и в начале двадцатого века он стал священником. Ему был уготован трудный путь страданий. За верность Христу в 1937 году безбожные власти арестовали отца Кирилла и приговорили к расстрелу.
Рукоположение во иерея
Детские годы Кирилла прошли в селе Никольское (ныне поселок Шексна). По примеру своего отца мальчик хотел стать священником, и когда подрос, то поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1900 году. Два года Кирилл Николаевич работал учителем Чуровской церковно-приходской школы, а в 1902 году в его жизни произошло знаменательное событие. 19 августа, в день Преображения Господня, в новгородском Софийском соборе состоялось его рукоположение во иерея.
Две тысячи лет назад Преображение Господне стало своеобразным рубежом земной жизни Спасителя - Его вступление на путь Крестных страданий. Отцу Кириллу тоже был уготован трудный путь страданий и унижений. Став священником в праздник Преображения Господня, он вступил на свой Крестный путь.
Но тогда, в 1902 году еще ничто не предвещало грядущих бедствий. Начинающему священнику предстояло решать обычные житейские проблемы: устраивать личную жизнь и приобретать опыт управления приходом.
Священнический крест
Служить отцу Кириллу пришлось не в родном селе Никольском, а в селе Гришкино (сейчас Череповецкий район). Он был назначен на место протоиерея Алексия Виноградова, который по старости уволился за штат. Отец Кирилл женился на дочери отца Алексия, взяв на себя заботу о семье тестя. Тот, в свою очередь, всячески помогал начинающему священнику в непростом деле управления приходом.
Молодого священника в приходе приняли хорошо, а о том, что отец Кирилл достойно нес свой священнический крест, говорит тот факт, что в 1909 году (спустя всего 7 лет после рукоположения) он был назначен помощником благочинного.
В 1911 году умер тесть, а через четыре года - в 1915 году отца Кирилла постигла еще одна утрата: скоропостижно скончался его зять – настоятель пригородного Христорождественского Шехонского храма (ныне действующая церковь г. Череповца) отец Михаил Орнатский. Оставить без помощи свою родную сестру и ее сына отец Кирилл не мог и попросил епархиального архиерея перевести его служить в Шехонский приход.
Вместе со священником в село Рождество переехала и его теща – вдова протоиерея Алексия Виноградова. Таким образом, на попечении о. Кирилла оказалось три семьи: своя, в которой подрастало два сына, семья умершего тестя и семья сестры.
Именно здесь, в селе Рождестве, отцу Кириллу суждено было встретить трагические дни Октябрьского переворота и пережить последовавшие за ними голод, разруху и беспрецедентные гонения на Церковь.
Обновленческий раскол
В 1918 году у Шехонской церкви были отобраны все земли и денежные капиталы, а церковный причт лишился денежного содержания. Отец Кирилл вместе со своим многочисленным семейством оказался полностью лишенным средств к существованию. Немногим могли помочь ему и прихожане, сами с трудом сводившие концы с концами. Своих капиталов лишились все бывшие церковные благотворители - местные купцы и помещики. Многие из них покинули Череповец.
Священнику нужно было не только кормить свою семью, но и содержать церковь: отапливать ее, ремонтировать и охранять. Все эти заботы тяжким грузом легли на плечи священника, и храм удалось сохранить - богослужения в нем не прерывались.
В 1922 году Русская Церковь оказалась втянутой в обновленческий раскол. В тот год большевистские лидеры готовились провести изъятие церковных ценностей и «сделали ставку» на «обновленцев», которые перестали подчиняться законному Патриарху Тихону. Отец Кирилл поначалу признал «обновленцев», более того, он вошел в состав епархиального управления Череповецкой обновленческой епархии. Несомненно, это горький факт из его биографии. Справедливости ради следует отметить, что он был не одинок в признании каноничности обновленцев. Формально признав обновленцев, отец Кирилл решительно выступил против навязываемых ими реформ за что, в конце концов, был уволен из епархиального управления. Осознав свою ошибку, он начал активную борьбу с обновленческим расколом, за что подвергся преследованию со стороны властей.
28 августа 1924 года «за поминовение Патриарха Тихона» договор с общиной церкви Рождества Христова, которой управлял отец Кирилл, был расторгнут. Власти справедливо полагали, что бескомпромиссная позиция прихожан по отношению к обновленчеству и поминовению Патриарха Тихона была не случайна. По их мнению, здесь действовала «умелая рука в лице служителей культа» и церковного совета. Прихожанам было объявлено, что Рождественский храм не откроют до тех пор, пока из состава общины не будут удалены отец Кирилл и члены церковного совета.
Не желая, чтобы прихожане остались без храма, отец Кирилл был вынужден покинуть Череповец. Вскоре он возглавил Большедорский приход - один из немногих приходов, сумевших сохранить верность патриарху Тихону. Здесь отец Кирилл прослужил до апреля 1927 года.
«Тихоновский» храм
С 1922 года главный храм Череповца - Воскресенский собор - был в руках «обновленцев». Верующие, признававшие законной власть Патриарха Тихона, объединились вокруг Сретенского храма, который с сентября 1925 года стал главным городским «тихоновским» храмом. В причте Сретенской церкви состояло два священника. В конце 1926 года у настоятеля храма о. Николая Хильтова произошел конфликт с группой прихожан, обвинивших его в обновленчестве. Обвинения были необоснованны. Несмотря на это, отец Николай добровольно ушел с должности настоятеля храма. Второй священник Павел Велицкий не захотел принять на себя трудное бремя управления приходом, и перед общиной встала сложная задача: найти достойную замену ушедшему на покой протоиерею Николаю Хильтову.
На должность настоятеля было предложено более двух десятков кандидатов. В результате после долгих споров и обсуждений выбор пал на отца Кирилла Голубева. Его приверженность заветам патриарха Тихона ни у кого не вызывала сомнений. На общем собрании общины 20 марта 1927 года он почти единогласно был выбран на должность настоятеля Сретенского храма. Вскоре решение общины утвердил архиепископ Алексий (Симанский), который объявил о возведении о. Кирилла в сан протоиерея.
С 1 апреля 1927 года отец Кирилл приступил к своим новым обязанностям. Время его краткого настоятельства оказалось очень непростым. В Череповце набирал силу григорианский раскол, к которому сочувственно отнеслась часть прихожан Сретенской церкви. Как и в ситуации с «обновленцами», «григорьевцев» активно поддерживала существующая власть. Отец Кирилл встал на защиту законной церковной власти, но добиться единодушия в этом вопросе среди верующих он так и не успел. В конце декабря 1927 года его арестовали. Не желая оставить свою общину в состоянии неопределенности, он из тюремного заключения передал письмо прихожанам, в котором просил своих духовных чад признать «Декларацию» митрополита Сергия (будущего патриарха) и не доверять григорьевцам.
Секретный приказ НКВД
Последним местом службы отца Кирилла стал Спасо-Преображенский Мяксинский приход, что весьма символично, ведь именно в праздник Преображения Господня о. Кирилл был рукоположен во священника.
Община Мяксинской церкви состояла в юрисдикции Патриаршей Церкви и являлась одной из самых сильных и влиятельных в округе. Верующим удалось сохранить в своем пользовании два каменных храма (зимний и летний), что в то время было событием исключительным, так как согласно действовавшему законодательству, одной группе верующих владеть двумя церквями было категорически запрещено.
Своими успехами община во многом была обязана отцу Кириллу, сумевшему сплотить вокруг себя прихожан и укрепить в душах местных жителей любовь к Господу и усердие к храму Божию.
Авторитет священника был очень велик, и это видели районные власти. Они понимали, что без удаления отца Кирилла из Мяксы добиться значительных успехов в деле атеистической агитации будет непросто. Но для ареста требовался повод, который представился довольно скоро.
30 июля 1937 года вышел секретный приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Согласно этому приказу, только в Ленинградской области, к которой тогда относился Мяксинский район, предстояло за четыре месяца расстрелять 4000 человек и заключить в лагеря и тюрьмы 10000 человек.
От веры не отрекся
Одним из первых среди череповецких священнослужителей репрессиям подвергся священник Кирилл Голубев. Его арестовали 17 августа 1937 года - всего через две недели после объявления спецоперации. Показательно, что арестовали батюшку за два дня до праздника Преображения Господня. Причины понятны: не дать верующим села Мяксы достойно встретить свой главный приходской праздник.
Был и еще один момент, о котором, вероятно, карательные органы не догадывались. 19 августа 1937 года о. Кирилл собирался отметить знаменательный юбилей – 35-летнюю годовщину своей священнической хиротонии.
Думал ли батюшка, что отмечать юбилей ему придется не в кругу своих духовных чад, а в темнице, и что он будет принимать не подарки и поздравления от верующих, а пытки и издевательства. Испорченный юбилей – не самое страшное. Отец Кирилл лишился возможности служения у алтаря Божия, что для священнослужителей, искренне преданных Господу, является самым тяжелым наказанием. Вместе с тем, отцу Кириллу предстояло послужить Христу другим способом – показать богоотступникам, что никакие пытки и угрозы не могут заставить истинного пастыря отречься от Бога – исповедать перед ними свою веру.
К сожалению, историкам пока не доступны материалы допросов о. Кирилла. Но кажется очень вероятным, что держался он мужественно и, несмотря на пытки и издевательства, ни в чем не отступил от заповедей Христовых. Доказательством этому служит смертный приговор, вынесенный священнику 15 сентября особой тройкой УНКВД по Ленинградской области по статье 58-10 УК РСФСР.
17 сентября 1937 года батюшка был расстрелян, приняв мученическую смерть за Христа.
Алексей ДОЛГОВ.
При написании статьи использованы материалы сайта vologda-eparhia.ru.
Рукоположение во иерея
Детские годы Кирилла прошли в селе Никольское (ныне поселок Шексна). По примеру своего отца мальчик хотел стать священником, и когда подрос, то поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1900 году. Два года Кирилл Николаевич работал учителем Чуровской церковно-приходской школы, а в 1902 году в его жизни произошло знаменательное событие. 19 августа, в день Преображения Господня, в новгородском Софийском соборе состоялось его рукоположение во иерея.
Две тысячи лет назад Преображение Господне стало своеобразным рубежом земной жизни Спасителя - Его вступление на путь Крестных страданий. Отцу Кириллу тоже был уготован трудный путь страданий и унижений. Став священником в праздник Преображения Господня, он вступил на свой Крестный путь.
Но тогда, в 1902 году еще ничто не предвещало грядущих бедствий. Начинающему священнику предстояло решать обычные житейские проблемы: устраивать личную жизнь и приобретать опыт управления приходом.
Священнический крест
Служить отцу Кириллу пришлось не в родном селе Никольском, а в селе Гришкино (сейчас Череповецкий район). Он был назначен на место протоиерея Алексия Виноградова, который по старости уволился за штат. Отец Кирилл женился на дочери отца Алексия, взяв на себя заботу о семье тестя. Тот, в свою очередь, всячески помогал начинающему священнику в непростом деле управления приходом.
Молодого священника в приходе приняли хорошо, а о том, что отец Кирилл достойно нес свой священнический крест, говорит тот факт, что в 1909 году (спустя всего 7 лет после рукоположения) он был назначен помощником благочинного.
В 1911 году умер тесть, а через четыре года - в 1915 году отца Кирилла постигла еще одна утрата: скоропостижно скончался его зять – настоятель пригородного Христорождественского Шехонского храма (ныне действующая церковь г. Череповца) отец Михаил Орнатский. Оставить без помощи свою родную сестру и ее сына отец Кирилл не мог и попросил епархиального архиерея перевести его служить в Шехонский приход.
Вместе со священником в село Рождество переехала и его теща – вдова протоиерея Алексия Виноградова. Таким образом, на попечении о. Кирилла оказалось три семьи: своя, в которой подрастало два сына, семья умершего тестя и семья сестры.
Именно здесь, в селе Рождестве, отцу Кириллу суждено было встретить трагические дни Октябрьского переворота и пережить последовавшие за ними голод, разруху и беспрецедентные гонения на Церковь.
Обновленческий раскол
В 1918 году у Шехонской церкви были отобраны все земли и денежные капиталы, а церковный причт лишился денежного содержания. Отец Кирилл вместе со своим многочисленным семейством оказался полностью лишенным средств к существованию. Немногим могли помочь ему и прихожане, сами с трудом сводившие концы с концами. Своих капиталов лишились все бывшие церковные благотворители - местные купцы и помещики. Многие из них покинули Череповец.
Священнику нужно было не только кормить свою семью, но и содержать церковь: отапливать ее, ремонтировать и охранять. Все эти заботы тяжким грузом легли на плечи священника, и храм удалось сохранить - богослужения в нем не прерывались.
В 1922 году Русская Церковь оказалась втянутой в обновленческий раскол. В тот год большевистские лидеры готовились провести изъятие церковных ценностей и «сделали ставку» на «обновленцев», которые перестали подчиняться законному Патриарху Тихону. Отец Кирилл поначалу признал «обновленцев», более того, он вошел в состав епархиального управления Череповецкой обновленческой епархии. Несомненно, это горький факт из его биографии. Справедливости ради следует отметить, что он был не одинок в признании каноничности обновленцев. Формально признав обновленцев, отец Кирилл решительно выступил против навязываемых ими реформ за что, в конце концов, был уволен из епархиального управления. Осознав свою ошибку, он начал активную борьбу с обновленческим расколом, за что подвергся преследованию со стороны властей.
28 августа 1924 года «за поминовение Патриарха Тихона» договор с общиной церкви Рождества Христова, которой управлял отец Кирилл, был расторгнут. Власти справедливо полагали, что бескомпромиссная позиция прихожан по отношению к обновленчеству и поминовению Патриарха Тихона была не случайна. По их мнению, здесь действовала «умелая рука в лице служителей культа» и церковного совета. Прихожанам было объявлено, что Рождественский храм не откроют до тех пор, пока из состава общины не будут удалены отец Кирилл и члены церковного совета.
Не желая, чтобы прихожане остались без храма, отец Кирилл был вынужден покинуть Череповец. Вскоре он возглавил Большедорский приход - один из немногих приходов, сумевших сохранить верность патриарху Тихону. Здесь отец Кирилл прослужил до апреля 1927 года.
«Тихоновский» храм
С 1922 года главный храм Череповца - Воскресенский собор - был в руках «обновленцев». Верующие, признававшие законной власть Патриарха Тихона, объединились вокруг Сретенского храма, который с сентября 1925 года стал главным городским «тихоновским» храмом. В причте Сретенской церкви состояло два священника. В конце 1926 года у настоятеля храма о. Николая Хильтова произошел конфликт с группой прихожан, обвинивших его в обновленчестве. Обвинения были необоснованны. Несмотря на это, отец Николай добровольно ушел с должности настоятеля храма. Второй священник Павел Велицкий не захотел принять на себя трудное бремя управления приходом, и перед общиной встала сложная задача: найти достойную замену ушедшему на покой протоиерею Николаю Хильтову.
На должность настоятеля было предложено более двух десятков кандидатов. В результате после долгих споров и обсуждений выбор пал на отца Кирилла Голубева. Его приверженность заветам патриарха Тихона ни у кого не вызывала сомнений. На общем собрании общины 20 марта 1927 года он почти единогласно был выбран на должность настоятеля Сретенского храма. Вскоре решение общины утвердил архиепископ Алексий (Симанский), который объявил о возведении о. Кирилла в сан протоиерея.
С 1 апреля 1927 года отец Кирилл приступил к своим новым обязанностям. Время его краткого настоятельства оказалось очень непростым. В Череповце набирал силу григорианский раскол, к которому сочувственно отнеслась часть прихожан Сретенской церкви. Как и в ситуации с «обновленцами», «григорьевцев» активно поддерживала существующая власть. Отец Кирилл встал на защиту законной церковной власти, но добиться единодушия в этом вопросе среди верующих он так и не успел. В конце декабря 1927 года его арестовали. Не желая оставить свою общину в состоянии неопределенности, он из тюремного заключения передал письмо прихожанам, в котором просил своих духовных чад признать «Декларацию» митрополита Сергия (будущего патриарха) и не доверять григорьевцам.
Секретный приказ НКВД
Последним местом службы отца Кирилла стал Спасо-Преображенский Мяксинский приход, что весьма символично, ведь именно в праздник Преображения Господня о. Кирилл был рукоположен во священника.
Община Мяксинской церкви состояла в юрисдикции Патриаршей Церкви и являлась одной из самых сильных и влиятельных в округе. Верующим удалось сохранить в своем пользовании два каменных храма (зимний и летний), что в то время было событием исключительным, так как согласно действовавшему законодательству, одной группе верующих владеть двумя церквями было категорически запрещено.
Своими успехами община во многом была обязана отцу Кириллу, сумевшему сплотить вокруг себя прихожан и укрепить в душах местных жителей любовь к Господу и усердие к храму Божию.
Авторитет священника был очень велик, и это видели районные власти. Они понимали, что без удаления отца Кирилла из Мяксы добиться значительных успехов в деле атеистической агитации будет непросто. Но для ареста требовался повод, который представился довольно скоро.
30 июля 1937 года вышел секретный приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Согласно этому приказу, только в Ленинградской области, к которой тогда относился Мяксинский район, предстояло за четыре месяца расстрелять 4000 человек и заключить в лагеря и тюрьмы 10000 человек.
От веры не отрекся
Одним из первых среди череповецких священнослужителей репрессиям подвергся священник Кирилл Голубев. Его арестовали 17 августа 1937 года - всего через две недели после объявления спецоперации. Показательно, что арестовали батюшку за два дня до праздника Преображения Господня. Причины понятны: не дать верующим села Мяксы достойно встретить свой главный приходской праздник.
Был и еще один момент, о котором, вероятно, карательные органы не догадывались. 19 августа 1937 года о. Кирилл собирался отметить знаменательный юбилей – 35-летнюю годовщину своей священнической хиротонии.
Думал ли батюшка, что отмечать юбилей ему придется не в кругу своих духовных чад, а в темнице, и что он будет принимать не подарки и поздравления от верующих, а пытки и издевательства. Испорченный юбилей – не самое страшное. Отец Кирилл лишился возможности служения у алтаря Божия, что для священнослужителей, искренне преданных Господу, является самым тяжелым наказанием. Вместе с тем, отцу Кириллу предстояло послужить Христу другим способом – показать богоотступникам, что никакие пытки и угрозы не могут заставить истинного пастыря отречься от Бога – исповедать перед ними свою веру.
К сожалению, историкам пока не доступны материалы допросов о. Кирилла. Но кажется очень вероятным, что держался он мужественно и, несмотря на пытки и издевательства, ни в чем не отступил от заповедей Христовых. Доказательством этому служит смертный приговор, вынесенный священнику 15 сентября особой тройкой УНКВД по Ленинградской области по статье 58-10 УК РСФСР.
17 сентября 1937 года батюшка был расстрелян, приняв мученическую смерть за Христа.
Алексей ДОЛГОВ.
При написании статьи использованы материалы сайта vologda-eparhia.ru.
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий