Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Архив публикаций

Сто десять месяцев войны

15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула Афганистан и тем самым война, длившаяся 10 лет, прекратилась. 
За эти годы советские солдаты приняли участие в свыше 500 военных операциях, навсегда оставив на чужой Афганской земле более 15 000 молодых парней. 15 февраля стал Днем памяти воинов-интернационалистов, которые добровольно или по долгу службы принимали участие в военных конфликтах на территории иностранных государств.
     Мир без войн - такую жизнь обещали людям после окончания Второй мировой войны. Матери думали, что не придется больше провожать своих сыновей на фронт, ждать их живыми или мертвыми, переживать, плакать и надеяться. Люди верили в наступивший мир и покой. Во второй половине 20 века советское государство оказывало помощь всем нуждающимся странам. Такой страной был и Афганистан.
     В декабре 1979 года в страну были введены советские войска только с одной целью: дружественная поддержка по охране государственных границ, а также помощь в остановке вторжения США на территорию Афганистана. Началась новая война для советских людей, многочисленные потери, сломленные судьбы солдат, побывавших в этой ужасной десятилетней войне. В Афганистан отправляли как добровольцев, так и призывников на службу в армии со всех регионов Советского Союза. Шекснинский район также отправил молодых людей на фронт, откуда они вернулись с поломанными судьбами и жгучими воспоминаниями.
     На данный момент в Шекснинском районе проживает более 40 воинов-интернационалистов, которые прошли войну в Республике Афганистан.    
    Шестеро наших земляков награждены боевыми наградами: Орден Красной Звезды имеют ветераны Валерий Александрович Беляев и Владимир Витальевич Гусев; медаль «За боевые заслуги» - Игорь Валентинович Веселов и Альберт Иннокентьевич Редькин. В 2020 году ушел из жизни шестой награжденный, Тимофеев Андрей Александрович, который имел медаль «За отвагу».
    У каждого из них есть своя история жизни во время службы в Афганистане и каждая из этих историй хранит в себе ужасы и боль того времени, забыть которые невозможно даже спустя годы. Я бы хотела поделиться историей своего отца — Владимира Николаевича Лисенкова, который также проходил службу в Афганистане. Он рассказал мне ее в 2019 году на 30-летие вывода советских войск из Афганистана.
    — Меня призвал в армию Шекснинский военкомат в 1982 году 27 сентября. Нас привезли на сборный пункт в город Вологда, а с него мы отправились в Ленинградскую область поселок Саперное. Там нас, как настоящих солдат, помыли, побрили, одели и накормили. После чего всех посадили в машины и отправили в аэропорт Пулково. Из полета я ничего не помню, за исключением стюардессы, которая информировала нас о конечном пункте - Ашхабад, вот тут мы сразу поняли, куда нас отправят. Вместе со мной летели в Ашхабад еще несколько шекснинских ребят: два брата Гусевых - Володя и Саша, Игорь Веселов, Андрей Тимофеев, Юра Прозоров.    
     Когда мы высадились, то увидели туркменов в непривычно длинных теплых халатах, и у нас сразу перехватило дыхание. Мы тогда подумали: ну точно в Афганистан отправят. Наши догадки подтвердились, когда всех погрузили в вагоны и повезли вдоль Иранской границы в город Кушка. Из воспоминаний о поездке осталось только одно: 10-метровый каменный крест к 300-летию царского дома Романовых.
   В Кушке мы сразу попали в «карантин». Он нужен был, чтобы мы адаптировались в новой для нас среде, также выполняли разные поручения. Мне досталась работа на кухне. Честно сказать, было нелегко, особенно найти общий язык с туркменами, потому что они не понимали нашего языка, а мы не понимали их. Помню, как качал соляру для работы плит, на которых готовилась пища. Были случаи, когда я говорил туркменам, что устал и надо бы отдохнуть, а они мне кричали всегда только одно: «Качай! Качай!».
    Через два месяца проживания в «карантинной зоне» новобранцев переправили уже в сам Афганистан. Мой отец попал в 24-ый гвардейский танковый полк в город Шинданд, туда же попал и его друг — Юрий Прозоров, но в другой батальон. Папа стал служить механиком и в первые дни службы ему практически сразу пришлось охранять дорогу, ведущую в кишлак Диларам, который находился неподалеку от Шинданда.
     — Через несколько месяцев меня перевели в отдельный ремонтно-восстановительный батальон,вспоминал он. — Жили мы сначала в палатках, спали на двухъярусных кроватях, а потом сами же себе построили бараки. У нас был походный армейский быт. Кормили нас, как мы её называли, «красной рыбой» — обычная килька в томатном соусе. Для нас это был настоящий деликатес! Из картофельной муки делали пюре на воде. Мяса мы за все годы ни разу не попробовали, потому что его там попросту не было. Ведь кругом песок да одни орехи. Вместо чая мы пили напиток из верблюжьей колючки - «яндачный чай». Он утолял жажду, ведь жить там было невозможно: днем душно и жарко, как в печи, а ночью холодно и темно, как на дне океана. После обеда у нас обычно был отдых, потому что на улице стояла неимоверная жара, можно было даже получить ожог от раскаленного железа.
  За время службы мой отец - Владимир Николаевич принимал участие в четырех боевых операциях по уничтожению банд моджахедов, которые забрасывались в Афганистан из Пакистана и Ирана. Самым длинным, по его воспоминаниям, был рейд к Иранской границе, который длился около месяца. Батальон ремонтировал подбитую в бою бронетехнику, иногда это приходилось делать прямо под обстрелом врага.
   — Нам тогда всем было кому 19, кому 20 лет, — с горечью вспоминал он. — Совсем зеленые. Мои сыновья сейчас старше меня тогдашнего. Многие ребята так навсегда там и остались… Слава богу, меня пуля не нашла. Но помню случай, после которого понял, что моя мама молится за меня. Однажды в одном из боевых рейдов мы с водителем ехали на КАМАЗе по дороге и вдруг оба четко увидели перед собой две огромных пальмы и озеро. Я кричу: «Стой!». Водитель «бьет» по тормозам, машина останавливается как вкопанная, а перед нами на дороге в нескольких метрах зияет яма. Если бы не увидели мираж, наверное, так там бы и остались…
    Да…пуля обошла, зато болезнь – нет.
   -  Сначала была желтуха. Тоже думал, не выживу, - поделился папа тяжелыми воспоминаниями.  - Условий нормальных в госпитале не было, мы втроем лежали на одной койке. Но все обошлось. А в конце службы в 1984 году - брюшной тиф. Тут уже в Союз в госпиталь отправили. Уволен из армии был уже после того, как поправился, в январе 1985 года. И, наконец, в свой день рождения вернулся домой…
   Когда Владимир Николаевич вернулся домой, ему было всего 21 год. Он тогда подумал, раз вернулся живым, то надо продолжать достойно жить. В 1985 году поступил в Ленинградское пожарно-техническое училище, которое окончил в 1987 году в звании лейтенанта. В этом же году он женился и вернулся обратно в Шексну, где устроился на службу в пожарную часть № 17 по охране завода древесных плит. Сначала занимал инспекторскую должность, а позже его повысили до начальника караула. 10 лет он отслужил в 17-ой военизированной пожарной части, а потом перешел инспектором в часть по охране газокомпрессорной. Оттуда в 2000 году в звании капитана ушел на пенсию. В 1986 году приказом Министра внутренних дел награжден медалью «За безупречную службу» 3 степени. Есть юбилейные медали и особенно дорогие сердцу ветерана — медаль «От благодарного афганского народа», значок «Воин – интернационалист», а так же медали к юбилеям вывода советских войск из Афганистана.
    — Думаю, что жил и живу я достойно. Перед памятью ребят, что в Афганистане остались навсегда, не стыдно и не будет стыдно никогда. Я рад, что выжил в той войне, вернулся домой и сейчас имею любящую семью. Но вспоминать об Афгане будет всегда трудно, как и душа будет болеть всегда, - признался он тогда мне.
    3 октября 2020 года моего отца не стало… Я хочу поздравить всех ветеранов Афганистана! Светлая память тем, кто не вернулся и тем, кто ушел из жизни спустя годы!
Елена ЛИСЕНКОВА.
Фото из семейного архива.
Опубликовано в газете «Звезда» № 14 от 23 февраля 2021 года.

Весной распускается природа и особенно ДЕТИ!

Этот эфир на "Шекснинской волне" посвящается детской безопасности.
 Полиция, медики, пожарные и педагоги в доступной форме обратились к подрастающему поколению быть благоразумными и не лезть туда, куда не надо. Надо признать, что призыв более чем актуальный... В районе уже отмечен первый пал травы в районе деревни Тарканово, а в деревне Прогресс сгорело 180 тонн льнотресты вместе с ангаром и вряд ли к этому причастны пенсионеры - по ряду признаков наши детки приложили к этому руку... Если социально ответственные родители готовы провести в кругу семьи разъяснительную работу, то этот эфир будет им в помощь (посмотреть можно на любой из наших площадок в сети Интернет). Рассуждали на тему безопасности в нашей студии две ученицы 2-го класса: Таисия Соловьева и Мария Марова.

Раздел видео

Страницы