11 апреля 2014 года исполнилось 25 лет со дня смерти Н.К. Розова – уроженца Чуровского края, политрука 286 стрелковой дивизии. Николай Константинович прожил почти 79 лет, и в его судьбе, как в зеркале, отразились все важные исторические события двадцатого века.
Реклама
Реклама
Чуровская величина
23.05.2014
7309
Скромный и старательный
«Чуровская величина» - так характеризуют Н.К. Розова люди, которым довелось близко его знать. Столь высокий авторитет среди земляков он заработал за долгие годы служения людям и родной стране, а начался его жизненный путь в деревне Старово Больше-Починковской волости. Здесь 17 мая 1910 года в семье крестьянина-середняка Константина Розова и его супруги Александры Сергеевны родился первенец, названный Николаем.
В семь лет мальчик пошёл в Чуровскую церковно-приходскую школу, затем учился в Чаромской школе. «За все время пребывания в школе был скромным мальчиком, отличался старанием, по характеру очень вспыльчивый, но отходчив и не злопамятен, с товарищами учтивый», - так характеризовали учителя Колю Розова.
Жизнь заставила Колю преодолевать трудности с самого детства. Еще до поступления в школу его отец устроился на железную дорогу и работал экспедитором на участке «Петроград-Дальний Восток». Дома появлялся нечасто. Александра Сергеевна занималась своим приусадебным хозяйством. Чтобы помочь матери прокормить семью, по окончании семилетки Николай отказался от дальнейшей учебы и пошел работать. С началом коллективизации Александра Сергеевна вступила в колхоз и с раннего утра до темноты находилась на колхозной работе. К этому времени в семье было уже восемь детей. Николай – старший, и в отсутствии отца он взял на себя заботу о своих братьях и сестрах.
Пионер и комсомолец
Первым шагом в политическую жизнь для юного Николая Розова стало вступление в ряды пионерской организации. «1924 году, еще будучи учащимся Чаромской школы, я вместе со своими братьями, Александром и Павлом, вступил в отряд юных пионеров в Чуровском, а с 1925 года стал вожатым этого отряда», - сообщает Н.К. Розов в своей автобиографии, а позже рассказывал чуровским краеведам:
- Население деревень очень настороженно относилось к «молодым коммунистам». Многие из родителей не разрешали своим детям вступать в ряды пионерской организации. Они считали, что вступить в пионеры - это значит согрешить перед богом. Над пионерами многие посмеивались. Пионерский галстук называли «собачьей гадостью», требовали его снять, грозили. Однако помаленьку пионерские отряды пополнялись. В свободное время мы совершали походы в деревни, устраивали встречи со своими сверстниками, убеждали их вступать в пионеры. Пионерами стали более 30 человек из чуровских деревень. Был введен такой закон: пионер не ругается, не курит и не пьет. Своими силами мы сделали возле школы баскетбольную площадку, футбольное поле, игру «Гигантские шаги». Окончив школу в мае 1925 года, я сразу вступил в комсомол.
…В ту пору не терпели пустословия. Умения было мало, но энтузиазма – через край. Вот как вспоминает об общественной деятельности секретаря комсомольской ячейки Н.К. Розова один из первых чуровских пионеров М.И. Виноградов:
- Задумали чуровские комсомольцы заняться спортом… Решили соорудить стадион, пошить спортивные костюмы, закупить инвентарь. И сделать все это не когда-нибудь, а в течение 2-х недель. На собрании распределили обязанности: кто расчищает, ровняет и размечает футбольное поле, кто привозит лес и сооружает ворота, кто шьет майки и трусы, кто едет в город закупать мячи и сетки... Все было сделано в срок, и в воскресный день на оборудованном поле между Чуровским и Борисовым (возле теперешней школы) начался футбольный матч.
17-летний секретарь
Как активного и авторитетного члена ВЛКСМ, Пришекснинский РК ВЛКСМ в 1928 году рекомендовал секретаря Чуровской ячейки в кандидаты ВКП(б). Куда же могла направить партия 17-летнего Колю Розова? Позже Николай Константинович вспоминал: «В 1927 году партячейка направила меня на работу в Чуровский сельсовет наёмным секретарем, т.к. я, имея 17-летний возраст, еще не мог быть избран членом сельсовета. Председателем сельсовета был беспартийный Алексей Васильевич Васильев из крестьян бедняков - любитель выпить. А секретарь, который был до меня, совсем запьянцовский, в связи с чем и был заменен».
В 1929 году Николая Константиновича избрали председателем Чуровского сельсовета. «Сопляка выбрали председателем. Что он теперь будет делать?», - такие разговоры ходили среди чуровчан. Но все шло своим чередом. Секретарем сельсовета была избрана М.А. Громцева, и молодые комсомольцы стали работать, отдавая порученному делу все свои знания, энергию и силы.
В довоенном послужном списке Н.К. Розова значится еще несколько должностей: заведующий производственным участком сельхозартели «Животновод», счетовод Чуровского маслозавода, секретарь Пришекснинского РК ВЛКСМ, инструктор РК ВКП (б), управляющий Пришекснинским раймаслопромом.
В своей автобиографии Н.К. Розов так объяснял свой карьерный рост: «Вся моя деятельность проходила в соответствии с требованиями и заданиями партии, как в мирное, так и в военное время…».
На ленинградском фронте
В военное время по призыву партии Н.К. Розов вместе с миллионами сограждан встал на защиту Родины. 15 июля 1941 года он прибыл в Череповец и с этого же дня был назначен военным работником политотдела 286 стрелковой дивизии. Дома остались трое детей.
286 дивизия формировалась в Череповце, Кущубе, Шексне большей частью из призывников среднего и пожилого возраста.
Дивизия получила задачу создать прочную и глубокую оборону в условиях лесисто-болотистой местности на протяженности фронта в 22,5 километров и не позволить немцам перекрыть «дорогу жизни». Людей не хватало, бойцы и их командиры находились на постах по 18-20 часов в сутки.
В ноябре и декабре 1941 года дивизия отразила два наступательных удара противника. Только убитыми враг потерял более 1200 солдат и офицеров.
Наличие боевого духа – одна из немаловажных составляющих победы над врагом. В дивизии был свой оркестр, поэт, художник.
В череде военных будней у Николая Розова состоялась неожиданная встреча с братом Павлом. Он прибыл в дивизию с курсов младших лейтенантов и был назначен заместителем командира 2-й пулеметной роты 998 стрелкового полка - того самого полка, который формировался в Шексне. Радость от встречи была недолгой. Через три месяца после прибытия на фронт Павел Розов погиб в бою.
В зале боевой славы краеведческого музея Чуровской школы хранится рукопись бывшего комиссара дивизии А.М. Лушникова «Боевой путь 286 Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии». На одной из страниц можно прочесть стихотворение «Памяти Павлика Розова», написанное полковым поэтом, и «Клятву на могиле брата» Николая Розова:
«Пока я жив, тебя, Павлуша, не забуду,
И смерть твою фашистам не прощу!
Пока на поле битвы биться буду,
За тебя жестоко немцам отомщу!»
Свой боевой путь в 286 стрелковой дивизии Н.К. Розов начинал в должности помощника начальника клуба, а с декабря 1942 года его назначили заместителем командира батареи по политчасти 500 армейского минометного полка.
В своих «Воспоминаниях» фронтовик отмечает, что уже в январе 1943 года началось активное участие дивизии в прорыве блокады Ленинграда. Окончательно снять блокаду и освободить Ленинград удалось лишь через год, 27 января 1944 года. Но произошло это событие уже без участия Н.К. Розова. В июле 1943 его отправили на курсы переподготовки, после окончания которых, в августе 1944, он получил назначение в 168 стрелковую дивизию в качестве командира взвода батареи истребительной противотанковой артиллерии 402 стрелкового полка.
На втором Прибалтийском
В августе 1944 дивизию перебросили с Ленинградского фронта в Прибалтику. Немцы отчаянно сопротивлялись. «Однажды по мне бил немецкий снайпер, - рассказывал Н.К. Розов краеведам чуровской школы. - Я стоял за елью, было хорошо видно расположение врага. Снайпер целился, видимо, мне в глаз, но немного промахнулся. Пуля прошла у самого виска, расщепила дерево, в лицо вонзились осколки от щепок».
В одном из боев Николай Константинович был ранен от разрыва мины. Два месяца госпиталя, и снова на фронт, в ту же дивизию, но теперь в качестве командира 220 отдельного истребительного противотанкового дивизиона. После освобождения Риги, с декабря 1944 и до конца войны, на территории Румынии дивизия вела бои с блокированной группировкой врага. Ценой больших усилий советские воины последовательно взламывали оборону противника, уничтожали живую силу и технику, препятствовали переброске его соединений на другие участки фронта. В соответствии с условиями капитуляции, 8 мая с 23 часов блокированные на Курляндском полуострове немецко-фашистские армии прекратили сопротивление. Так закончились фронтовые будни для воинов дивизии, в том числе и для Н.К. Розова.
После войны постоянным местом жительства он выбрал г. Колпино Ленинградской области.
Память уводит в прошлое
Война оставила глубокий след в жизни Н.К. Розова. В своей послевоенной общественной деятельности он много сил уделял сохранению памяти о войне для последующих поколений. Будучи членом совета ветеранов 286 стрелковой дивизии, Николай Константинович вел активную переписку с краеведами чуровской школы, помогал в образовании школьного музея, организовывал для детей встречи с ветеранами и походы по местам боев дивизии. Для всех, кто с ним соприкасался, он был образцом честности и порядочности. Чуровчане гордятся своим земляком, а управляющий совет Чуровской средней школы принял решение присвоить залу боевой славы краеведческого музея чуровской школы имя Н.К. Розова.
Алексей ДОЛГОВ.
При написании статьи использованы исследовательские работы учащихся Чуровской средней школы Анастасии Волковой и Никиты Токаревского. Руководитель исследовательских работ – О.Н. Червякова, руководитель комплексного краеведческого музея МОУ «Чуровская школа».
«Чуровская величина» - так характеризуют Н.К. Розова люди, которым довелось близко его знать. Столь высокий авторитет среди земляков он заработал за долгие годы служения людям и родной стране, а начался его жизненный путь в деревне Старово Больше-Починковской волости. Здесь 17 мая 1910 года в семье крестьянина-середняка Константина Розова и его супруги Александры Сергеевны родился первенец, названный Николаем.
В семь лет мальчик пошёл в Чуровскую церковно-приходскую школу, затем учился в Чаромской школе. «За все время пребывания в школе был скромным мальчиком, отличался старанием, по характеру очень вспыльчивый, но отходчив и не злопамятен, с товарищами учтивый», - так характеризовали учителя Колю Розова.
Жизнь заставила Колю преодолевать трудности с самого детства. Еще до поступления в школу его отец устроился на железную дорогу и работал экспедитором на участке «Петроград-Дальний Восток». Дома появлялся нечасто. Александра Сергеевна занималась своим приусадебным хозяйством. Чтобы помочь матери прокормить семью, по окончании семилетки Николай отказался от дальнейшей учебы и пошел работать. С началом коллективизации Александра Сергеевна вступила в колхоз и с раннего утра до темноты находилась на колхозной работе. К этому времени в семье было уже восемь детей. Николай – старший, и в отсутствии отца он взял на себя заботу о своих братьях и сестрах.
Пионер и комсомолец
Первым шагом в политическую жизнь для юного Николая Розова стало вступление в ряды пионерской организации. «1924 году, еще будучи учащимся Чаромской школы, я вместе со своими братьями, Александром и Павлом, вступил в отряд юных пионеров в Чуровском, а с 1925 года стал вожатым этого отряда», - сообщает Н.К. Розов в своей автобиографии, а позже рассказывал чуровским краеведам:
- Население деревень очень настороженно относилось к «молодым коммунистам». Многие из родителей не разрешали своим детям вступать в ряды пионерской организации. Они считали, что вступить в пионеры - это значит согрешить перед богом. Над пионерами многие посмеивались. Пионерский галстук называли «собачьей гадостью», требовали его снять, грозили. Однако помаленьку пионерские отряды пополнялись. В свободное время мы совершали походы в деревни, устраивали встречи со своими сверстниками, убеждали их вступать в пионеры. Пионерами стали более 30 человек из чуровских деревень. Был введен такой закон: пионер не ругается, не курит и не пьет. Своими силами мы сделали возле школы баскетбольную площадку, футбольное поле, игру «Гигантские шаги». Окончив школу в мае 1925 года, я сразу вступил в комсомол.
…В ту пору не терпели пустословия. Умения было мало, но энтузиазма – через край. Вот как вспоминает об общественной деятельности секретаря комсомольской ячейки Н.К. Розова один из первых чуровских пионеров М.И. Виноградов:
- Задумали чуровские комсомольцы заняться спортом… Решили соорудить стадион, пошить спортивные костюмы, закупить инвентарь. И сделать все это не когда-нибудь, а в течение 2-х недель. На собрании распределили обязанности: кто расчищает, ровняет и размечает футбольное поле, кто привозит лес и сооружает ворота, кто шьет майки и трусы, кто едет в город закупать мячи и сетки... Все было сделано в срок, и в воскресный день на оборудованном поле между Чуровским и Борисовым (возле теперешней школы) начался футбольный матч.
17-летний секретарь
Как активного и авторитетного члена ВЛКСМ, Пришекснинский РК ВЛКСМ в 1928 году рекомендовал секретаря Чуровской ячейки в кандидаты ВКП(б). Куда же могла направить партия 17-летнего Колю Розова? Позже Николай Константинович вспоминал: «В 1927 году партячейка направила меня на работу в Чуровский сельсовет наёмным секретарем, т.к. я, имея 17-летний возраст, еще не мог быть избран членом сельсовета. Председателем сельсовета был беспартийный Алексей Васильевич Васильев из крестьян бедняков - любитель выпить. А секретарь, который был до меня, совсем запьянцовский, в связи с чем и был заменен».
В 1929 году Николая Константиновича избрали председателем Чуровского сельсовета. «Сопляка выбрали председателем. Что он теперь будет делать?», - такие разговоры ходили среди чуровчан. Но все шло своим чередом. Секретарем сельсовета была избрана М.А. Громцева, и молодые комсомольцы стали работать, отдавая порученному делу все свои знания, энергию и силы.
В довоенном послужном списке Н.К. Розова значится еще несколько должностей: заведующий производственным участком сельхозартели «Животновод», счетовод Чуровского маслозавода, секретарь Пришекснинского РК ВЛКСМ, инструктор РК ВКП (б), управляющий Пришекснинским раймаслопромом.
В своей автобиографии Н.К. Розов так объяснял свой карьерный рост: «Вся моя деятельность проходила в соответствии с требованиями и заданиями партии, как в мирное, так и в военное время…».
На ленинградском фронте
В военное время по призыву партии Н.К. Розов вместе с миллионами сограждан встал на защиту Родины. 15 июля 1941 года он прибыл в Череповец и с этого же дня был назначен военным работником политотдела 286 стрелковой дивизии. Дома остались трое детей.
286 дивизия формировалась в Череповце, Кущубе, Шексне большей частью из призывников среднего и пожилого возраста.
Дивизия получила задачу создать прочную и глубокую оборону в условиях лесисто-болотистой местности на протяженности фронта в 22,5 километров и не позволить немцам перекрыть «дорогу жизни». Людей не хватало, бойцы и их командиры находились на постах по 18-20 часов в сутки.
В ноябре и декабре 1941 года дивизия отразила два наступательных удара противника. Только убитыми враг потерял более 1200 солдат и офицеров.
Наличие боевого духа – одна из немаловажных составляющих победы над врагом. В дивизии был свой оркестр, поэт, художник.
В череде военных будней у Николая Розова состоялась неожиданная встреча с братом Павлом. Он прибыл в дивизию с курсов младших лейтенантов и был назначен заместителем командира 2-й пулеметной роты 998 стрелкового полка - того самого полка, который формировался в Шексне. Радость от встречи была недолгой. Через три месяца после прибытия на фронт Павел Розов погиб в бою.
В зале боевой славы краеведческого музея Чуровской школы хранится рукопись бывшего комиссара дивизии А.М. Лушникова «Боевой путь 286 Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии». На одной из страниц можно прочесть стихотворение «Памяти Павлика Розова», написанное полковым поэтом, и «Клятву на могиле брата» Николая Розова:
«Пока я жив, тебя, Павлуша, не забуду,
И смерть твою фашистам не прощу!
Пока на поле битвы биться буду,
За тебя жестоко немцам отомщу!»
Свой боевой путь в 286 стрелковой дивизии Н.К. Розов начинал в должности помощника начальника клуба, а с декабря 1942 года его назначили заместителем командира батареи по политчасти 500 армейского минометного полка.
В своих «Воспоминаниях» фронтовик отмечает, что уже в январе 1943 года началось активное участие дивизии в прорыве блокады Ленинграда. Окончательно снять блокаду и освободить Ленинград удалось лишь через год, 27 января 1944 года. Но произошло это событие уже без участия Н.К. Розова. В июле 1943 его отправили на курсы переподготовки, после окончания которых, в августе 1944, он получил назначение в 168 стрелковую дивизию в качестве командира взвода батареи истребительной противотанковой артиллерии 402 стрелкового полка.
На втором Прибалтийском
В августе 1944 дивизию перебросили с Ленинградского фронта в Прибалтику. Немцы отчаянно сопротивлялись. «Однажды по мне бил немецкий снайпер, - рассказывал Н.К. Розов краеведам чуровской школы. - Я стоял за елью, было хорошо видно расположение врага. Снайпер целился, видимо, мне в глаз, но немного промахнулся. Пуля прошла у самого виска, расщепила дерево, в лицо вонзились осколки от щепок».
В одном из боев Николай Константинович был ранен от разрыва мины. Два месяца госпиталя, и снова на фронт, в ту же дивизию, но теперь в качестве командира 220 отдельного истребительного противотанкового дивизиона. После освобождения Риги, с декабря 1944 и до конца войны, на территории Румынии дивизия вела бои с блокированной группировкой врага. Ценой больших усилий советские воины последовательно взламывали оборону противника, уничтожали живую силу и технику, препятствовали переброске его соединений на другие участки фронта. В соответствии с условиями капитуляции, 8 мая с 23 часов блокированные на Курляндском полуострове немецко-фашистские армии прекратили сопротивление. Так закончились фронтовые будни для воинов дивизии, в том числе и для Н.К. Розова.
После войны постоянным местом жительства он выбрал г. Колпино Ленинградской области.
Память уводит в прошлое
Война оставила глубокий след в жизни Н.К. Розова. В своей послевоенной общественной деятельности он много сил уделял сохранению памяти о войне для последующих поколений. Будучи членом совета ветеранов 286 стрелковой дивизии, Николай Константинович вел активную переписку с краеведами чуровской школы, помогал в образовании школьного музея, организовывал для детей встречи с ветеранами и походы по местам боев дивизии. Для всех, кто с ним соприкасался, он был образцом честности и порядочности. Чуровчане гордятся своим земляком, а управляющий совет Чуровской средней школы принял решение присвоить залу боевой славы краеведческого музея чуровской школы имя Н.К. Розова.
Алексей ДОЛГОВ.
При написании статьи использованы исследовательские работы учащихся Чуровской средней школы Анастасии Волковой и Никиты Токаревского. Руководитель исследовательских работ – О.Н. Червякова, руководитель комплексного краеведческого музея МОУ «Чуровская школа».
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий