Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Русские гобелены Евдокии Пановой

22645
О жизни и творчестве мастерицы из поселка Чебсара Евдокии Васильевны Пановой.

Сошел ей Божий дар
              по смерти сына,
Рисует на полотнище  
                                        она,
Но это не обычные
                             картины,
Все сотканы они
                      из лоскутка.
        Старшая Е.,
1994 год.


     Эти четыре строчки детского стихотворения каким-то чудесным образом смогли отразить судьбу Евдокии Васильевны Пановой - мастерицы из поселка Чебсара. 
      Свои волшебные гобелены Евдокия Васильевна начала ткать, когда ей было за шестьдесят, и двадцать пять лет ткала. До этого ничем особенным ее жизнь не отличалась. Е.В. Панова родилась в деревне Нокшино Любомировского сельсовета Вологодской области. Рукоделием занималась с самого детства, но крестьянская работа, а затем и семейные хлопоты (Евдокия вышла замуж за Петра Александровича, замечательного плотника и столяра, вместе с которым они вырастили четверых сыновей и дочь) не позволяли уделить ткачеству достаточно много времени, необходимого для проявления таланта. 
          В 1972 году в дом пришла беда – погиб младший сын. Горе матери было столь велико, что Евдокия никого не видела, не слышала и, по ее собственным словам,  она бы сошла с ума, если бы не заняла себя чем-то таким, что требовало постоянной и кропотливой работы. Спасительное занятие оказалось рядом – ткацкий станок и разноцветные клубочки, приготовленные для половиков.
       Боль побудила к творчеству. Допоздна засиживалась Евдокия Васильевна за станком и ткала: сначала традиционные геометрические узоры и цветы, а потом постепенно рисунок стал усложняться, пока она не довела свою работу до создания больших, сложных композиций. Из-под ее рук выходили не просто половики – живые, говорящие сюжеты, притягивающие взор.
        Первое, что выткала Евдокия, был портрет Пушкина. Потом принялась за церкви: воспитанная в уважении к духовной культуре русского народа, Евдокия Васильевна воссоздает то, что является одной из главных ее составных частей. Церквей у нее много, разноцветных, в разное время года, среди зимы и осени, и травы, и цветов. Здесь и Софийский собор во множестве вариантов, Благовещенская церковь в Любомирово, Казанская церковь в Шексне, церковь Валаама Хатынского в Вологде, Воскресенский собор в Череповце, а также архитектурные памятники Москвы, Новгорода и многие другие.
       Для изображения конкретного архитектурного сооружения Евдокия Васильевна использовала фото и иллюстрации, но при этом всегда она создавала свой неповторимый образ. Некоторые ткала по памяти – например, Благовещенскую церковь в Любомирово, которая не сохранилась. По памяти соткала Пресвятую Богородицу, Святую Троицу, Георгия Победоносца. Эти работы поражают необычайной красотой, торжественностью (посмотрите сами на эти волшебные гобелены – к сожалению, на фото черно-белые) и сложностью работы. 
       Гораздо сложнее в плане сюжета и исполнения ее три, не побоюсь этого слова, грандиозные работы, посвященные русской деревне - «Праздничное гулянье», «Свадебный поезд» и «Раскулачивание». Сложность заключается в том, что художница заранее ничего не высчитывала, ткала без рисунка, по памяти. А сюжеты на них непростые, плюс еще сами полотна горизонтальные (то есть картина создается не снизу вверх, а справа налево). Получается, Евдокии Васильевне постоянно нужно было помнить все до мельчайших деталей. Хотя забыть порой сложнее.
        В 30-х годах родную деревню мастерицы Нокшино раскулачили (пострадало 11 домов из 15). И их семью эта беда не миновала, так как они имели корову в хозяйстве. Пришлось даже уехать подальше от родных мест, ведь в то неспокойное время могли забрать отца и разлучить с семьей. Уже в послевоенные годы вернулись Пановы в родные места и осели в Чебсаре.
        Для Евдокии Васильевны раскулачивание стало настолько сильным потрясением, что, даже прожив затем долгую жизнь, помнила она эту трагедию, как будто это было вчера. Создавая «Раскулачивание», мастерица не ела, не пила, все ткала. Полотно вышло потрясающей силы, громадное, пять метров длины. На нем вся родная деревня, какой запомнилась. У кого лошадь отнимают, у кого корову. Кто лежит, кто бежит. Как уполномоченные из ГПУ мужиков с печки за ноги стаскивают, на картине получилось – из окон. Евдокия Васильевна изобразила все точно, как и что в каком доме происходило. Получилась удивительная панорама.
        Свои гобелены бабушка Панова хранила в простенке, когда их увидели местные собиратели народного творчества учителя Сергей Васильевич Соловьев и его супруга Елена Николаевна. Они устроили первую выставку гобеленов Пановой, позже она передала все в шекснинский музей, а он сгорел. Пострадали и работы Пановой, некоторые чуть ли не по ниточкам собирать пришлось.

       Евдокия Васильевна прожила девяносто один год. А ее чудесные гобелены и по сей день радуют глаз и уже успели побывать в Италии, Англии, Индии, Китае, Финляндии, выставлялись в Лувре во Франции. Все, кто видел эти картины на домотканых половиках, восхищались самобытностью ее таланта. Действительно, тканые дорожки Евдокии Васильевны отошли от своей традиционной функции и «шагнули» с пола на стену, став настоящим украшением интерьера. Сейчас ее творчество хранится в новом музее Шексны, Череповца, Вологды, Суздаля, Москвы (Царицыно), продолжая по-детски просто и открыто нести правду о России, поражая высоким искусством и чувством гармонии, жившей в простой крестьянке.
Надежда  МИШЕНЕВА.


Реклама