Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Архив публикаций

Шекснинец попросил суд не наказывать жену, по вине которой их сын упал с детского игрового комплекса

Согласно материалам дела, 20 августа этого года, около 18.00 в пос. Шексна 39-летняя подсудимая посадила девятимесячного сына на открытую с двух сторон площадку детского игрового комплекса на высоте 1,5 м от земли и отошла от него. Мальчик без присмотра матери упал с площадки, получив перелом правой теменной области и ушиб головного мозга. В настоящее время жизни ребенка ничего не угрожает.
     Подсудимая вину признала, в содеянном раскаялась. Ее супруг, отец мальчика, ходатайствовал о прекращении уголовного дела в связи с примирением.
     Мировой судья Вологодской области по судебному участку № 40 с учетом мнения потерпевшего и гособвинителя прекратил уголовное дело по ч. 1 ст. 118 УК РФ на основании ст. 25 УПК РФ.
     Постановление в законную силу не вступило и может быть обжаловано.
По информации пресс-службы судов по Вологодской области
(https://vk.com/sudpress35?w=wall-176745164_6009).
Фото сети Интернет.

ВОТ ЭТА УЛИЦА, ВОТ ЭТОТ ДОМ! ПРОШЛОЕ НАШЕ ЗА КАЖДЫМ УГЛОМ!

В этом году в свет вышла книга нашей землячки Татьяны Константиновны Громовой с названием «Иду по улицам Шексны».
     По многочисленным просьбам читателей и с согласования автора печатаем отдельные ее страницы. Полностью познакомиться со сборником можно в центральной библиотеке. Печатное издание пользуется большим читательским спросом.
 
Улица Пионерская

     От Советской улицы по направлению к железной дороге протянулась улица Пионерская. В первом доме слева одно время была прокуратура. Позднее здесь жили семьи Свистова Юрия Алексеевича и Барановой Валентины Ивановны, а потом семья Шиловых. Шилова Валентина Кирилловна и сейчас живет в этом доме.
     Многие жители держали уток, гусей. Летом по утрам их отправляли на пруд, а вечером они гуськом сами возвращались домой. В семьях Боголюбовых и Поливиных были коровы. Выпасать летом они водили их за мост через реку Шексну на Зайцево. А еще у Боголюбовых были индюки. Почти все держали куриц. На Пионерской улице жили семьи Шуравиных, Сарайковых, Смеловых, Шурыгиных, Шкипаревых, Васильевых, Смирновых, Гадалиных, Серовых, Тяпушкиных, Бочаговых и другие. В каждой семье было по двое – трое ребятишек.
     В конце Пионерской улицы на берегу реки Угла находился Пришекснинский льнозавод, который был построен в 1932 году.
Начиная с ранней осени, из всех колхозов привозили льнотресту и сдавали ее на переработку. Машин в колхозах в 60-70 годы было не очень много, поэтому из ближних хозяйств льнотресту привозили на лошадках. Очень много лошадей держали в колхозе «Заря». Дороги в районе были плохими, поэтому больше везли льнотресту, как только подстынет. Из самых дальних колхозов: «Красное знамя», «Согласие», «Дружба» везли в основном только на тракторных санях, когда выпадет снег и подстынет. Пионерская улица была самой грязной и разбитой. Колхозы старались сдать свою продукцию до нового года, чтобы получить деньги за выращенный урожай. Транспорта порой скапливалось столько, что очередь тянулась до самого клуба. Сырьевая база на территории льнозавода, где складировалась продукция в скирды и шохи, была небольшой. Большую часть продукции колхозникам приходилось везти за реку Углу и на крутом склоне почти напротив льнозавода разгружать и складывать в скирды. Это было очень неудобно – трудно и долго. А после сдачи льнотресты многим нужно было заехать на оптовую базу райпотребсоюза за товарами для магазинов. Льнозавод работал круглосуточно в три смены. У завода на берегу Углы были огромные залежи костры – это отходы производства, которой у нас не находили применения. Лен для колхозов и совхозов являлся доходной культурой. Выращивали его очень много, и его хватало льнозаводу для переработки на целый год. Также в районе занимались выращиванием и сбором льносемян. Элитные семена были в колхозе «Имени Кирова» - это чуровская зона.

     На территории льнозавода находился свой детский садик «Ленок», открытый в 1936 году. Располагался он в одноэтажном деревянном здании. Посещали его дети работников льнозавода. Принимали детей от года до семи лет. Была всего одна группа и старшие дети заботливо ухаживали за младшими. С 1951 года и до конца 1990 года бессменной заведующей детсада «Ленок» работала Кудряшова Валентина Кузьминична. Воспитателями были Хватова Валентина Леонидовна, Перевалова Александра Петровна. Поварами – Бухонина Галина Васильевна, Степашова Галина Игнатьевна, Семенова Татьяна Геннадьевна. В связи со строительством нового льнозавода в Нифантовском поселении детский сад на улице Пионерской закрылся.
     Условия труда на заводе были непростыми в связи с большой запыленностью и круглосуточной работой. В 70-е годы на Шекснинском льнозаводе много внимания уделялось улучшению условий труда и быта работающих, культуре производства, механизировался ручной труд, была проведена модернизация обеспыливающей вентиляции, освещения, оборудованы душевые и красный уголок. На территории был посажен яблоневый сад, разбиты цветники и газоны, появилось подсобное хозяйство. Шекснинскому льнозаводу было присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства».
     Коллектив предприятия в основном был стабильным. Люди, много лет работавшие на производстве, являлись примером добросовестного отношения к труду. Этот коллектив мне дорог тем, что в далеком 1963 году я пришла на работу на Пришекснинский еще льнозавод. Там началось мое становление как труженика. Здесь я получила свою первую Почетную грамоту за оформление стенгазет к праздничным датам. Я помню всех, с кем начинала работать. Многих, к сожалению, уже нет с нами, но они и сейчас в моем сердце, как родные.
     Также на льнозаводе была своя столовая и общежитие. Запомнился мне в детстве заводской гудок. На льнозаводе он извещал о начале и конце рабочего времени, о перерыве на обед, так как электричество в то время было только до 10 или 11 часов вечера. На ночь свет отключали. У всех были керосиновые лампы. Керосин покупали в специальном магазине, который построили на самом краю поселка. В настоящее время в нем размещается магазин «Экономка-плюс» на Полевой улице.
     Когда на льнозаводе директором работал Дорогов Игорь Иванович, то он много занимался строительством. При нем были построены для работников льнозавода двухквартирные дома на берегу реки Угла, в Пионерском переулке, на Льнозаводской, на Советской улице и на Октябрьской. Затем директором на льнозаводе работал Иванов Николай Николаевич. Потом Швецова Валентина Александровна. Она была направлена на работу после окончания Костромского института текстильной и легкой промышленности. Её муж Вячеслав работал на льнозаводе кочегаром и заочно учился в юридическом институте. После его окончания семья переехала в Вологду. Вячеслав затем работал на высоких должностях в областной прокуратуре. Вот так своим упорством от простого кочегара он стал высококлассным и профессиональным специалистом. Швецову В.А. сменил Меркурьев Павел Михайлович – бывший председатель колхоза «Встреча». Говорили, что перевод его на льнозавод был обусловлен отказом выращивать в колхозе кукурузу. После пожара жилого дома «Шанхай» Свистов Юрий Алексеевич, работавший председателем поселкового Совета, был направлен на льнозавод директором. Главным инженером, а затем директором работала Пьянова Алла Васильевна. Она приехала из Белоруссии после окончания Оршанского текстильного техникума в 1967 году, да так полюбила нашу Шексну, что осталась здесь навсегда.
     Льнозавод на территории поселка работал до 1982 года. С целью развития и подъема сельского хозяйства в области в конце 70-х годов начинается строительство новых льнозаводов. И один из них строится в Шексне - двухагрегатный, мощностью 10 тысяч тонн льносоломки в год с цехом промышленного приготовления тресты. Он был построен за птицефабрикой и пущен в эксплуатацию в 1982 году. В 90-е годы цех промышленного приготовления тресты был переоборудован под цех по изготовлению шпагата и сердечника для Череповецкого сталепрокатного завода, но это продолжалось недолго. Позднее пытались выпускать вату, но так ничего и не получилось. Льнозавод несколько раз перепродавался, менялись хозяева, и в результате производство льноволокна прекратилось, завод не работает.
     На месте старого льнозавода в поселке Шексна появились гаражи.
     От конца Пионерской идет Льнозаводская улица. На ней стояли дома, в которых жили работники льнозавода. Здесь была и заводская столовая. Сейчас на этой территории с 2002 года находится Шекснинский лесхоз.     
     Основными видами деятельности Шекснинского лесхоза является осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также тушение лесных и торфяных пожаров. Лесхозом производится заготовка, переработка и реализация древесины, производство и реализация пиломатериалов, осуществляется заготовка лесных семян хвойных пород, выращивание и реализация посадочного материала. Оказываются услуги по отводу лесосек для заготовки древесины гражданским и юридическим лицам. Директором лесхоза работает Сергей Иванович Кудряшов.
     Наша семья жила на улице Пионерской в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, в котором жили семьи Анохиных, Агапитовых, Барановых. А в нашем подъезде проживали семьи Щегловой Клавдии Глебовны, Шаховой Веры Васильевны. На первом этаже в небольшой комнатке (метров – 30) жили три семьи – матери одиночки. Матвеева Анисья с сыном Сашей, Нюра Беляева с дочкой Тамарой и Лида Виноградова с дочкой Томкой. В комнате слева у них стояла печка с плитой и умывальник. Справа стояли на скамейке ведра с водой, стол, на котором готовили еду, и горка (так называли шкаф с посудой). Это была как бы общая их кухня. Далее без всяких перегородок посредине комнаты стоял стол, за которым дети делали уроки. Младшим из детей был мальчик Саша Матвеев. С трех сторон от стола стояли три кровати. У каждой хозяйки был сундук с бельем, а верхняя одежда висела на гвоздиках, на стенах. В общем коридоре стояли керосинки, на которых летом по очереди готовили обеды, кипятили чай. Я никогда не слышала, чтобы они ругались, ссорились. А ведь непросто было жить трем совершенно чужим семьям с маленькими детьми в одной тесной комнате. Нужно было носить воду из колодца, заготавливать дрова на зиму, топить печь, стирать белье, выносить помои. А еще надо учесть, что туалет был на улице. Так жили многие семьи в небольших комнатах в деревянных многоквартирных домах.
     Летом 1961 года от тяжелой болезни умерла тетя Лида Виноградова. Ее дочери Томке (так называла ее мама) в то время было 14 лет. Ее хотела удочерить тетя Нюра Беляева, но ей не разрешили, потому что двоих детей в то время было одной ей не поднять. Осиротевшую Тамару, поскольку родственников у них не было, отправили в детский дом в г. Кадников. После школы ее направили в училище в город Гаврилов-Ям Ярославской области учиться на ткачиху. Затем судьба забросила ее в Крым, где она живет в настоящее время. Все эти годы мы общаемся с ней. Несколько раз она приезжала на свою родину, на могилку к матери. Мы тоже ездили к ней.  
     Воспоминания о нашем детстве остались самые прекрасные, несмотря на то, что жили все не богато, но были дружными, умели радоваться, помогать друг другу. Вечерами грели самовары, пили чай с сахаром, который раскалывали маленькими специальными щипчиками. Сахар в то время был крепкий крупными кусками. Слушали радио – на стене висела круглая установка, как тарелка. На патефонах крутили пластинки. Стиральных машин не было. Белье стирали вручную на простой стиральной доске хозяйственным мылом, воду грели на печке. Полоскали белье на реке. Выколачивали его вальком, чтобы лучше вышло хозяйственное мыло. Стиральных порошков тогда не было. Зимой вырубали на реке большие проруби и полоскали белье клюшкой, складывали его в корзины или в ванные, на санках привозили домой, оттаивали, а затем выжимали и развешивали сушить на чердаке. Электрические утюги были не у всех, поэтому многие пользовались угольными. Воду приносили из колодцев. Она была очень чистая и вкусная. На каждой улице в поселке было не по одному колодцу. Обеды зимой готовили в русских печках, на плитах, а летом в коридорах на керогазах и примусах. Холодильников не было и в помине. Капусту и щи на зиму солили в больших деревянных бочках. В банках, как сейчас, никакие заготовки не делали. Вот таким мне запомнилось счастливое и беззаботное детство.
Продолжение следует...
Фото из книги Т.К. Громовой.
Опубликовано в газете «Звезда» № 74 от 21 сентября 2021 года и № 81 от 16 октября 2021 года.

Страницы