Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Играла арфа в свете лунном... Праправнучка шекснинского помещика побывала на родине предков

3919
Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»... Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов.  
Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, к земле, на которой когда­то жили предки. Ностальгия по родным местам тянет человека возвратиться домой.
     В августе в нашем районе побывала праправнучка помещика Ивана Петровича Харзеева, усадьба которого когда­то находилась в деревне Александрино (сейчас Ершовское поселение). Состоялась радушная встреча с местными жителями, и, конечно же, был повод вспомнить историю рода Харзеевых. 
 
Дворянских гнезд заветные аллеи…
 
     Когда человек садит дерево, думает ли он о потомках, которые будут гулять под сенью ветвей, вспомнят ли они с благодарностью ушедшего предка… В нашем районе есть особое место, куда хочется возвращаться снова и снова. На горушке, в сторонке от проезжих дорог, приютилось с десяток небольших домиков. Деревня так и называется – Горка.
     Чем же она так притягательна?  Конечно, ее гостеприимными обитателями, которые живут здесь большой дружной семьей. В это трудно поверить, но в деревне нет ни одного забора! Дома утопают в зелени и цветах. А главной достопримечательностью её является старый липовый парк и огромный дуб, встречающий гостей на въезде. Жители деревни много лет поддерживают порядок в старинном парке.
     До 80­х годов стоял здесь и большой двухэтажный дворянский дом Харзеевых. Хозяева покинули поместье во время революции, а в доме разместилась колхозная коммуна, затем Горская школа. Здание школы в 1980­х годах разобрали и перевезли в Ершово. Без окон и дверей, оно так и стоит бесхозное все эти годы.
    У помещика Харзеева была большая семья, и, конечно, остались потомки рода Харзеевых.  Посетить родовое поместье давно мечтала праправнучка помещика – Н.И. Подскробко, уроженка города Могилева. Вот уже несколько лет Нина Игоревна серьезно занимается родословной старинного рода Харзеевых, к которому она принадлежит по линии отца. Однажды на сайте газеты «Звезда» она прочитала статью о детской экспедиции по изучению парков Шексны, где было описание барской усадьбы Харзеевых. И в начале августа этого года Нине Игоревне удалось приехать в Шексну и побывать на месте бывшего имения в деревне Александрино.
     Со всем радушием встретили гостью земляки. Глава Ершовского поселения А.В. Камулин предоставил транспорт, а сопровождать правнучку Харзеевых с радостью согласилась Анна Тимофеевна Кудряшова, бывший директор Горской школы. Можно только позавидовать энтузиазму и неутомимости  сельской учительницы, которая несмотря на солидный возраст продолжает активно участвовать в жизни поселения. У Анны Тимофеевны сохранились фотографии Горской школы, в которой обучалось до 160 школьников. Мы встретились с выпускниками школы Евгением Громцевым и Сергеем Сычевым, проживающими в Горке.
     Евгений Александрович проводил нас по аллее парка до старого кладбища у разрушенной Веретьевской церкви. Он признался, что часто думал:  «Неужели никто из потомков Харзеевых так и не заглянет на землю предков?»
    И вот, неожиданно, состоялось знакомство с правнучкой именитых дворян.
 
Веретьевский приход
 
    Нина Игоревна познакомила земляков с результатами своих архивных разысканий по родословной Харзеевых, а те, в свою очередь, поделились описанием барского дома и Веретьевской церкви. В этой церкви венчались и крестили детей дворяне Харзеевы, возможно, у ее стен и похоронены.
    У  А.Т. Кудряшовой сохранился графический набросок еще не совсем разрушенной Веретьевской церкви, сделанный в 1980­х годах, и мы можем иметь некоторое представление об утраченной святыне края.
   К сожалению, у шекснинских краеведов о Веретьевском приходе довольно скудные сведения. Каменная Благовещенская Веретьевская церковь была построена в селе Веретье в 1792 году. При церкви стояли деревянный амбар и келья. Главный престол был освящен в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а дополнительные приделы в честь мученицы Параскевы Римской и мучеников Сергия Римлянина и Вакха Римлянина.
    Из описания 19­го века известно, что на землях Веретьевского прихода размещались 9 помещичьих усадеб и 33 деревни, 20 ветряных мельниц и две водяные, построенные на ключах, дороги грунтовые, путь удобный. Крестьянских изб ­ 226, большей частью курные (черные, топившееся печью без дымохода. Дым выходил через дверь и волоковые окна ­ специальные отверстия в стене или крыше). В деревнях прихода проживало около двух тысяч крестьян. Летом крестьяне занимались землепашеством, зимой были  заняты вывозкой дров, мастерили барки ­ большие несамоходные грузовые плоскодонные судна. Были мастеровые: сапожники, портные, столяры и кузнецы.
    Известно, что последнее крещение в Благовещенской церкви в селе Веретье было в сентябре 1937 года. В том же сентябре батюшку увезли с конвоем и больше его не видели. После закрытия церковь в колхозных целях не использовалась и простояла вплоть до 60­х годов. В начале 70­х по распоряжению власти трактором был стащен купол и часть стен. Одна из стен церкви простояла вплоть до 80­х годов.
    Стараниями местного жителя Николая Вихарева в настоящее время на месте алтаря установлен освященный поклонный крест, а погост вокруг церкви приведен в порядок. Николай поделился с гостьей из Санкт­Петербурга любительской фотографией Веретьевской церкви. Пока это единственный фотоснимок.
 
Барский дом
 
     Особый интерес представляют воспоминания о барском доме Веры Ивановны Сычевой, записанные ребятами детской экологической экспедиции:
   «
Дом был срублен примерно в 1786 году из сосны и обшит тесом. Тес был очень плотным. Наличники на окнах были  покрашены. Весь дом собран с помощью топора на кованых гвоздях. Потолок был пробит мездрой, обрезками кожи. Фундамент после первого венца был положен берестой. Рамы из прочного леса и, хоть тонкие были, но не протекали. Даже при разборке дома нижние бревна звенели, как колокольчики.
    В доме было несколько комнат: музыкальная комната с роялем, фортепьяно и арфой, на которой играла одна из дочерей. Имелась диванная для отдыха гостей и перекура. У барина был свой кабинет. Одна из комнат согревалась камином, выложенным великолепными изразцами. А еще в доме была крохотная комнатка, из которой винтовая лестница вела прямо в буфетную на второй этаж. На первом этаже с двух сторон были террасы, а на втором этаже – балкон.
     Еще до революции в доме две комнаты были отданы под школу. В ней учились три ученика. «Закон Божий» читал батюшка, а грамматику и арифметику преподавала поповна.
     В 1917 году Харзеев уехал за границу и передал управление имением своей сестре Сухаревой. После барина уже в советское время недолго в доме жил смотритель народных училищ.   
     Одно время в доме была коммуна и все барское сожгли, а в доме даже телята  стояли. С 1920 года в доме находилась школа. В музыкальной комнате был актовый зал, а в кабинете барина – учительская. Были достроены конюшни, здание начальной школы, учительский дом (в 30­е годы). В доме долго работала горничная Старшая. Она и была гидом по зданию.
     При доме был большой парк. Весь парк был обнесен валом, рвом и обсажен караганой (акацией). По всему периметру парка стояли в несколько рядов липы. Липовые аллеи вели к двум прудам. Но вода в них держалась плохо. У пруда стояла беседка, в которой хозяева любили пить чай из самовара и наблюдать за плавающими лебедями.
      ...В парке стояли карусели, «гигантские шаги» (столб с вертушкой наверху, к которой прикреплены длинные веревки с лямками; сидя в лямках, играющие, разбегаясь и взлетая, кружились  вокруг столба ­ прим авт.) и качели. Сюда допускали деревенских детей. А вот в дом их дальше передней не пускали. Дети приносили ягоды, им подавалась копеечка. По всему парку были цветники – сейчас от них ничего не осталось.
     … Череповецкие металлурги предлагали в имении устроить дом для ветеранов, но сельсовет не согласился. Здание оценили в 2700 рублей и перевезли в Ершово как сарай.
     Ермичев – житель Ершова предлагал создать музей, но не нашел поддержки. Пока была школа, за парком следили ребята: посадили березовую аллею, вели подсадку лип, убирали больные деревья и кустарники. Сейчас парк приходит в запустение».
 
О роде Харзеевых
 
    Харзеевы ­  древний, благородный род ярославского дворянства, ведущий свою историю с 16 века. Н.И. Подскробко, работая над историей своего рода, установила, что владельцем имения Александрино был поручик Иван Петрович Харзеев (1810 – 1871 г.г.). С 1829 года он был на военной службе. В 1831 году участвовал в войне против польских мятежников в Царстве Польском, кавалер ордена Святой Анны 3 степени с бантом и 4 степени с надписью «За храбрость», имеет знак отличия Царства Польского «За военное достоинство» 4 степени. В 1832 году Иван Петрович был уволен со службы по домашним обстоятельствам, и в сентябре того же года в Благовещенской церкви, что на Верети, повенчан с девицей Новгородской губернии Череповского уезда Маловеретьевского прихода села Веретии Александрой  Дмитриевной. Свидетелями были помещик Сосипатр Николаевич Рогожин и тетка ее, подпоручица Анна Яковлевна Сычева.
   Поручик Иван Петрович Харзеев служил посредником от Дворянского собрания Череповского уезда по предмету специального размежевания земель Новгородской губернии.
     У Ивана Петровича и Александры Дмитриевны родились 13 детей, выжили одиннадцать ­ 9 сыновей и 2 дочери. 5 сыновей Ивана Петровича были отданы  в Морской Кадетский корпус в Санкт­Петербурге…
При разделе имущества в 1871 году усадьбу Веретье (Александрино) получил один из сыновей ­ Дмитрий Иванович.
   Сохранился любопытный документ – Выпись из крепостной Белозерского Нотариального архива, книги по Череповскому уезду на 1874 год. В этом документе перечислены участники сделки по приобретению двумя покупателями права «...на часть принадлежащих господам Харзеевым земли по деревне Большой Мушне, доставшейся по наследству после отца их Поручика Ивана Петровича Харзеева…».
    Из документа мы можем заключить, что господа Харзеевы в большинстве получили военное образование или находились на государственной службе. К концу ХIХ века дворяне Харзеевы, видимо, имели денежные трудности и были вынуждены какую­то часть земель продавать крестьянам.
    Но вернемся в наше время. Пока гости гуляли по Горским  окрестностям, Сергей и Любовь Сычевы накрыли стол, и за трапезой зашел оживленный разговор о возможной дружбе их прадедов. Ведь в документах  неоднократно упоминается имя Анны Яковлевны Сычевой, присутствующей на крестинах детей Харзеевых.  И кто знает, какие еще материалы хранятся в пыльных архивах и какие могут открыться тайны прошедших времен.
Э.В. БАРАНОВА, краевед.
Опубликовано в газете «Звезда» № 94 от 05 декабря 2020 года.

Еще новости

Реклама