Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Наш ответ Америке

6138
23 сентября 1960 года первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, выступая на сессии ООН, бил своим башмаком по трибуне и угрожающе кричал американской делегации: «Я вам покажу кузькину мать!»…
Американцы поняли, что «кузькина мать» – это новое секретное оружие русских. В то время самым страшным оружием для Америки были советские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), а «спрятаны» они были по всей территории Советского Союза, в том числе и в «Шексне».
 
Я лечу к тебе с «приветом»
 
     Конечно, в нашем поселке межконтинентальных баллистических ракет не было. Просто военные любят давать различным видам оружия интересные, а подчас, и забавные названия. Например, самоходные установки составляют целый букет: самоходная пушка «Гиацинт» (кстати, второе неофициальное название, «Геноцид», более точно отражает ее способности), минометная установка «Тюльпан», гаубица «Гвоздика», миномет «Василек». Военные инженеры – настоящие романтики. Реактивным снарядам они дали названия «Украшение» и  «Ласка». Отдельного упоминания заслуживает резиновая пуля «Привет».
    Еще одним популярным источником вдохновения в оборонной промышленности служит животный мир. Есть в названии наших вооружений и достаточно гостеприимные, исконно русские нотки. Например, бронежилет «Гжель», межконтинентальная баллистическая ракета «МОлодец», тяжелые огнеметные системы «Буратино» и «Солнцепек».
 
Шексне повезло
 
     В начале становления ракетных войск старты ракет осуществлялись с земли. Основным недостатком наземных комплексов была их уязвимость в случае ядерного удара. Поэтому, как только в начале 60-х годов появилась информация о создании в США шахтных подземных установок, в Советском Союзе сразу же приступили к отработке и испытаниям такой стартовой позиции.
     По какой-то причине шахтные пусковые установки (ШПУ) военные стали называть по названиям рек. Разработка каждого ШПУ – гигантский инженерный и строительный труд. Лишь нескольким рекам повезло дать свое имя пусковой установке. Это Десна (левый приток Днепра), Двина, Чусовая (река на  Среднем Урале, левый приток Камы) и наша Шексна. Чем понравилась река Шексна военным инженерам – неизвестно, но шахтный пусковой комплекс для размещения хранения, подготовки и пуска межконтинентальных баллистических ракет Р-16-У получил название «Шексна-В».
     Опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16-У из ШПУ «Шексна-В», проводились с мая 1960 года, а первый пуск ракеты был проведен в январе 1962 года на полигоне Байконур. 5 февраля 1963 года в Нижнем Тагиле началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка, вооруженного этими ракетами. На вооружении они стояли до конца 70-х годов. ШПУ «Шексна-В» были размещены на всей территории СССР: в Курганской, Свердловской, Тверской, Костромской, Ивановской и других областях.
 
«Шексна» в разрезе
 
     А теперь попробуем представить, какое грандиозное подземное сооружение называлось «Шексна-В». Шахтная пусковая установка представляет собой вертикальный колодец, в котором размещаются несущие конструкции, механизмы и аппаратура для запуска ракеты. Сверху ШПУ закрывается защитным устройством — высокопрочной крышей, снабженной механизмом быстрого открытия перед пуском. Крыша защитного устройства, толщиной около метра, представляла слоеный пирог из стали и бетона, весом около 240 тонн. Эта громадина сначала поднималась большими гидродомкратами, а затем при помощи тросов «отъезжала» в сторону.
     На каждой стартовой позиции располагались три ШПУ, размещенные в линию на расстоянии около 100 метров друг от друга, подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие сооружения.
     Глубина ШПУ «Шексна-В» – 45,6 метров (примерно с 15-этажный дом), а внутренний диаметр ствола шахты составлял 8,3 метра.
 
Отслужу, как надо, и…
 
     Когда импульсивный лидер Советского Союза грозил Америке, он явно блефовал. Н.С. Хрущев прекрасно знал о проблемах в ракетной области. МБР первого поколения не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками, и требовалось 2,5 часа для приведения их в готовность к пуску.
По времени приведения в боевую готовность советские МБР уступали американским ракетам. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что этот тип ракет морально устарел. Но несмотря на все эти обстоятельства, до середины семидесятых годов ракеты Р-16У в ШПУ «Шексна-В» стояли на боевом дежурстве и не давали Америке спать спокойно. 
 
Алексей ДОЛГОВ.
Ключевые слова: 
Авторы: 

Еще новости

Реклама