Реклама
Реклама
Социальное обеспечение. Немецкий опыт нам не помешает?
Визит был организован по приглашению министерства соцобеспечения федеральной земли Саксония и стал возможен благодаря Департаменту социальной защиты Вологодской области и Губернатору Вячеславу Позгалеву. Цель поездки – изучение немецкого опыта по социальному обеспечению пожилых граждан.
Вологда – Москва – Берлин – Дрезден
В составе вологодской делегации было 36 человек. В Москву представители Вологодчины ехали на комфортабельном автобусе Правительства области. А из Москвы до Берлина добирались поездом, поскольку среди руководителей ветеранских организаций не самые молодые люди, и наземное путешествие было предпочтительнее воздушного.
Из Берлина путь вологжан лежал в Дрезден - административный центр Саксонии, где в течение недели они встречались с руководителями местного Министерства социальной сферы, посещали дома престарелых, знакомились с законодательными актами, направленными на поддержку пожилых людей в Германии.
Сколько в Саксонии пенсионеров
Стоит отметить, что население Саксонии составляет 4,5 миллиона человек – из них ровно четверть пенсионеры. На территории федеральной земли насчитывается более 330 домов-интернатов, где на гособеспечении проживают 22 тысячи пожилых немцев. Есть еще больше тысячи учреждений социального обслуживания, а также частные и благотворительные приюты. Последние, как правило, находятся в ведении церковных организаций. Кстати, все благотворительные организации в Саксонии объединены в Лигу, где работает не только Красный Крест, но и всевозможные конфессиональные структуры – Диаконическая церковь, Союз Евангелистов, Еврейская организация и т.д.
«Желание человека» - закон
Можно назвать весьма ценным германский опыт по созданию хосписов – последних приютов для самых пожилых и неизлечимо больных граждан. В Германии есть специальный закон под условным названием «Желание человека», который направлен на поддержку людей в последний период их жизни. Человек сам выбирает – хочет он умереть дома или в специальном стационаре. В первом случае с его родственниками проводят своеобразную психологическую подготовку, а самого неизлечимо больного станут регулярно навещать опытные врачи и медсестры. Во-вторых, он попадает под опеку медиков стационара. Нахождение в немецких хосписах платное. Месячная стоимость зависит от степени «тяжести» заболевания. Если человек еще способен передвигаться сам – чуть больше тысячи евро, если же он полностью беспомощный – то уже 1850 евро. Часть стоимости покрывает страховой фонд. Если у родственников и самого больного нет возможности заплатить оставшиеся деньги, их возмещает государство. В любом случае у пенсионера остается «неприкосновенный запас» - 340 евро в месяц, которые он тратит по своему усмотрению.
Предложения вологодским законодателям
В результате этой поездки появились предложения по совершенствованию законодательной базы, которые были переданы председателю Законодательного Собрания области Н.В. Тихомирову.
В первую очередь, предложено рассмотреть вопрос о финансовой поддержке районных ветеранских организаций, так как именно они зачастую являются связующим звеном между органами власти и населением. Тем более, что в апреле этого года был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций». Согласно этому закону, право на местах принимать решения о такой поддержке предоставлены как региональным структурам, так и органам местного самоуправления. К слову, в Германии 60 % средств на социальную помощь населению выделяется государством, еще около 10 % добавляет федеральная земля, а 8 % - округ или муниципалитет. Все остальное – это частные и церковные пожертвования.
Второе предложение предусматривает организацию предварительного изучения и обсуждения законопроектов, напрямую затрагивающих социальную сферу, защиту прав и интересов пенсионеров в ветеранских организациях. То есть, еще до того, как закон будет в первом чтении одобрен большинством депутатов, он должен получить одобрение со стороны ветеранских структур. Это позволит вносить необходимые правки и изменения еще в процессе подготовительной работы над законопроектом и сделает сами законы более адаптированными к реалиям российской жизни.
Немецкие «ложки дегтя»
В Германии есть действительно много того, чему стоит поучиться, но есть и такое, что к положительному опыту причислить очень трудно. Например, и мужчины, и женщины уходят там на пенсию с 65 лет, причем с 2013 года этот возраст снова повышен до 67 лет. В Саксонии, а это территория бывшей ГДР, местные ветераны чувствуют себя немецкими пенсионерами второго сорта. Их сверстники из Западной Германии, даже после двух десятилетий с момента объединения страны, продолжают получать пенсию на 300-400 евро больше! Так что слепо копировать немецкий опыт нет никакого смысла. Но взять из него лучшее и применить его в наших, вологодских условиях, где, в принципе, за последнее десятилетие социальная система и так достаточно быстро прогрессирует – было бы весьма полезно!
Где взять финансы?
По большому счету не все упирается в деньги. Точнее – в государственные деньги. Свои бездомные и обездоленные есть ведь и в Германии. Вот только на классических «бомжей» они мало похожи. О них заботится не только государство и муниципалитет, но и десятки благотворительных организаций и обществ. Да и сама система социальной помощи выстроена так, чтобы эти люди не чувствовали себя изгоями. В Германии очень сильно развито социальное страхование. И это позволяет переложить часть финансового бремени по содержанию пенсионеров с государственных «плеч» на страховые компании. Только на настоящие страховые компании, которые уже доказали свою репутацию десятилетиями надежной работы. Наверное, со временем придем мы к этому и в России.
Владимир РОМАНОВ.