Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ

3084
Продолжаем знакомство с докладами, прочитанными на XII Шекснинских просветительских чтениях «История Шексны в истории России. Сизьма: Духовность. Традиции. Возрождение».
     «Без срока давности» - доклад с таким названием на Чтениях прочитал шекснинский краевед С.В. Носков. Сергей Васильевич проанализировал все известные списки участников войны по Сиземскому и Сыромяткинскому сельсоветам, уточнил статистику и нашел много интересных фактов.
     - Сергей Васильевич, почему Вы решили заняться этой работой?
     - Во-первых, потому что сейчас, когда коллективный Запад возлагает вину за развязывание Второй мировой войны на СССР, когда фальсифицируют историю, умаляя роль нашего народа в победе над фашизмом, важно знать, какой ценой нам досталась эта Победа, какие жертвы понес СССР, сначала обороняясь и отступая, а потом освобождая от немецко-фашистских захватчиков родную землю и многие страны Европы.
     Во-вторых, мы часто слышим слова «Никто не забыт, ничто не забыто…» Так говорят, имея в виду огромные жертвы и трагические события Великой Отечественной. Но этих «никто», и погибших, и умерших от ран, и пропавших без вести, и вернувшихся с Победой домой нужно знать поименно. Именно поэтому я решил составить полный список участников войны своей малой родины - Сиземского и Сыромяткинского сельсоветов.
     - У нас есть несколько Книг памяти Шекснинского района. Разве в них информация не полная?
     - Конечно, надо отдать должное и выразить благодарность всем, кто работал в архивах и составлял наши Книги памяти. А в сети Интернет есть огромные базы данных участников войны - 17 миллионов листов архивных документов и свыше 45 тысяч паспортов воинских захоронений. Спасибо всем, кто оцифровал этот массив документов, поисковикам, и всем, кто работает над увековечиванием памяти участников войны.
     Однако, коснувшись этой темы, я понял, что даже для таких небольших в масштабах нашей страны административных единиц как Сиземский и Сыромяткинский сельсоветы, полных списков участников этой большой войны нет. Нужно еще копать и копать как на пыльных полках архивов, так и на полях сражений.
     Составляя, корректируя и дополняя списки погибших и вернувшихся с Победой домой я использовал два тома Книг памяти Шекснинского района, сиземские списки погибших и вернувшихся, Книгу Ветеранов Великой Отечественной войны по Шекснинскому району, Книгу памяти жертв политических репрессий жителей Шекснинского района, Похозяйственную книгу Сиземского и Сыромяткинского сельсоветов из фондов Районного центра традиционной народной культуры. Записи в этой Книге велись примерно с 1921 по 1933 годы. Использовал послевоенные списки Чебсарского райвоенкомата, но в них есть далеко не все погибшие воины, а только те, кто призывался Чебсарским РВК. Из федеральных ресурсов - Обобщенный банк данных «Мемориал».
     - С какими трудностями столкнулись, исследуя различные списки?
     - В двух шекснинских Книгах памяти по нашим двум сельсоветам значатся 396 человек, но многие фамилии дублируются, т.е. фамилии отличаются одной буквой или не сходятся другие данные, но очевидно, что речь идет об одном и том же человеке. Здесь на помощь приходила Похозяйственная книга. Порядка десяти человек, которые числились по нашим сельсоветам, оказались уроженцами других сельсоветов.
     А была и такая ситуация, что в разных книгах одни и те же люди числятся и погибшими и вернувшимися. Таких нашлось более пятнадцати человек. Например, мой родственник Носков Василий Александрович. Он был лейтенантом и в сентябре 1941 года попал в окружение и по одним данным - пропал без вести. Но он есть и в Списке ветеранов войны. Возможно, он вышел из окружения или был освобожден из плена и продолжил воевать уже в звании рядового, и вернулся домой в 1945 году.
     Просматривая сведения о погибших, заметил, что 62 человека были призваны на войну не Чебсарским райвоенкоматом, и география призыва оказалась достаточно обширной. Этому есть объяснение. В тридцатые годы в процессе трудовой миграции молодые люди из наших деревень двинулись в Мурманскую и Архангельскую области, Коми АССР, где в этот период активно строились и развивались промышленные предприятия, осваивались месторождения полезных ископаемых. Также некоторые семьи из наших деревень были выселены в северные регионы при раскулачивании. Молодежь уезжала в соседние города на работу и учебу. Оттуда они и призывались на войну - военкоматами других областей или районов и городов Вологодской области.
     - Сколько времени ушло на эту кропотливую работу и каковы ее итоги?
     - Работу над пофамильным списком участников войны двух сельсоветов я начал в октябре 2019 года. Итогом стали пофамильные Списки погибших и вернувшихся с войны как в алфавитном порядке, так и по деревням. Я думаю, что эти списки по нашим сельсоветам на данный момент самые полные, а списков по деревням со всеми данными вообще не существовало. Также есть отдельный список женщин - участниц войны.
     - Приведите некоторые цифры и факты?
     - После сбора и сверки сведений из всех доступных источников, стали известны 1185 участников Великой Отечественной войны, из них 67 - женщины. Количество погибших - 532. Однако я не отношусь к этим цифрам, как к окончательным и верным.
     Немало наших земляков имели офицерские звания. Самое высокое звание -
генерал-майор, - у Николаева Алексея Павловича. Он родился в 1898 г. в деревне Плосково. В Красную армию был призван в феврале 1918 года и погиб (умер от болезни) 22 августа 1944 года. Похоронен в Киеве.
     Более 25 человек погибли в плену на территории Германии и Финляндии. Около десяти человек были освобождены из плена частями РККА в 1944-1945 годах.
     В 1945 году, незадолго до Победы, погибли около тридцати человек, в основном, на территории освобождаемых государств Европы: Восточная Пруссия, Польша, Германия, прибалтийские страны. Например, 2 мая 1945 года погиб
Виноградов Василий Иванович из деревни Дураково. В феврале и марте погибли Плотниковы Александр Степанович и Василий Степанович из деревни Поздеево. 30 мая от болезни умер Сидоров Арсений Дмитриевич (д. Рамешка), а в сентябре 1945 года умер от ран Филатов Константин Васильевич из Давыдково.
     В некоторых семьях война забирала почти всех детей. Только два примера:
В семье Куликовых Петра Ивановича и Ириньи Николаевны (д. Прядино) из пятерых воевавших сыновей четверо домой не вернулись: Константин погиб в декабре 1941, Иван сгорел в танке в феврале 1943, Александр и Василий погибли в апреле 1945 года.
     Семья Константиновых Григория (отчество не известно) и Марии Васильевны из д. Шелухино потеряла на войне также четверых сыновей: один пропал без вести, а трое погибли в 1943 году. Домой с войны вернулся лишь Константин Григорьевич. В апреле 1942 года он попал в плен, числился пропавшим без вести, и был освобожден в апреле 1945 года.
     При работе возникли вопросы, ответа на которые пока нет. Например, почему 11 июня 1941 года Чебсарским военкоматом были призваны несколько человек не призывного возраста.
     - Сергей Васильевич, работу над составлением Списков можно считать законченной?
     - Как я уже говорил, списки не окончательные. Работу нужно продолжить, и когда она завершится, это и будет реализацией на деле лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто».
Алексей ДОЛГОВ.
Опубликовано в газете «Звезда» № 34 от 08 мая 2021 года.

Еще новости

Реклама