Реклама
Реклама
Ищите источник всех зол прежде всего в себе. В радиостудии "Шекснинская волна" - иерей Кирилл Кобрин.
18.12.2015
7627
Иерей Кирилл Кобрин: «Ищите источник всех зол прежде всего в себе»
Продолжаем цикл бесед о православии с иереем Кириллом Кобриным, руководителем миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца села Сизьма. Тема второй беседы – исповедь и покаяние. В радиостудии «Шекснинская волна» вопросы отцу Кириллу задавал катехизатор храма Казанского образа Божией Матери (п. Шексна) Николай Дегтерев.
- Отец Кирилл, для начала давайте разберемся с понятиями. Что такое покаяние и что такое исповедь?
- Значение греческого слова «метанойя» (по-русски «покаяние») - перемена ума или перемена мышления. Покаяние — это состояние души, это процесс, который происходит внутри личности человека, желательно на протяжении всей земной жизни. Очень часто живет человек, все у него есть – и семья, хорошая работа, квартира, машина, а ему плохо. И у человека возникает потребность искать настоящее счастье. Покаяние – это укоры совести, это стремление изменить чтото внутри себя.
А исповедь — это некий акт. Бог на исповеди прощает нам поступки. Но мы ведь не животные. У нас есть мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, ценностные ориентации, самые разные желания. Наши поступки — следствие внутреннего состояния души. И вот внутренняя работа над собой – метанойя – это покаяние. В Калужской области есть знаменитый мужской монастырь - Оптина пустынь. Основал его разбойник Опта, который в конце жизни не выдержал муки совести, ушел молиться и искать прощения у Бога. И его покаяние дало плоды.
- Очевидный грех требует очевидного изменения, покаяния, а как увидеть необходимость изменения своего внутреннего мира обычному человеку, который не делает большого зла и большого добра?
- Святитель Феофан Затворник говорил, что грешник похож на спящего человека. А потом у него появляется некоторая «божественная обеспокоенность». Душевная тяжба начинается, и он просыпается. Просыпается в свете Евангелия, Христовых заповедей, закона любви, и он видит себя больным. Появляется нужда в Боге Спасителе. Иногда толчком к этому могут быть какие-то тяжелые жизненные обстоятельства – болезнь, смерть близких… В общем то, что своими силами человек решить не может. Еще говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А вообще, увидеть свои грехи достаточно просто. Нужно просить об этом Господа, и все.
- А как быть людям, которые вроде бы и в церковь ходят, и о Боге задумываются, но не меняют систему своих ценностей?
- В полный стакан не нальешь. Бог, как источник жизни, счастья, здоровья и добра, рад бы нам помочь, но мы сами не хотим отказаться от своего «я», от своих похотей и привычек, которые делают нас несчастными. Прежде чем Господь положит на сердце благодать, нужно отказаться от чего-то своего скверного. Чтобы определить истинное состояние души, надо смотреть за своими мыслями, желаниями, мечтаниями.
- В чем заключается подготовка к исповеди?
- К сожалению, люди часто приносят священнику отчет о проделанной работе. Это неправильно, Бог и так знает, что вы делали. Когда человек приходит к врачу и рассказывает, что у него болит, доктор ставит диагноз, и будет лечить не симптомы болезни, а причину. Так нужно и на исповеди. Готовясь к исповеди, побудьте наедине с собой и задайте себе один вопрос: а что мне мешает жить счастливо? Что мешает иметь плод духовный, а это - любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, благость, милосердие, вера.
- Как часто нужно исповедоваться?
- У нас в России таинство исповеди неотделимо от таинства причастия. Это налагает некий отпечаток. Здесь нет однозначного ответа, у каждого своя норма. Если человек только встал на путь духовной жизни — то нужно почаще исповедоваться и причащаться, если совершено некое серьезное грехопадение — сразу на исповедь идти нужно.
- Как человеку понять, правильно он исповедуется или нет? Среди христиан бытует мнение, что кающийся человек должен плакать, сознавать себя греховнее всех на свете. Так ли это?
- Если после исповеди стало легче, если появились духовные плоды – любовь, радость, мир, значит, человек на правильном пути. Теперь о слезах. Человек нес в гору целый мешок кирпичей, и наконец его сбросил. Разве не появится радость? Да, нужно осознавать свои грехи и плакать пред Богом. Закройся в комнату, помолись, и Бог, видящий втайне, воздаст тебе явно. Бог – источник жизни, радости, и православие религия радости. Вот еще одна аналогия. Если человек сломал лавку, то нужно не плакать, а взять доску, гвозди, пилу и чинить ее. Это и есть покаяние.
- Чего нельзя делать во время исповеди?
- Один священник сказал хорошую фразу «Святых не исповедую, грехи соседей не отпускаю». Ищите источник всех зол прежде всего в себе, и не нужно оправдывать свои грехи сложными обстоятельствами и т.д. Здесь еще важно понимать, что такое грех. Значение слова «грех» - «промах», «мимо цели». Теоретически это может быть хороший поступок. Но практически его применение неоправданно либо в качестве, либо в количестве, либо во времени, либо в пространстве. Возьмем для примера ненависть. Наличие ненависти свидетельствует о том, что душа мужественная. Но одно дело мужество применять на поле боя, на производстве, в экстремальной ситуации, а другое дело — с женой на кухне.
- Если человек раз от разу на исповеди произносит одни и те же грехи, о чем это свидетельствует?
- Это говорит об отсутствии плодов покаяния. Если ты меняешь ум, то и вести себя будешь по-другому. Человек не развивается, стоит на месте, а кто не развивается, тот деградирует, по словам из Евангелия «Кто не собирает, тот расточает». А время-то уходит. Мы не становимся моложе, здоровее.
Но с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем он видит себя хуже, и первым признаком здравия души является видение своих грехов, «бесчисленных, яко песок морской». Нет такого греха, который Бог не мог бы простить. Какой грех является прощеным? Поскольку мы немощны, то Бог прощает нам грехи, которые мы не хотим повторять. Вот на войне есть враг, которого хочется победить, так и христианин должен возненавидеть свой грех. А самый тяжелый грех, который мы могли не сделать, и сделали. Это показатель нашего устремления - к Богу или дьяволу.
- Теперь о детской исповеди. С какого возраста ребенок готов осознанно исповедовать свои грехи?
- Теоретически заведено исповедовать детей с семи лет, но я, как педагог, считаю, что здесь нет однозначного правила. Необходимо, чтобы ребенок осознал себя личностью, когда он начнет понимать, что поступил в чемто плохо и он не желает так больше делать. Кто-то готов к искреннему покаянию в десять лет, а кто-то и в тринадцать не осознает своих грехов. Здесь важна совместная работа священника и родителей для того, чтобы исповедь и причастие не превратились в профанацию.
- Подведем итог беседы.
- У меня две новости. Одна хорошая, другая плохая. Хорошая заключается в том, что покаяние, подготовка к исповеди — это просто. Поискушайте свою совесть, и вы познакомитесь с собой. Плохая новость заключается в том, что самого себя любимого переменить очень сложно. Нужно затратить много трудов, и всегда будет некогда, не ко времени, дорого, глупо, как будет казаться на первый взгляд.
Я желаю всем изучать православную веру. Если человек ищет истину, он обязательно найдет Бога.
Слушайте полную версию беседы на странице «Шекснинская волна» сайта www.zwezda.net.
Продолжаем цикл бесед о православии с иереем Кириллом Кобриным, руководителем миссионерского отдела Вологодской епархии, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца села Сизьма. Тема второй беседы – исповедь и покаяние. В радиостудии «Шекснинская волна» вопросы отцу Кириллу задавал катехизатор храма Казанского образа Божией Матери (п. Шексна) Николай Дегтерев.
- Отец Кирилл, для начала давайте разберемся с понятиями. Что такое покаяние и что такое исповедь?
- Значение греческого слова «метанойя» (по-русски «покаяние») - перемена ума или перемена мышления. Покаяние — это состояние души, это процесс, который происходит внутри личности человека, желательно на протяжении всей земной жизни. Очень часто живет человек, все у него есть – и семья, хорошая работа, квартира, машина, а ему плохо. И у человека возникает потребность искать настоящее счастье. Покаяние – это укоры совести, это стремление изменить чтото внутри себя.
А исповедь — это некий акт. Бог на исповеди прощает нам поступки. Но мы ведь не животные. У нас есть мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, ценностные ориентации, самые разные желания. Наши поступки — следствие внутреннего состояния души. И вот внутренняя работа над собой – метанойя – это покаяние. В Калужской области есть знаменитый мужской монастырь - Оптина пустынь. Основал его разбойник Опта, который в конце жизни не выдержал муки совести, ушел молиться и искать прощения у Бога. И его покаяние дало плоды.
- Очевидный грех требует очевидного изменения, покаяния, а как увидеть необходимость изменения своего внутреннего мира обычному человеку, который не делает большого зла и большого добра?
- Святитель Феофан Затворник говорил, что грешник похож на спящего человека. А потом у него появляется некоторая «божественная обеспокоенность». Душевная тяжба начинается, и он просыпается. Просыпается в свете Евангелия, Христовых заповедей, закона любви, и он видит себя больным. Появляется нужда в Боге Спасителе. Иногда толчком к этому могут быть какие-то тяжелые жизненные обстоятельства – болезнь, смерть близких… В общем то, что своими силами человек решить не может. Еще говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А вообще, увидеть свои грехи достаточно просто. Нужно просить об этом Господа, и все.
- А как быть людям, которые вроде бы и в церковь ходят, и о Боге задумываются, но не меняют систему своих ценностей?
- В полный стакан не нальешь. Бог, как источник жизни, счастья, здоровья и добра, рад бы нам помочь, но мы сами не хотим отказаться от своего «я», от своих похотей и привычек, которые делают нас несчастными. Прежде чем Господь положит на сердце благодать, нужно отказаться от чего-то своего скверного. Чтобы определить истинное состояние души, надо смотреть за своими мыслями, желаниями, мечтаниями.
- В чем заключается подготовка к исповеди?
- К сожалению, люди часто приносят священнику отчет о проделанной работе. Это неправильно, Бог и так знает, что вы делали. Когда человек приходит к врачу и рассказывает, что у него болит, доктор ставит диагноз, и будет лечить не симптомы болезни, а причину. Так нужно и на исповеди. Готовясь к исповеди, побудьте наедине с собой и задайте себе один вопрос: а что мне мешает жить счастливо? Что мешает иметь плод духовный, а это - любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, благость, милосердие, вера.
- Как часто нужно исповедоваться?
- У нас в России таинство исповеди неотделимо от таинства причастия. Это налагает некий отпечаток. Здесь нет однозначного ответа, у каждого своя норма. Если человек только встал на путь духовной жизни — то нужно почаще исповедоваться и причащаться, если совершено некое серьезное грехопадение — сразу на исповедь идти нужно.
- Как человеку понять, правильно он исповедуется или нет? Среди христиан бытует мнение, что кающийся человек должен плакать, сознавать себя греховнее всех на свете. Так ли это?
- Если после исповеди стало легче, если появились духовные плоды – любовь, радость, мир, значит, человек на правильном пути. Теперь о слезах. Человек нес в гору целый мешок кирпичей, и наконец его сбросил. Разве не появится радость? Да, нужно осознавать свои грехи и плакать пред Богом. Закройся в комнату, помолись, и Бог, видящий втайне, воздаст тебе явно. Бог – источник жизни, радости, и православие религия радости. Вот еще одна аналогия. Если человек сломал лавку, то нужно не плакать, а взять доску, гвозди, пилу и чинить ее. Это и есть покаяние.
- Чего нельзя делать во время исповеди?
- Один священник сказал хорошую фразу «Святых не исповедую, грехи соседей не отпускаю». Ищите источник всех зол прежде всего в себе, и не нужно оправдывать свои грехи сложными обстоятельствами и т.д. Здесь еще важно понимать, что такое грех. Значение слова «грех» - «промах», «мимо цели». Теоретически это может быть хороший поступок. Но практически его применение неоправданно либо в качестве, либо в количестве, либо во времени, либо в пространстве. Возьмем для примера ненависть. Наличие ненависти свидетельствует о том, что душа мужественная. Но одно дело мужество применять на поле боя, на производстве, в экстремальной ситуации, а другое дело — с женой на кухне.
- Если человек раз от разу на исповеди произносит одни и те же грехи, о чем это свидетельствует?
- Это говорит об отсутствии плодов покаяния. Если ты меняешь ум, то и вести себя будешь по-другому. Человек не развивается, стоит на месте, а кто не развивается, тот деградирует, по словам из Евангелия «Кто не собирает, тот расточает». А время-то уходит. Мы не становимся моложе, здоровее.
Но с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем он видит себя хуже, и первым признаком здравия души является видение своих грехов, «бесчисленных, яко песок морской». Нет такого греха, который Бог не мог бы простить. Какой грех является прощеным? Поскольку мы немощны, то Бог прощает нам грехи, которые мы не хотим повторять. Вот на войне есть враг, которого хочется победить, так и христианин должен возненавидеть свой грех. А самый тяжелый грех, который мы могли не сделать, и сделали. Это показатель нашего устремления - к Богу или дьяволу.
- Теперь о детской исповеди. С какого возраста ребенок готов осознанно исповедовать свои грехи?
- Теоретически заведено исповедовать детей с семи лет, но я, как педагог, считаю, что здесь нет однозначного правила. Необходимо, чтобы ребенок осознал себя личностью, когда он начнет понимать, что поступил в чемто плохо и он не желает так больше делать. Кто-то готов к искреннему покаянию в десять лет, а кто-то и в тринадцать не осознает своих грехов. Здесь важна совместная работа священника и родителей для того, чтобы исповедь и причастие не превратились в профанацию.
- Подведем итог беседы.
- У меня две новости. Одна хорошая, другая плохая. Хорошая заключается в том, что покаяние, подготовка к исповеди — это просто. Поискушайте свою совесть, и вы познакомитесь с собой. Плохая новость заключается в том, что самого себя любимого переменить очень сложно. Нужно затратить много трудов, и всегда будет некогда, не ко времени, дорого, глупо, как будет казаться на первый взгляд.
Я желаю всем изучать православную веру. Если человек ищет истину, он обязательно найдет Бога.
Слушайте полную версию беседы на странице «Шекснинская волна» сайта www.zwezda.net.
Аудио программа:
Использовать материалы и новости разрешается только при наличии активной ссылки.
Добавить комментарий