С сентября богослужения в шекснинском храме Казанской иконы Божией Матери проводит иерей Роман Зайцев. Отец Роман рассказал, почему он стал священником, как его встретила Шексна, какие у него планы и многое другое.
Реклама
Реклама
Иерей Роман Зайцев: «Господь управил так, что я вернулся на родину»
31.10.2011
13232
- Отец Роман, вот уже двадцать лет Русская Православная Церковь свободно проповедует слово Божие, и все-таки человек в рясе у многих людей вызывает недоумение, непонимание. Как обыкновенные люди становятся священниками? Почему Вы избрали служение Богу? Где учились?
- Я родился в Череповце и был при храме с детства, потому что мой дедушка служил протодиаконом в череповецком Воскресенском соборе. Окончил школу, потом лицей №2 по специальности «Оператор непрерывной разливки стали». Получив металлургическое образование, поступил учиться на юриста, но разочаровался в системе и в ремесле, где нужно все время лукавить. Господь направил на служение Ему. В Вологодском Православном Духовном Училище я сначала учился на катехизатора, а потом Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан рекомендовал перейти на ставленническое отделение. К тому времени у меня уже была семья: супруга, ребенок, и поэтому я работал в Воскресенском соборе, а учился на ставленника заочно. В 23 года был рукоположен во диакона, а через два года стал священником.
- Есть такое мнение, что священником должен быть умудренный жизненным опытом старец. Не трудно быть молодым священником?
- Нас учили по-другому. Можно быть седым и старым, и при этом совершенно не мудрым человеком. Во-первых, до того, как стать священником, я семь лет нес послушание чтеца, пономаря. Во-вторых, не нужно стремиться быть старцем и мудрствовать… Гораздо лучше быть простым, близким к людям, проявлять любовь. Молодой возраст не мешает проповеди.
- За пять лет священства где Вам довелось служить?
- Сначала я служил в череповецком Воскресенском соборе, но мне всегда было интересно служение не в городе, а в глубинке. Я попросился в Чагодощенский район. Там я служил четыре года и оттуда был переведен в Шексну. Здесь жила моя бабушка, и поэтому в детстве в Шексне я бывал часто. Господь управил так, что я вернулся на родину.
- Как встретил Вас шекснинский приход?
- В Шексне непростая ситуация, потому что за последнее время очень часто менялся священник, а это очень плохо для приходской жизни. Церковь – это община, в которой должны быть единство, мир, дружба, согласие, взаимопомощь. Когда священник часто меняется, в приходе нет постоянства. Думаю, если бы в течение двадцати лет приход возглавлял один священник, старинный храм был бы восстановлен.
- С чего Вы начали здесь свою деятельность, и как можно повлиять на сложившуюся ситуацию?
- Сейчас я много езжу по району, узнаю людей. В конце сентября, когда освящал часовню в Чернееве, познакомился с главой района В.Е. Полуниным и начальником Управления социальной защиты населения района В.В. Белоглазовым. В моих планах - выстроить хорошие отношения со всеми, кто может приносить пользу в духовном просвещении людей. Но главной задачей считаю создание общины. Начинать нужно с малого. Людей очень объединяет общая трапеза. Ведь во время службы нельзя разговаривать, и, бывает, что много лет люди во время молитвы рядом стоят, а не знают, как друг друга зовут. А если после богослужения посидеть за одним столом, не шикарным, просто чая попить, то и познакомиться можно, и на интересные темы пообщаться. Правда, для этого нужно помещение, а с этим пока большие проблемы. Например, в нашу воскресную школу приходят более шестидесяти человек, и поскольку помещение, которое у нас есть, очень тесное, нам пришлось разделить ребят на две смены. Не радует соседство храма с пивбаром.
- Всем известно увлечение Владыки Максимилиана фотографией. А у Вас есть какое-нибудь хобби?
- К сожалению, нет. Когда служишь в районе, где шесть храмов, шестнадцать часовень, свободного времени практически нет. Сейчас в Чуровском зарождается община, и нельзя упустить это время. Нужно сделать так, чтобы все начиналось правильно. Так что все время в дороге, в общении с людьми. Не до увлечений.
- А Вам знаком деревенский быт?
- Вообще-то я городской житель, но когда мы с супругой и с тремя маленькими детьми приехали в поселок Сазоново Чагодощенского района, пришлось заняться сельским хозяйством. Оклад был очень маленький, а земли было много. Решили попробовать. Все было в новинку. Сначала разработали несколько грядок, картошку стали сажать. Потом одна прихожанка дала мне двух коз зааненской породы. Вот уже и молоко свое, творог, сыр. Потом хозяйство разрослось: козы, десять овец, кролики, перепела, курицы, бараны…
Чагодощенский район граничит с Ленинградской областью. Бабушки, пережившие войну, рассказывали, что даже в те трудные времена поля были засеяны, люди держали скот. Эти женщины очень сожалели, что теперь землей больше занимаются дачники, чем местные жители.
Март 2011 года. Крестный ход на лыжах в Евфросино-Синозерскую пустынь.
- Какие события уходящего года Вам запомнились?
- В марте этого года мы провели крестный ход на лыжах. В тех краях есть святое место – Евфросино-Синозерская пустынь, где в начале семнадцатого века подвизался преподобный Евфросин. В 2012 году будет большое торжество – 400 лет со дня мученического убиения Евфросина Синозерского. 100 лет назад торжества длились неделю. Из Петербурга шли многотысячные крестные ходы. В годы советской власти обитель пришла в запустение, и сейчас много делается для ее восстановления.
Группой в составе восьми человек мы прошли на лыжах от деревни Долосское до обители. Весь путь составил 14 километров. Первоначально мы планировали привлечь к этому крестному ходу школьников. Дети откликнулись, но наступила оттепель, снег проваливался, и мы решили не рисковать. На лыжах пошли два священника, моряк из Мурманска, учитель физкультуры, которому было под семьдесят лет, женщина – его ровесница, и бывший председатель колхоза, который был всего неделю после инфаркта. Я его не хотел брать, но он настоял. Дошли благополучно, помолились там и вернулись обратно.
Еще в этом году сбылась давнишняя мечта - побывать на Святой Земле. В мае довелось участвовать в организованной поездке от Московской Патриархии. Мы были в Иерусалиме больше недели, и Господь сподобил отслужить литургию на гробе Господнем.
Май 2011 года. Иерусалим. Место, где Господь Иисус Христос провел последние часы перед крестными страданиями.
- У вас трое детей: Анастасия, Тихон и Иларион. Имена мальчиков необычны для нашего времени. Почему?
- Тихон назван в честь патриарха Тихона, а Иларион – в честь святителя Илариона, который был «правой рукой» патриарха Тихона. Патриарх Тихон возглавил Русскую Православную церковь в 1918 году и управлял церковью в тяжелейшее время. Их жизнь является для нас примером.
Когда рукополагают в священника, он должен пройти сорокоуст, т.е. в течение сорока дней ежедневно служить литургию. Несколько дней моего сорокоуста прошли в Москве. Довелось служить в Троице-Сергиевой лавре, в Донском монастыре у мощей патриарха Тихона и в Сретенском монастыре, где покоятся мощи святителя Илариона.
- Кто для Вас является авторитетом?
- Я склоняюсь перед подвигом новомучеников и исповедников Российских, и еще для меня большой авторитет – это мой дед Владимир, который служил в нелегкое коммунистическое время. Он был рукоположен во диакона в Китае, в городе Харбине, где жила русская эмиграция. В 1956 году дедушка вернулся в СССР. В Китае они жили как в царской России, и не ожидали, что их ждет на Родине. Во время правления Хрущева священнослужителям практически запрещали проповедовать слово Божие. 15 лет дедушка служил в вологодском кафедральном соборе, а затем был переведен в Череповец. Остался дедушкин архив, его переписка, из которой видно, как было тяжело: крестили тайно; прежде чем сказать проповедь, нужно было отпечатать ее в трех экземплярах и согласовать с уполномоченным. Как рассказывала бабушка, на всякий случай дома всегда была собрана сумка со всем необходимым. И все же, невзирая на трудности, до последнего вздоха он служил Богу, церкви, людям.
- Спасибо за беседу.
- Я родился в Череповце и был при храме с детства, потому что мой дедушка служил протодиаконом в череповецком Воскресенском соборе. Окончил школу, потом лицей №2 по специальности «Оператор непрерывной разливки стали». Получив металлургическое образование, поступил учиться на юриста, но разочаровался в системе и в ремесле, где нужно все время лукавить. Господь направил на служение Ему. В Вологодском Православном Духовном Училище я сначала учился на катехизатора, а потом Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан рекомендовал перейти на ставленническое отделение. К тому времени у меня уже была семья: супруга, ребенок, и поэтому я работал в Воскресенском соборе, а учился на ставленника заочно. В 23 года был рукоположен во диакона, а через два года стал священником.
- Есть такое мнение, что священником должен быть умудренный жизненным опытом старец. Не трудно быть молодым священником?
- Нас учили по-другому. Можно быть седым и старым, и при этом совершенно не мудрым человеком. Во-первых, до того, как стать священником, я семь лет нес послушание чтеца, пономаря. Во-вторых, не нужно стремиться быть старцем и мудрствовать… Гораздо лучше быть простым, близким к людям, проявлять любовь. Молодой возраст не мешает проповеди.
- За пять лет священства где Вам довелось служить?
- Сначала я служил в череповецком Воскресенском соборе, но мне всегда было интересно служение не в городе, а в глубинке. Я попросился в Чагодощенский район. Там я служил четыре года и оттуда был переведен в Шексну. Здесь жила моя бабушка, и поэтому в детстве в Шексне я бывал часто. Господь управил так, что я вернулся на родину.
- Как встретил Вас шекснинский приход?
- В Шексне непростая ситуация, потому что за последнее время очень часто менялся священник, а это очень плохо для приходской жизни. Церковь – это община, в которой должны быть единство, мир, дружба, согласие, взаимопомощь. Когда священник часто меняется, в приходе нет постоянства. Думаю, если бы в течение двадцати лет приход возглавлял один священник, старинный храм был бы восстановлен.
- С чего Вы начали здесь свою деятельность, и как можно повлиять на сложившуюся ситуацию?
- Сейчас я много езжу по району, узнаю людей. В конце сентября, когда освящал часовню в Чернееве, познакомился с главой района В.Е. Полуниным и начальником Управления социальной защиты населения района В.В. Белоглазовым. В моих планах - выстроить хорошие отношения со всеми, кто может приносить пользу в духовном просвещении людей. Но главной задачей считаю создание общины. Начинать нужно с малого. Людей очень объединяет общая трапеза. Ведь во время службы нельзя разговаривать, и, бывает, что много лет люди во время молитвы рядом стоят, а не знают, как друг друга зовут. А если после богослужения посидеть за одним столом, не шикарным, просто чая попить, то и познакомиться можно, и на интересные темы пообщаться. Правда, для этого нужно помещение, а с этим пока большие проблемы. Например, в нашу воскресную школу приходят более шестидесяти человек, и поскольку помещение, которое у нас есть, очень тесное, нам пришлось разделить ребят на две смены. Не радует соседство храма с пивбаром.
- Всем известно увлечение Владыки Максимилиана фотографией. А у Вас есть какое-нибудь хобби?
- К сожалению, нет. Когда служишь в районе, где шесть храмов, шестнадцать часовень, свободного времени практически нет. Сейчас в Чуровском зарождается община, и нельзя упустить это время. Нужно сделать так, чтобы все начиналось правильно. Так что все время в дороге, в общении с людьми. Не до увлечений.
- А Вам знаком деревенский быт?
- Вообще-то я городской житель, но когда мы с супругой и с тремя маленькими детьми приехали в поселок Сазоново Чагодощенского района, пришлось заняться сельским хозяйством. Оклад был очень маленький, а земли было много. Решили попробовать. Все было в новинку. Сначала разработали несколько грядок, картошку стали сажать. Потом одна прихожанка дала мне двух коз зааненской породы. Вот уже и молоко свое, творог, сыр. Потом хозяйство разрослось: козы, десять овец, кролики, перепела, курицы, бараны…
Чагодощенский район граничит с Ленинградской областью. Бабушки, пережившие войну, рассказывали, что даже в те трудные времена поля были засеяны, люди держали скот. Эти женщины очень сожалели, что теперь землей больше занимаются дачники, чем местные жители.
Март 2011 года. Крестный ход на лыжах в Евфросино-Синозерскую пустынь.
- Какие события уходящего года Вам запомнились?
- В марте этого года мы провели крестный ход на лыжах. В тех краях есть святое место – Евфросино-Синозерская пустынь, где в начале семнадцатого века подвизался преподобный Евфросин. В 2012 году будет большое торжество – 400 лет со дня мученического убиения Евфросина Синозерского. 100 лет назад торжества длились неделю. Из Петербурга шли многотысячные крестные ходы. В годы советской власти обитель пришла в запустение, и сейчас много делается для ее восстановления.
Группой в составе восьми человек мы прошли на лыжах от деревни Долосское до обители. Весь путь составил 14 километров. Первоначально мы планировали привлечь к этому крестному ходу школьников. Дети откликнулись, но наступила оттепель, снег проваливался, и мы решили не рисковать. На лыжах пошли два священника, моряк из Мурманска, учитель физкультуры, которому было под семьдесят лет, женщина – его ровесница, и бывший председатель колхоза, который был всего неделю после инфаркта. Я его не хотел брать, но он настоял. Дошли благополучно, помолились там и вернулись обратно.
Еще в этом году сбылась давнишняя мечта - побывать на Святой Земле. В мае довелось участвовать в организованной поездке от Московской Патриархии. Мы были в Иерусалиме больше недели, и Господь сподобил отслужить литургию на гробе Господнем.
Май 2011 года. Иерусалим. Место, где Господь Иисус Христос провел последние часы перед крестными страданиями.
- У вас трое детей: Анастасия, Тихон и Иларион. Имена мальчиков необычны для нашего времени. Почему?
- Тихон назван в честь патриарха Тихона, а Иларион – в честь святителя Илариона, который был «правой рукой» патриарха Тихона. Патриарх Тихон возглавил Русскую Православную церковь в 1918 году и управлял церковью в тяжелейшее время. Их жизнь является для нас примером.
Когда рукополагают в священника, он должен пройти сорокоуст, т.е. в течение сорока дней ежедневно служить литургию. Несколько дней моего сорокоуста прошли в Москве. Довелось служить в Троице-Сергиевой лавре, в Донском монастыре у мощей патриарха Тихона и в Сретенском монастыре, где покоятся мощи святителя Илариона.
- Кто для Вас является авторитетом?
- Я склоняюсь перед подвигом новомучеников и исповедников Российских, и еще для меня большой авторитет – это мой дед Владимир, который служил в нелегкое коммунистическое время. Он был рукоположен во диакона в Китае, в городе Харбине, где жила русская эмиграция. В 1956 году дедушка вернулся в СССР. В Китае они жили как в царской России, и не ожидали, что их ждет на Родине. Во время правления Хрущева священнослужителям практически запрещали проповедовать слово Божие. 15 лет дедушка служил в вологодском кафедральном соборе, а затем был переведен в Череповец. Остался дедушкин архив, его переписка, из которой видно, как было тяжело: крестили тайно; прежде чем сказать проповедь, нужно было отпечатать ее в трех экземплярах и согласовать с уполномоченным. Как рассказывала бабушка, на всякий случай дома всегда была собрана сумка со всем необходимым. И все же, невзирая на трудности, до последнего вздоха он служил Богу, церкви, людям.
- Спасибо за беседу.
Алексей ДОЛГОВ.
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий