Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Архив публикаций

Не превращайте посёлок в помойку

Ежегодно около ДЮСШ образуется свалка. Чего только здесь нет – и гнилые яблоки, и капустные листья, сухие ветки, а также прочий хлам. Пёструю гору различного мусора видно издалека.
 
     -  Помойку посреди посёлка устроили жители ближайших к ней домов, - сетует Л.А. Соколова, главный специалист по благоустройству городского поселения посёлок Шексна. – Мы несколько раз просили недобросовестных граждан убрать мусор, недавно выписали им предупреждение о том, чтобы они ликвидировали свалку, однако реакции от них пока никакой не последовало. Не раз просили их навести порядок и работники районного Дома культуры, но всё безрезультатно. Уважаемые! Уберите помойку, которая портит внешний вид посёлка. В конце концов, рядом с ней находятся детские учреждения.
     -  Аналогичная ситуация складывается на Полевой улице, около детского сада «Зоренька». Там контейнерная площадка и территория вокруг неё постоянно завалена всяким хламом: от пищевых отходов до ботвы и сухих веток. Откуда мусор? Здесь он появляется  благодаря жителям ближайших улиц – Искра, Ленина, Полевой. Причём люди почему-то взяли моду носить на контейнер огородный мусор, который можно закопать в компостную яму. Еженедельно мы увозим отсюда восьмикубовый (!) контейнер разного хлама. Интересно, научится ли народ когда-нибудь выносить бытовые отходы в закрытых пакетах, чтобы его не разносило ветром? Граждане! Не бросайте мусор где попало. Может быть, вам приятно жить в грязи, но подумайте о других людях – рядом больница, детское учреждение! Оглянитесь! Что вы делаете?!
Надежда ЧИСТЯКОВА.
Ключевые слова: 
Авторы: 

Как в России переписывают историю

Не найдя культурный слой, археологи «омолодили» Белозерск на 100 лет
     Город Белозерск Вологодской области расположился на южном берегу Белого озера. Озера, которое так легко принять за море, с его тяжёлыми волнами, увенчанными пенистыми гребнями, которые гулко ударяются о берег и с шумом накатываются на песок.Возможно, первые поселенцы, пришедшие сюда в составе княжеской дружины, подумали, что открыли выход к новому морю. Это сейчас, когда все водные запасы мира детально описаны, мы знаем, что Белое озеро является седьмым по величине в Европе и одним из крупнейших в России.
     Впервые, населенный пункт Белоозеро, так город назывался до 1777 года, был упомянут в летописном своде «Повесть временных лет». Шел 862 год. Кровавые усобицы среди северо-западных славян, когда «встал род на род», побудили их обратиться за помощью за море – к варягам: «Приходите княжить и владеть нами». «И избрались трое братьев со своими родами ... и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске». Именно на эти строчки летописи ориентировались историки в датировке основания города. Однако за два года до празднования 1150-летия Белозерска, официально старейшего города Вологодчины, археологи поставили под сомнение возраст населенного пункта. Кроме того, археологи негласно заявили – любое археологическое исследование ставит под сомнение летописные факты.
     В Белозерский район ученые пришли достаточно давно – еще в середине XX века. Именно тогда возникли первые споры относительно даты основания города – в ходе раскопок не был обнаружен культурный слой IX века. И вот, за два года до громкого юбилея, который бы совпадал с празднованием Дня русской государственности, было принято решение об «омоложении» города на сто лет. Сказать, что это вызвало возмущение белозерцев – не сказать ничего. Тут и чувство патриотизма, и гордость, что их город самый старый на вологодчине и недоумение – ведь традиция празднования Дня города Белозерска имеет более чем сорокалетнюю историю. «Почему современники решились на это без каких-либо колебаний и сомнений? И как теперь быть – учебники переписывать?», - вопрошают горожане.
     Здесь стоит отметить, что по мере того, как Белозерск взрослел, он менял свое местоположение на озере. В X веке город располагался на южном берегу возле истока реки Шексны, вытекающей из озера. В 1352 году эпидемия чумы уничтожила почти всё население Белоозера, и город сменил свое положение – его перенесли на 17 километров к западу, туда, где он находится и сегодня. В 1810 году Белое озеро и сам город стали частью Волго-Балтийского водного пути. В 1965 году на Шексне была сооружена плотина, в результате чего уровень воды в реке поднялся, а верхнее течение и исток Шексны оказались затоплены.
     Мы связались с главой города Александром Шолениновым. Летом этого года он поздравлял горожан с 1148-летием Белозерска, то есть без оглядки на указ президента, который предполагал празднование 1048-летия. Кроме того, в ранних интервью Александр Леонидович заявлял, что всеми силами будет бороться за потерянные сто лет, и работа в этом направлении уже ведется.
     «СП»: - Александр Леонидович, в Белозерске не нашли культурного слоя, который бы подтверждал, что город был основан в 862 году…
     -  Дело в том, что раскопки проводились уже после создания Волго-Балтийского пути. А старый Белозерск находился как раз в том месте, которое оказалось затоплено в результате сооружения водной системы. Место это – устье реки Шексны, где в настоящее время из воды поднимается полуразрушенная церковь. Для более удобного судоходства дно реки также углубляли, для чего срыли часть земли и вывезли. То есть теперь тот культурный слой восстановить вообще невозможно. Также есть сохранившаяся часть старого Белозерска, но она затоплена водой, под которой раскопки никто не проводил. Поэтому я считаю, утверждать, что не был обнаружен слой IX – не совсем логично.
     «СП»: - Зачем кому-то потребовалась переписывать историю города?
    - Это был указ президента о праздновании юбилея, заключение на обоснованность которого давали археологи. Если бы это были историки, они бы сослались на «Повесть временных лет», и проблем не возникло. Но в принципе, что рознит IX и X непонятно. Со всей этой ситуацией мы совершенно не согласны, и поэтому в рамках юбилея города в 2012 году запланирована научная конференция. Нам предлагают свою помощь Ленинградская академия наук, Санкт-Петербургский университет. Соглашаться с тем, что у Белозерска так просто оттяпали сто лет, мы не собираемся. Будем бороться.
     «СП»: - А почему город стал моложе именно на сто лет, а не 80 или 99?
     -  Юбилей городу решили оставить, поэтому сто лет.
     «СП»: - Вы в этом году поздравляли горожан с 1148-летием. Пока все остается по-старому?
     -  Да, и на следующий год будем отмечать 1149 лет.
     Благодаря отдаленному положению край избежал татаро-монгольского разорения XIII века. Более того, образовалось самостоятельное Белозерское княжество, просуществовавшее полтора столетия, которым правили князья Белозерские.
     Узнав точку зрения главы города, мы связались с директором Института археологии РАН Макаровым Николаем Андреевичем, который возглавлял раскопки в Белозерском районе.
     «СП»: - Николай Андреевич, не могли бы вы прокомментировать ситуацию с Белозерском, почему город стал моложе на сто лет?
     -  Это серьезная тема, не телефонный разговор, тем более есть люди, которые сейчас специально занимаются Белозерском – мой ученик Сергей Дмитриевич Захаров. Вообще, Белозерск является одним из самых хорошо изученных городов Северо-Восточной Руси. Институт археологии занимается им очень давно.
     Если говорить о дате его возникновения, это серьезный разговор. В настоящее время рождается много инсинуаций, как всегда есть обиженные люди. Институт археологии очень много сделал для изучения Белозерского края, это были федеральные деньги, на которые он изучался в самые сложные десятилетия, собраны отличные коллекции. А теперь нас еще и критикуют за то, что мы омолодили историю города. Но что делать, наука она объективна, ее ценность в том, что это достоверные и точные сведения.
      Торговые ряды свидетельствуют о бурной жизни города в прошлом. Сюда регулярно приходили на торговлю из крупнейших московских и верхневолжских монастырей, товары привозили купцы из Тверского княжества, из Новгорода.

     «СП»: - На праздновании дня города в середине июля глава Белозерска поздравил всех жителей с 1148-летием…
     -  Ну что делать (смеется)… Ранний культурный слой в самом городе относится к XII веку, более раннего слоя там нет. В самой летописи упоминается не Белозерск, а Белоозеро, а это два разных географических названия. Есть много нюансов, а вообще оттого, что история города несколько моложе, это не значит, что она хуже или город менее значим в русской истории.
     И действительно, например, жители города одними из первых откликнулись на призыв московского князя Дмитрия Донского дать отпор Мамаю. Белозерская дружина почти полностью погибла в Куликовской битве.
     Белозерский обводной канал. Его строительство, завершенное в 1846 году, оживило жизнь провинциального города, на которой губительно сказалось перенесение в XVIII веке торговых путей на Балтику. Судоходству по Белому озеру препятствовали сильные супротивные ветры, но с проведением канала оно органично вписалось в Волго-Балтийский водный путь.
     И все-таки, чтобы расставить все точки над «i», мы решили поговорить с Сергеем Дмитриевичем Захаровым – старшим научным сотрудником Института археологии РАН, который защитил кандидатскую диссертацию по Белоозеру, выпустил книгу о городе и посвятил 12 лет свой жизни полевым работам в Белозерском районе.
     «СП»: - Сергей Дмитриевич, почему город стал моложе на сто лет?
     -  Единственное подтверждение тому, что город был основан в 862 году – это этнографическое введение в «Повесть временных лет», которая была написана Нестором в начале XII века. Это произведение достаточно авторское и даты в ней весьма условные. И распределяются они очень любопытным образом – на один год сводятся все события истории, а потом идет огромный пробел. 862 год – это условная дата отсчета российской истории, вычисленная Нестором на основе логических рассуждений. В ситуации Белозерска оказывается и ряд других российских городов, где летописная дата основания не совпадает с археологическим материалом.   Среди таких городов: Ростов Великий и Новгород (первое упоминание 859 год, по археологическим данным город появился в 30-ые годы X века – СП).
      Земляные валы не спасли город от разорения поляками в 1612 году. Однако они сегодня, хоть и осыпавшиеся, но достигающие высоты 20 метров, зримо воплощают былую мощь и величие Белозерска.
    «СП»: - Когда в Белозерск пришли археологи?
     -  В городе в 50-60-е годы велись крупномасштабные раскопки, в ходе которых были изучены наиболее перспективные участки для возникновения самых ранних культурных слоев. Этими работами руководила Л.А. Голубева. Тут важно понимать, что каждому археологу хочется, чтобы исследуемый им памятник оказался как можно древнее. Так было и с Голубевой, однако все наслоения в Белозерске она строго датировала серединой X века. С тех пор были продолжены исследования старого города. К сожалению, в настоящее время большая часть города затоплена водами Шексны из-за сооружения Волгобалта. Однако рассуждения местных жителей о том, что старая часть города затоплена, и пока она не исследована рано делать выводы – эти разговоры с точки зрения археологии наивны и смешны. Считать, что древнейшая часть Белоозера затоплена некорректно со всех точек зрения. Во-первых, это противоречит логике развития любых поселений, а во-вторых, прибрежная часть города достаточно хорошо исследована раскопками.
     Внутри крепости, по периметру валов, можно и сейчас увидеть искусственные водоемы, вода из которых применялась для тушения деревянных построек крепости.
     Если подойти к вопросу освоения какой-то местности логически, первоначально люди для элементарного удобства селятся на самой высшей точке. Занимается высшая часть, которая потом укрепляется валами, рвами. К примеру, Москва возникает на холмах. Та же история и с Белоозером – изначально поселение возникает на двух самых высоких точках, а уже после город стал разрастаться и занимать низинные участки, в том числе и те, которые затоплены сейчас. Проведенное дендрохронологическое исследование – датирование по годичным кольцам, это подтверждает.
     «СП»: - То есть тот участок, который оказался затоплен, успели все-таки исследовать?
     -  Он исследован частично. Та прибрежная часть, которая сейчас затоплена, согласно раскопкам, ее освоение начинается лишь в XII веке. В настоящее время под водой сохраняется культурный слой, но сейчас там производство нормальных работ невозможно. Для этого нужны какие-то безумные финансовые затраты. Главное, его сейчас сохранять, поэтому там создается заповедник Белоозеро. Но возвращаясь к датировке города, уже после работ Голубевой, нами был обнаружен и исследован некрополь Белоозера – могильник города. И все данные, которые мы имеем на сегодняшний день, свидетельствуют о том, что первое поселение на месте будущего города возникает в период с 30-х по 60-е годы X века. Потому что реальный городской статус Белоозера подтверждается летописно только 1071 годом, когда туда приходит Ян Вышатич (киевский тысяцкий, собиравший дань на Ростовской земле и подавивший восстание волхвов на Белом озере – СП).
     «СП»: - Не связано ли «омоложение» города с грядущим Днем государственности – в этом случае юбилеи Белозерска и Руси совпали?
     -  Эти юбилеи и сейчас совпадают. Дело в том, что Белоозеро в русской истории – это не только город, но это еще и само озеро, и регион. Если рассматривать именно район Белого озера, то первые поселения здесь как раз возникают в середине IX века, в частности известное поселение Крутик. То есть Белоозеру, как области, будет именно 1150 лет.
     «СП»: - Жители города в своем большинстве не согласны с точкой зрения археологов…
     -  Существует, безусловно, патриотизм, который надо приветствовать. Никто не умаляет роль Белоозера в русской истории. Но, думаю, для главы города сто лет - это скорее вопрос престижа. А здесь мы возвращаемся к исторической действительности и перестаем компостировать мозг людям, что их город древнее всех на свете. Людям надо говорить правду. И та дата, которая сейчас висит на валу «Белозерску 1147», - это единственное зримое доказательство раннего основания города.
     Напоследок, чтобы узнать точку зрения местных краеведов, а в их лице и точку зрения местных жителей, мы решили позвонить в Белозерский областной краеведческий музей. С нами согласилась поговорить младший научный сотрудник музея Александра Леонидовна Жуковская:
     «СП»: - Почему решение об «омоложении» города принято именно в этом году?
     -  В настоящее время археология занимает очень сильные позиции, и все летописные данные стараются подтвердить находками. Иногда даже получается, что город древнее, чем первое упоминание, у нас, к сожалению, наоборот.
     «СП»: - К сожалению?
     -  Конечно, приятно осознавать, что мы самый древний город Вологодской области, и сто лет не хотелось бы терять.
     «СП»: - Тогда о каком населенном пункте идет речь в «Повести временных лет», где упоминается Белоозеро?
     -  Скорее всего, о нашем, возможно, здесь имеется ввиду не населенный пункт или город, а историческая область, регион.
     «СП»: - Летом этого года глава города поздравлял всех жителей с 1148-летием…
     -  Населения Белозерска около 11 тысяч человек, и все любят и знают историю города. Сразу преломлять сознание горожан, что город стал моложе на сто лет, будет сложно. Поэтому было принято решение, что через два года область будет отмечать 1150-летие, а сам город 1050-летие. Если бы это объявили в этом году, что городу 1048 лет, у многих горожан это бы вызвало недоумение и шок.
     «СП»: - А вы сами, как житель города, через два года будете отмечать какую дату?
     -  1150-летие. Мало ли, поднимался уровень воды в озере, какие-то поселения могли уйти под воду. Потом, может быть, просто не нашли  или не там искали, по-разному бывает. Может лет через пять, нам эти сто лет вернут обратно, уже официально.
Денис КУЗЬМИН.
www.svpressa.ru
Авторы: 

Следы примерного усердия

110 лет назад в деревне Плешаково семидесятилетний старец самостоятельно построил храм. Мы разыскали «останки» былого великолепия.

     В «Звезде» от 5 августа в статье «За веру и правду пострадавшие» мы рассказывали о священнике Иоанне Белоликове, с 1896 по 1911 год служившего в Чуровском храме. Отец Иоанн не только проповедовал слово Божие, но отметился и на журналистской ниве, написав несколько статей в газету «Новгородские Епархиальные Ведомости». Так, в номере четвертом за 1902 год была опубликована его заметка «Примерное усердие к храму Божию», в которой священник рассказал о пожилом крестьянине деревни Плешаково, который вместе со своим сыном построил в деревне большой храм. Осталось ли что-нибудь от него? Прочитав статью отца Иоанна о событиях, происходивших в чуровских краях на рубеже XIX-XX веков, нам захотелось отправиться на поиски старинного храма.    

Примерное усердие к храму Божию

     «Прошедший 1901 год в жизни Чуровского прихода, Череповецкаго уезда, ознаменован редким событием. Разумеем окончание постройки храма в дер. Плешакове. Ныне часто слышим о создании храмов Божиих. Но устройство Плешаковского храма выходит из ряда тем, что труды по его созданию вынес с честию один старец не богатый материально, но сильный духом, верою и благочестием и необыкновенным усердием и энергией в деле.
     Храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста деревянный небольшой – вместимостью рассчитан на 300 человек; создан исключительно усердием крестьянина дер. Плешакова Василия Осиповича Шубы с помощью сына Ивана. Человек он неграмотный, всю жизнь ведал только соху и топор (по профессии плотник), никогда не думал сделать что-либо особенное. Его занятием было строить один дом за другим для соседей. Ранее у него под окном была устроена часовня в память Чудеснаго Спасения Августейшей Семьи Царской 17 октября 1888 г. Но эта часовня за маловместимостью не удовлетворяла его. И вот, когда в 1896 г. в память св. Коронования Их Императорских Величеств волостным сходом постановлено было открыть в Починковской волости 12 школ грамоты, у Шубы явилась мысль бесплатно устроить под одну из таких школ помещение – часовню школу.
     Работа закипела: сам Шуба с сыном рубил лес, на своих плечах его вывозил и сам опять сложил в дом до последнего бревна. Когда здание по утвержденному плану было готово, священник указал Шубе, что в этом доме мог бы быть и храм Божий. Эта мысль сначала устрашила Шубу и показалась неосуществимой; но все-таки он с кротостию, смиренно стал просить ходатайства о разрешении обратить часовню в храм. По получении разрешения, быстро прирубили колокольню, устроили иконостас, престол и 17 июня собором священнослужителей св. храм был освящен местным о. Благочинным. Освящение храма привлекло массу молящихся, несмотря на то, что оповещение совершалось только в храмах за богослужением. По обычаю, накануне отправлено было всенощное бдение. Утром 17 июня в 5 часов утра из Чуровского храма двинулся крестный ход с местными св. иконами и св. Антиминсом, несомым местным священником во главе. Молящиеся по окончании совершенной в новом храме утрени вышли на встречу святыни с сонмом прибывших священнослужителей. Момент встречи святыни был очень трогателен, особенно, когда масса народа, встретившая святыню, в безмолвном благоговении падала ниц, поклоняясь святыне, пока совершалось каждение и произносилась ектения.
     Заслуга Шубы тем выше, что ему не только пришлось понести материальные издержки (свыше 2000 р.), но на его же старческие плечи (ему уже 74 года) выпала немалая борьба при осуществлении постройки храма.
     Дело в том, что храм устроен в центре раскола Спасова согласия. Известие о намерении Шубы встревожило раскольников, и они решили в противовес храму устроить моленну. Шуба трудился один, а они целым обществом, и моленна очень скоро была готова и приступила к отправлению своих функций, между тем до освящения храма было еще очень далеко. Грустно было старику видеть ослепление своих соседей, а особенно обидно выслушивать разного рода грубые насмешки и выходки против себя. А тут еще приключилась болезнь, настолько серьезная, что старика уже соборовали. Очень усердно он просил Бога дать ему возможность дожить до освящения храма, и Господь исполнил его молитву. В настоящее время он настолько слаб, что не может участвовать за богослужением. Зато нужно видеть его слезы умиления, когда после литургии занесешь ему заздравную просфору и поздравишь с праздником. Да поистине, дай Бог побольше таких людей, просто, но глубоко верующих. Богослужение совершается теперь в Плешакове через воскресенье. Народ усердно посещает храм для участия в литургии и слушания Слова Божия.
     Храм снабжен приличною ризницею благодаря участию Пресв. Мисаила. Жаль лишь, что новый храм не имеет еще благовестника; звонят к началу богослужения в единственный пудовый колокол; но прихожане и не дожидаются звона.
     Надеемся, что найдутся добрые люди и удовлетворят и эту существенную нужду; тогда храм будет будить совесть раскольников, совершающих свое богослужение в лесу в полверстах от Плешакова.
     Искренно желаем доброму Шубе с сыном доброго здоровья за его великое усердие к храму Божьему и за правильное понимание нужд родного своего крестьянства».
    Свящ. И. БЕЛОЛИКОВ.
«Новгородские Епархиальные Ведомости» №4, 1902 год.

Вперед, на поиски!

     110 лет прошло с тех пор. Время неумолимо: уходят поколения людей, словно старые листочки опадают с деревьев; до неузнаваемости изменяется ландшафт местности. Нередко перестанут в деревне жить люди, и лет через тридцать на этом месте уже поле или лес. Пройдет мимо человек  и не догадается, что когда-то здесь кипела жизнь.
     Деревня Плешаково не умерла.
     Интересно, после семидесяти лет богоборческой эпохи остались хоть какие-нибудь следы того храма? Помнят ли в деревне Василия Шубу, знают ли о пятикилометровом крестном ходе 17 июня 1901 года? А может, живут в Плешакове лишь дачники, ни сном ни духом не ведающие о событиях вековой давности? Такими вопросами задавался я, отправляясь из редакции на поиски храма.
     Найти деревню нетрудно. Повернул на чуровском перекрестке направо и, проехав три километра по проселочной дороге, пересек деревню Селецкую, сразу за которой свернул налево. Через километр-полтора увидел первые домишки следующей деревни и прибитый к стволу дерева указатель «Плешаково».
     Среди типичных деревенских строений выделялось длинное здание выцветшего голубого цвета. Обычно в таких домах устраивают в деревнях школы или клубы. Отсюда и решил начать поиски свидетелей событий давно минувших лет.

Повезло!

     Хозяин дома – Леонид Константинович Иванов, узнав о цели моего визита, заметил:
     - Вам бы лет пять назад приехать, много бы узнали. Могу рассказать, что при жизни поведала мне моя теща Александра Егоровна Смирнова.
     Оказалось, людей с фамилией Шуба в деревне нет, а вот семью Шубиных здесь, и в близлежащих деревнях помнят хорошо. Ошибки никакой нет. Наверное,  «Шуба» было прозвищем крестьянина Василия. Когда в ХХ веке его сыновьям и внукам выдавали документы, то, скорее всего, диалог был недолгий.
     - Ты чей сын?
     - Шубин.
     Вот и начался род Шубиных.

В этом доме жила семья Шубиных.
     - Жила семья Шубиных именно в этом доме, - начал свой рассказ Леонид Константинович, - Зажиточные были люди. В тридцатых годах имели в собственности технику, нанимали людей для работ. В то время таких хозяев называли кулаками. Свой дом Шубины застраховали, о чем до сих пор имеется свидетельство.

     В подтверждение своих слов хозяин дома показал мне на металлическую табличку, прибитую под чердачным окном. На бирке овальной формы легко читался отчеканенный текст «Взаимное земское страхование».
     - Раньше рядом стоял еще один дом Шубиных. Разбирая его, во мху, между бревнами, мы нашли несколько иностранных монет того времени. Вроде бы болгарские левы. Объяснение простое: по обычаю, чтобы дом долго стоял, при его строительстве в пазы ложились деньги.
     - А где же церковь?
     - Так вот она! – и Леонид Константинович указал на старое покосившееся здание на другой стороне улицы. 

Так выглядит сейчас здание, которое когда-то было большим храмом.
     Печальное зрелище. Полуразобранное небольшое строение с заколоченными окнами годится лишь на стройматериалы. Трудно представить, что когда-то это был величественный храм, вмещающий 300 человек. После переделок нет возможности оценить первоначальные размеры здания. Отец Иоанн Белоликов пишет, что Василий Шуба при строительстве храма понес затраты 2 000 рублей. Для сравнения можно привести следующие данные: в конце XIX - начале XX века земские учителя и врачи получали жалование 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом. Ссыльным выдавали на содержание 10 рублей в месяц, на них можно было купить новую литературу и даже рояль. Литр хорошей водки стоил 12 копеек, медвежья шкура – 1,5-2 рубля.
     Вернее всего, то, что сохранилось от храма до наших дней, всего лишь один придел, или алтарная часть. 
     - В нашей деревне навряд ли кто-нибудь знает историю храма, а вот в Келбуе есть старушки. Нужно их спросить, – подытожил Л.К. Иванов, отправляя меня в следующую деревню.

Печальная история

     Деревушка Келбуй – в километре от Плешаково. Там мне посоветовали поговорить с 86-летней       Е.С. Красильниковой. Евфалию Сергеевну я увидел возле дома. Несмотря на солидный возраст, бабушка копала в огороде картошку. Оторвавшись от дел, она пригласила меня в дом и дополнила рассказ Леонида Константиновича.
     Василия Шубу она не помнит, а вот его внуков, т.е. детей Ивана знала:
     - В 30-х годах семью Шубиных раскулачили. Дом переделали под школу, там проводились деревенские беседы. Андрей Иванович позже уехал в Ленинград. Жив или нет, не знаю. Анна Ивановна умерла на 103 году жизни, Катерина Ивановна переехала в Архангельск, были и другие дети. 

Евфалия Сергеевна Красильникова с сестрой Руфиной.
     В храме богослужения продолжались до тридцатых годов. Последним батюшкой был пожилой священник Федор Арсентьевич, а помогала ему вести службы, пекла просфирки и делала свечи Люба - жена Андрея Ивановича Шубина. Когда начались репрессии, священника Федора, как и других мужчин, ревностных в вере, одним за другим увезли, и больше в деревню они не вернулись. Судьба их неизвестна. Оставшись без священника, деревенские жители Екатерина Егоровна Смирнова, Иван Петрович Смирнов, Глафира Семечкова и другие прихожане  продолжали по праздникам ходить в церковь. А потом храм был переоборудован в жилой дом, и в нем поселилась учительница.

В гости «к старухам»

      В статье Иоанна Белоликова есть интересные сведения о раскольниках, мешавших Василию Осиповичу Шубе строить храм.
     До сих пор лесную поляну, где жили староверы, деревенские жители называют «старухи».
     - Ты где грибов набрал?
     - Да возле старух походил.

Л.К. Иванов показывает, где жили староверки. На заднем плане - останки бывшего храма.
     Проводить меня «к старухам» согласился Леонид Константинович. Оседлав старого, но верного железного коня «Иж-планета-5», через несколько минут езды по полю, мы остановились на окраине леса  и, пройдя метров 200 по лесной тропинке, оказались на месте, где обитали староверы.
     - Раньше здесь старухи хозяйничали, а теперь кабаны, - пошутил Леонид Константинович, показывая взрытую лесным зверем землю. От домиков староверов ничего не осталось. Лесная поросль «поглотила» следы некогда активной жизни.
 
Здесь жили плешаковские старухи-староверки.
     Судя по Изданию Новгородского статистического комитета за 1866 год, в Чуровском приходе проживали 115 раскольников-староверов, причем, в основном (95 человек) – женщины. Сколько их было на рубеже веков – неизвестно. Плешаковские старухи жили отдельно от православных христиан, занимались огородничеством, держали коров, свиней.
     Известно, что староверы Спасова Согласия относились к одному из самых строгих толков беспоповщины. Они не признавали православных священников, вели строгую и воздержную жизнь. Однако отец Федор, служивший в храме, периодически посещал их лесную обитель.
     Власти долго их не трогали. Потом одни старухи по родне разъехались, другие поумирали. Лишь несколько могилок староверов, затерявшихся в чуровских лесах, напоминают об их странном образе жизни.        
Алексей ДОЛГОВ.

Страницы