Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Архив публикаций

8 ФОТО. В деревне Малинуха огонь уничтожил жилой дом. Семье требуется помощь!

12 марта, в 2 часа 16 минут, на пульт диспетчера поступило  сообщение о пожаре. Загорание произошло в жилом доме в деревне Малинуха Чуровского сельского поселения.
     К приезду пожарных дом 2010 года постройки, размером 6 на 15 метров, был полностью охвачен огнем. На тушении работали два расчета из Шексны, но дом спасти не удалось.
     В результате пожара здание полностью уничтожено огнем, сгорело все имущество, документы. Без крыши над головой осталась пожилая пара - супруги Цветковы. Мужчина получил ожоги первой и второй степени.
     Уважаемые шекснинцы, обращаемся к вам: погорельцы нуждаются в вашей помощи. Нужны женские вещи 48-50 размера, обувь - 39-40 р.; мужские: одежда - размер 50,обувь -  40 р. Если вы можете помочь материально, можно перевести денежные средства на карту 639002129006565345, номер телефона:  8-951-740-10-43, держатель Ирина Александровна О.(дочка пострадавших). Давайте не останемся равнодушными!
 Юлия ЧУКАНОВА.
Фото и информация предоставлены ПСЧ-16.

Синоптики предупреждают: в субботу шекснинцев ждут метель, мокрый снег и гололед

По данным Вологодского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 16.00 12 марта до 21.00 13 марта ожидаются небольшие и умеренные осадки в виде снега, мокрого снега и дождя, местами усиление ветра при порывах до 15-18 м/с, метель. В утренние и дневные часы в отдельных районах на западе области ожидается гололед.
     В связи со сложившейся метеорологической обстановкой на территории области прогнозируется вероятность возникновения ЧС, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, нарушением функционирования дорожно-коммунальных служб, увеличением количества ДТП, заторов на трассах федерального, регионального и местного значения, ограничения при проведении аварийно-восстановительных работ, нарушение жизнеобеспечения населения, возможны обрушения слабоукрепленных, широкоформатных и ветхих конструкций, повреждение кровли жилых домов различной этажности, падение деревьев со слабой корневой системой.
Информация предоставлена ЕДДС Шекснинского района.
Фото сети Интернет.

Кадастровая палата рассказала о создании единого реестра недвижимости на Вологодчине

Ежегодно во второе воскресенье марта в России отмечается День работников геодезии и картографии, установленный Указом Президента  Российской Федерации 11 ноября 2000 года.
В 2021 году этот праздник отмечается 14 марта. К этой праздничной дате в Кадастровой палате вспомнили историю создания Единого государственного реестра недвижимости в Вологодской области.
      О первом выпуске инженеров по специальности «Городской кадастр» Вологодского государственного технического университета, создании государственного реестра недвижимости в Вологодской области и первом учтенном объекте в регионе рассказала заместитель директора Кадастровой палаты по Вологодской области Елена Богомазова.
      Елена Владимировна работает в сфере кадастрового учета уже более 20 лет, с 2003 г. является заместителем директора Кадастровой палаты, а также имеет различные ведомственные награды и поощрения.
      В 1995 Елена Богомазова поступила в Вологодский государственный технический университет на совершенно новую специальность «Городской кадастр». Стоит отметить, что до этого на территории региона подобных специалистов не готовили. Учебный план охватывал широкий спектр дисциплин: от картографии и прикладной геодезии до экономической оценки недвижимости и охраны городских земель.
      «Это была такая универсальная специальность – мы получали знания из разных областей: геодезия, налоги, землеустройство, городское хозяйство, строительство и даже статистика. Хорошо помню одну нашу практику в Вологде на старом Горбачевском кладбище – довольно мрачное место. Там мы собирали статистическую информацию о продолжительности жизни, численности мужского и женского населения», вспоминает Елена Богомазова.
      В 2000 г. был первый выпуск пилотной специальности «Городской кадастр», выпускники которой пополняют ряды Кадастровой палаты, Росреестра, местных администраций, кадастровых инженеров, геодезистов и другие.
      В сентябре 2000 г. Елена принята на работу в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области на должность инженера II категории отдела государственного земельного кадастра. Она стала первым сотрудником производственного отдела недавно созданного учреждения.
Это была совершенно новая работа, новые принципы учета недвижимости, все создавалось буквально с нуля.
      «Мы начали работу с чистой электронной карты, на которой не было ничего. Пришлось поменять сам принцип учета: если раньше учитывали земли, то сейчас  – это объекты недвижимости. Само понятие земельного участка было новым для всех», – говорит Елена.
      Главная сложность состояла в отсутствии нормативной базы. Даже в Земельном кодексе, принятом в 2001 г., отсутствовали многие важные принципы, например, способы образования земельных участков. Политика Роснедвижимости в масштабах страны до специалистов на местах доводилась на обучениях.
        «Первоочередной задачей стало определить кадастровое деление области, понять, как формировать кварталы, где будут проходить их границы и многие другие вопросы. В то время кипели жаркие споры и с подрядчиками, и с Комитетом по земельным отношениям и землеустройству, но нам удалось отстоять свою позицию. Тогда было решено, что кварталы должны быть сформированы на всей территории области, независимо от категории земель, а их границы будут проходить по неизменным объектам: дорогам, рекам и т.п.».
      После утверждения кадастрового деления пришло время создания реестра объектов недвижимости. Учет первого объекта недвижимости в новом реестре – исторический момент.
      «Я помню этот день – 31 мая 2001 г. От директора поступило поручение – провести учет 10 земельных участков. Я пришла в Комитет по земельным отношениям и землеустройству Вологодского района (на тот момент он занимался приемом документов). Принесли первое земельное дело – это был участок в Вологодском районе в д. Емельяново. Именно он и стал первым объектом недвижимости, учтенным на территории Вологодской области».
      На сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости по Вологодской области содержится более 750 тыс. земельных участков, 940 тыс. объектов капитального строительства, 19 тыс. объектов реестра границ.
      «За 20 лет работы очень многого удалось достичь: это и переход на единую систему координат области, централизованный учет земельных участков по всему региону, начало учета объектов капитального строительства, сопоставление с базой Федеральной налоговой службы, объединение баз данных Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав. И это далеко не все. За такими масштабными изменениями стоят, в первую очередь, люди и многие часы работы допоздна», резюмирует Елена Богомазова
Пресс-служба Кадастровой палаты по Вологодской области.
 

Кто матрешку разбирал – тот Вселенную познал или как от русской печки дойти до Млечного Пути

Сегодня мы продолжаем беседу с шекснинским краеведом Э.В. Барановой о традициях деревянного домостроения, начатую в  № 3 от 16 января 2021 года.
Эмма Валентиновна рассказывает о внутреннем устройстве деревенской избы, символизме и тайных смыслах русского зодчества. Вы узнаете, какую избу называли «непряхой», почему дальний от входа угол в избе называется передним, что означает выражение «поклониться родному порогу» и многое другое.
     - Эмма Валентиновна, расскажите подробнее о традициях планировки внутри избы.
     - Планировка северной избы имела четкое деление на четыре кута – угла, которые определяют каждому в семье и гостям его место, по их статусу и роду деятельности.
     Обычно справа от входа располагалась печь. Избу с печью по левую сторону женщины называли «непряхой», потому как печь мешала прясть у светлого окна. У входа под полатями был расположен мужской кут. За матицей (так называется балка, на которую настилали пол или потолок) начинался передний или Красный угол. Рядом с печью - бабий кут, мужчине туда ходу не было.
     К печному столбу сходятся полки-воронцы (пирожный и полатный брусья), которые и разделяют избу на четыре части. На уровне шестка к столбу прилегает коник — резная доска, вертикально врезанная в столб. Но в некоторых северных избах этот резной коник ставился на печной столб и он упирался в матицу.
Символ коня всегда присутствовал в убранстве дома. Коники ставились в наиболее ответственных местах, там, где требовалась особая защита: около двери, рядом с печью, по сторонам божницы, по углам кровати и люльки. В виде коня вырезали скобкари, детские игрушки; коней вышивали на полотенцах и одежде, расписывали на прялках.
     Печной коник сопровождали солярные розетки и кресты. У печного столба с коником благословляли молодых, шептали заговоры, рекруты прощались с родным домом.
     - Получается, что в избе было два центра - печной столб и красный угол, а который из них главнее?
    - Есть два похожих по смыслу слова: «главный» и «основной». У человека главный духовный центр управления находится в голове, а жизнеобеспечение осуществляется в туловище. Как через пуповину продолжается кровное родство, так и в избе родовой столб-дед является основой «домашнего бытия». Но духовное управление жизнью человек связывает со Святым углом.
     В дохристианских верованиях тоже два управителя: Род и Велес. Считалось, что миром правит Властитель-Велес, потому и в миру правление называли «волосное». А за род людской отвечал земной бог Род – Прародитель. Поэтому человек традиции кланялся в Святой угол, признавая над собой высшие духовные законы, и опыт предков уважал, почитал их в образе родового столба. Человек традиции считал себя частью огромного рода, связывающего небеса и землю.
     Так и в одежде основу составляет материальная ткань, но обережную силу ей придают сакральные орнаменты, нанесенные на полотно.
      В праздничных коллективных трапезах «кормление родителей» происходило в Дедовскую (Дмитриевскую) субботу осенью и на Красную горку 1 мая. Велесовы святки соотносились с днями солнцестояний и посвящались Богу. В Вологодской губернии кричали Морозка с улицы и звали за стол в Васильев вечер (под Новый год).
     - А почему в избе дальний от входа угол называется передним?
     - Передняя часть избы как бы является ее внутренним лицом. Поэтому здесь и располагался духовный центр. В Красный угол обращал взор каждый, кто входил в дверь. Угол указывал на красную светлую Божью сторону. Говорят: «Первый поклон Богу, второй хозяевам, третий людям». На Вологодчине Красный кут называли еще Божий угол, крёсный, сутьный, то есть истинный.
     В углу подвешивали на нить птицу Паву, сделанную из соломы, или во время уборки урожая последний сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в святом углу, как оберег от бед на целый год. Семя заключает в себе будущую жизнь, поэтому считалось, что в снопе присутствует дух Велеса-Властителя.
     В угол крепилась резная полка – божница, куда раньше вместо икон ставили деревянное изображение Домового (Чура), куклы – обереги, пасхальное яйцо, веточки вербы, иногда домашние реликвии, важные документы. Лампада не ставилась, а подвешивалась, и в праздники  в углу светился огонек.
      «Под святыми» решались все важные дела, а в праздники сидели почетные гости. За общим столом собиралась на трапезу вся семья, а под образами имел право сидеть только хозяин. «Дом хозяйку ждет, а хозяйка хозяина». Стол называли «ладонью Бога» и даже в бедной семье покрывали скатертью и ставили хлеб-соль.
     - Рядом с печным столбом в старых домах есть странная пристройка под названием голбец. Почему он так называется?    
     - Сбоку от печи находится дощатая пристройка-голбец, через которую идет вход в подполье. Бывает, что в полу сделана дверца в подпол, она тоже называется голбец. Печной голбец украшали росписью. По народным поверьям, это место духа-предка, там жил домовой. Так голбец в сакральном смысле связывал мир живых с миром предков.
     Неслучайно и совпадение названий: голбец припечный и старообрядческий намогильный столбик-голубец. Если точнее, голубцом называлась сама крыша над могильным столбом или символическим домиком над могилой.
     Небольшой карниз над нишей или входом в церковь тоже назывался голубец. Подобные элементы в виде наличника, часто с фронтоном, над окном или дверью не редко встречаются в домостроении.
     Что связывает все эти голубцы-голбцы? Связь в том, что все они расположены в пограничной переходной зоне, это как бы духовные ворота для перехода. 
     - Эмма Валентиновна, Вы говорили, что мир устроен по принципу вложения, как матрешка. При строительстве дома эти границы перехода еще как-то отражаются?
     - В традиционной культуре вертикальная модель пространства мира троична, а горизонтальное построение организуется четверкой. Человек традиции четко отделял «тот свет» – верхний горний мир душ и «этот белый свет» - жилой явленый мир, а также, нижний - навий мир ушедших душ.
     Снаружи дома эти три яруса отделялись пограничными поясами с обережной символикой. Под карнизом фронтона помещали резные подзоры, а под окнами крепили широкие резные пояса или устраивали галереи.
    На одном из домов в деревне Камешник такой резной фриз, напоминающий ажурную ленту мерного кружева, опоясывает весь дом. На каргопольских  домах нередко в голубце верхней «горней» части дома нарисованы звезды.
     Тело человека тоже имеет три яруса, разделенные поясами: верх-голова отделена от середки-тулова плечевым поясом - раменами, а поясницей отделяется низ.
     Так же и костюм человека не мыслился без пояса, а горловина рубахи выделялась обережной вышивкой и тоже завязывалась.
     Слово по-яс - от корня «яс», что значит закон, правопорядок, канон. По-ясу – значит по закону. Стражника на входе в старину называли ясак, а собирание подати называли ясачный сбор, то есть положенное по закону.
     Пояс сопровождал человека от рождения до кончины. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Поклониться в пояс значит проявить уважение. Пояс символизирует целомудрие, умеренность и самоограничение.
     Если человек вел себя распущенно, не сдержанно, а значит не по закону, то он сам себя этим бесчестил. Такого называли нечестивым или распоясанным.
     С арестованного всегда снимают ремень. Распоясать человека, значит, лишить его чести. При гадании пояс тоже снимали, ведь вели себя не по закону, потому что обращались к закрытой информации из иного мира.
     Так же по поясу можно было узнать местность, откуда человек родом, его статус и профессию, семейное положение, уровень его духовного развития и многое другое. На поясе носили кошелек, нож, ключи. Женщины носили на поясе «лакомки» - специальный карман для сладостей.
     - Так в чем же сакральный смысл пояса в одежде?
     - В круге жизни человек проходит три рубежных перехода: рождение, свадьба и смерть, и все они сопровождаются похожими переходными ритуалами.
     Пояс несет две противоположные функции: отделяет и соединяет. С одной стороны пояс обозначает границу, край, перемену. И как любая перемена - это переход из «своего» пространства в «чужое» или в иное качество, что не привычно и опасно. Изменение требует сил и мужества отказаться от старого и создать новое.
     С другой стороны, пояс олицетворяет путь, непрерывное движение во времени и в пространстве. Он ритуально связывает людей родовыми узами. Родственник, в старорусском языке - вервник – тот, кто связан кровным родством, вервью.
     После имянаречения новорожденному надевают первый поясок, чтобы отделить от старого места и связать с новой семьей. В свадебных обрядах пояс ритуально отделяет от прежней жизни и связывает с новой семейной жизнью. Молодых по традиции связывают свадебным кушаком или полотенцем. В похоронной традиции тоже присутствует пояс: душа расстается с родными и уходит в «иную жизнь», на «новое место». Ушедшего поминают на сороковой день и роженице разрешали посещать церковь только через сорок дней. Так вращается цикл: завершается одна жизнь, и начинается новая.
     По сути любой цикл похож на связанный пояс. Поэтому человек традиции всегда носил обережный пояс.
     - А внутри избы как-то прослеживаются эти пограничные пояса?
     - Внутри избы границами служат пол и потолок с матицами и порогами.
Настил досок с матицей отделял внутреннее жилое пространство дома от нежилой нижней или верхней части здания. В избе толстая потолочная матица также обозначала черту, отделявшую семью от мирского общества. В избу через порог мог зайти любой мирской человек, но если его в семье не знали, за границу матицы, то есть в передний угол, проходить без приглашения было не принято.
     Жилую часть избы от нежилых сеней отделял порог. С порогом связано много разных примет и обрядов: через порог не здороваются, не беседуют, ничего не подают. Считалось, что порог - место обитания родовых духов. «Поклониться родному порогу» значит дать обещание хранить честь и память предков.
     Особенно четко традиция прослеживалась в обустройстве избы по-черному. Дольше всего эти курные избы сохранялись в старообрядческой среде.  В таком «высоком» доме, как бы устремленном в небо своей коньковой крышей, четко отделялись три яруса: нижний – хозяйственный подклет; средний – жилая изба и верхний – летняя горница или вышка.
     В описании деревень Чуровского прихода за 1866 год говорится, что белые избы в приходе составляют только пятую часть. Последние курные избы были перестроены под топку «по-белому» в 1950-е годы. Мой прадед разобрал курную избу в 1930-х годах. Курные избы можно посмотреть в музеях деревянного зодчества в Семенкове под Вологдой, в Малых Карелах.
     Под одной крышей такого дома жили семьи нескольких поколений.  Но с окончательным распадом сельской общины, особенно после реформы 1861 года, поменялся уклад жизни северного крестьянина и курные избы стали уходить в прошлое. Государственные подати сменились с общинных на дворовые, затем на подушные. Изменение хозяйственных потребностей и духовных устоев со временем отразилось на конструкции и облике жилища крестьянина. Если раньше мастера рубили «как мера и красота скажут», соблюдая правила «золотого сечения» и понимая сакральную символику, то сегодня утрачены традиции древнего построения.
     Изба уменьшилась в размерах. У печи появился дымоход и расстроился особый порядок планировки, который был связан с топкой «по-чёрному». Единое пространство избы стали разделять заборками на комнаты. Увеличились окна, ниже стал потолок. Бревенчатое чело избы заменили досками, а тяжелый охлупень с курицами-слегами – облегченными стропилами.
     - Эмма Валентиновна, логично проследить, как пограничные пояса прослеживаются за порогом дома?
     - Существует много ритуалов и заговоров для охраны границ жилища. Перед входом в новую избу хозяйка обходила ее и совершала приговор: «Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил,
 ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал».
     Подворье отделялось от улицы забором с добротными воротами и калиткой с обережной символикой. По богато украшенным воротам судили о достатке хозяина дома.
     Но на Севере люди много веков, живя в сельской местности, не имели таких личных усадеб с огородами, как сейчас. Зато  вокруг деревни ставили общий осек (изгородь) с большим отводом. И обережные обряды совершались вокруг всего селения. Над отводом изгороди устанавливали навес в виде голубца. У этих ворот провожали родных в дальнюю дорогу и ждали возвращения.
     В памяти старожилов деревни Нифантово сохранилось название места, где со стороны реки был когда-то въезд в деревню - «Печищный отвод».
    Общественное место поклонения тоже обязательно огораживалось, как пограничье между мирским и небесным пространством. Сотни сел на Руси носят названия «Городище», «Городня», «Городок». Деревня Городище стояла на слиянии реки Ковжы с Шексной до затопления водохранилища. Городищами называли святые приходские места, где совершались свадьбы, венчания и другие обряды. Они действительно были как-то огорожены от окружающей территории, но главный смысл был в сакральном выделении особого места.
   В городе святое место отделялось от посадов кремлевской стеной со въездными воротами. Долгое время умерших людей не хоронили, а кремировали именно на территории кремля. Поэтому нет кладбищ с захоронениями древнее 17 века.
   Границами княжеств или государств служили засечные линии с крепостями, чаще проходящие по естественным рубежам: рекам, возвышенностям, водоразделам.      
     Уральские горы раньше назывались Каменный пояс. Даже на небе, как у человека, в созвездии Ориона выделяется пояс Ориона. И в звездную ночь каждый может любоваться Млечным Путем, опоясывающем Вселенную.
Алексей ДОЛГОВ.
Опубликовано в газете «Звезда» № 5 от 23 января 2021 года.
Фото предоставила Э.В. Баранова.
 

Страницы