Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Секрет, про который молчат бурёнки: доим не числом, а умением

3967
Историю развития животноводства рассказывает В.Н. Наумова, проработавшая в сельском хозяйстве 34 года.
     С будущим мужем Геннадием Валентина познакомилась в деревенском клубе на танцах, где проводила свободное от работы время, будучи студенткой Вологодского молочного института, на производственной практике в колхозе «Заря» Шекснинского района. Родом из Тотемского района, вышла замуж, так и оказалась в наших краях. Сначала, правда, жили с Геннадием в Череповце, так как он работал на металлургическом заводе, а ей после окончания института предложили место зоотехника в совхозе «Политотделец» Череповецкого района. Позже Валентина попала на Череповецкую станцию искусственного осеменения сельскохозяйственных животных техником по взятию семени, затем зоотехником-­инструктором. Работа нравилась, так бы там и осталась. Но ещё на практике заметил бойкого  любознательного специалиста председатель «Зари» Шекснинского района  Кузовлев Дмитрий Михайлович. На то время он был уже первым секретарем райкома партии, а в управлении сельского хозяйства Шекснинского райисполкома с должности главного зоотехника уходила на заслуженный отдых Романова Александра Павловна. Так и попала Валентина Николаевна Наумова в 1972 году на эту ответственную работу, которой отдала 27 своих трудовых лет из 34-­х, посвященных сельскому хозяйству.
 
Ставка на ярославскую породу
 
    Восхищаюсь стойкостью и терпением таких людей.  И как не расспросить ее о  том, каким было  животноводство в те годы в районе.
  ­ - Сложно было поначалу? ­-  спрашиваю Валентину Николаевну.
  ­ - На первое время была опора: девчонки, с которыми вместе учились: Н.И.  Хрулева  тогда работала зоотехником в Сизьме,  О. Н. Божатова - в Ершове. В Шексне был свой «племрассадник», где трудились всё Александры -­ начальник Александра Николаевна Белякова, Александра Васильевна Виноградова, Александра Александровна Смирнова. С ними я тоже была знакома, так как иногда приезжала к ним как к коллегам, когда Череповецкая станция искусственного осеменения шефствовала над Шекснинской. Там же работала и Нина Павловна Любимова, моя однокурсница. Специалисты племстанции вели огромную работу по созданию высокопродуктивного стада Ярославской породы скота, выращиванию племенного молодняка не только для хозяйств нашего района, но и для продажи в другие хозяйства области.  Эта порода была  в почете, неприхотлива к кормам, более приспособлена к нашим условиям содержания. Из молока коров ярославской породы вырабатывали самое лучшее вологодское масло. Позднее по опыту работы передовых хозяйств области в колхозы «Заря», «Советская Россия», имени Кирова, на птицефабрику «Шекснинская» (там тоже содержался крупный рогатый скот) стали завозить телок черно­-пестрой породы.  А в колхозе «Шексна» проводилось скрещивание ярославской с голштино­-фризской  высокоудойной породой с хорошо поставленным чашеобразным выменем, с очень красивым экстерьером и лучшей окупаемостью кормов.
     Поскольку Шекснинский район был инициатором искусственного осеменения коров, специалисты племстанции вели большую работу по обучению операторов искусственного осеменения, подбору быков-­производителей, переходу на охлажденный метод осеменения коров.

Современное сельское хозяйство шагнуло далеко вперед: механизация, техника, рационы, процесс кормления, просторные светлые помещения для содержания животных - все по-другому, соответственно, и результаты другие.
 
Коровы, свиньи, лошади и овцы
 
     В годы работы Валентины Николаевны сельхозпредприятий, занимающихся производством молока и мяса, в районе насчитывалось порядка 20 (сейчас всего 7), скотные дворы были почти в каждой большой деревне. Поголовье крупного рогатого скота составляло 32 тысячи голов, в три раза больше, чем в настоящее время. Снижать эту цифру строго запрещалось областью. Валентина Наумова до сих пор помнит, как на одном из областных совещаний её «выставили напоказ» за снижение поголовья в районе всего на 9 коров. Самое большое количество за все годы насчитывалось 12750 голов (на 1 января 2018 года в районе числится 5324 головы). Кроме крупного рогатого скота, почти в каждом хозяйстве были свинарники. Знаменитый хряк по кличке Драчун породы крупная белая из Ершова весил 555 кг, в длину был более 2-­х метров, а в обхвате за лопатками более 1,5 метров. После случки с ним свиноматки давали по 12­-14 поросят в одном помете, причем молодняк в дальнейшем отличался высокими привесами. В районе содержалось 3000 голов лошадей.  Только в деревне Красное, в колхозе «Заря», числилось 100 голов племенных лошадей. Орловские рысаки регулярно участвовали в бегах, занимали призовые места в областных соревнованиях, ездили в Москву на выставки. В совхозе «Любомировский» успешно работал овцеводческий комплекс, где не раз проводились  конкурсы стригалей со всего Северо­Западного региона, на которых наши участники постоянно занимали призовые места.
 
Коров больше, но надои меньше 
 
    ­ - Самое большое валовое производство молока за год было 34700 тонн, примерно, как и сейчас, -­ делится Валентина Николаевна. - Почему доили  мало? Средний удой на одну фуражную корову в ООО «Шекснинская Заря» за 2017 год составил 7682 кг, средний удой по району – 6238 кг.  В 70­-е,  80-­е,  90­-е годы самые большие средние удои 3700-­4000 кг бывали в колхозах «Искра Ленина», «Встреча»,  имени Кирова, на птицефабрике «Шекснинская».
     Основной причиной низких удоев Валентина Николаевна считает нехватку кормов. При всех усилиях и стараниях агрономов раньше не было такой производительной техники, как сейчас. Снять успевали только один укос многолетних трав. Вместо нынешних биологических консервантов при закладке зеленой массы на силос применялась молочная сыворотка. Корма получались в основном второго класса. Наземных траншей не было, они только начинали появляться в Домшине.  Силос закладывался строго в бетонные траншеи, на перевозку зеленой массы требовалось время.  Рядом с фермами сеялась озимая рожь, на неё весной первоначально выгоняли скот, который потом отправлялся на пастбища. Так как гурты были очень большими, по 200 голов, вся растительность сильно вытаптывалась, быстро восстановить ее не всегда удавалось.  В Речной Сосновке некоторые пастбища даже орошались. Часть выращенного зерна хозяйства в обязательном порядке сдавали государству, то есть своих концентрированных кормов не хватало. Уже потом частично зерно возвращалось в район  в виде комбикормов по железной дороге, приходилось разгружать вагоны и цистерны, развозить корма, на что уходило немало сил и времени. О технологии плющения зерна уже  тогда задумывались, но плющилок не было. Патоку также завозили железнодорожным транспортом. Это вызывало массу неудобств, так как для неё не было специальных ёмкостей, а железная дорога ждать не могла. Иногда приходилось быстро освобождать цистерну и сливать патоку в оканавленную снежную яму, из которой потом уже ее разбирали хозяйства, как могли. Хорошо выручала хвоя (содержит витамин А), почти в каждом хозяйстве готовилась витаминно­травяная мука. Но это затратное производство. На корм скоту шла заскирдованная солома зерновых культур.  С сеном была напряженка. В среднем по району на голову выходило по 20­-22 кг силоса в сутки, в некоторых хозяйствах доходило до 30 кг.  Бывало, в Ершове, например, на дойную корову приходилось по 12-­15 кг силоса и 1,5 кг сена в сутки. Силос при раздаче во многих хозяйствах взвешивался на весах, чтобы всем животным хватило.  Биохимический анализ крови чаще всего показывал недостаток белка, каких-­либо макро-­ или микроэлементов в организме животных, только восполнить этот недостаток было просто нечем.
       Для сравнения. В суточный рацион современных коров, например, на раздое, входят 35-­40 кг силоса, сено в  зависимости от влажности силоса, концентрированный корм из своего зерна (обычно это пшеница и ячмень), подсолнечный жмых, патока, размолотая кукуруза. Различные премиксы (обогатительные смеси биологически активных веществ), подбираются как раз с учетом недостатка определенных элементов (витаминов, минералов, аминокислот и так далее) в организме для лучшего использования генетического потенциала животных. Некоторые хозяйства применяют кормовые добавки на основе активированного угля, борющиеся с токсичностью кормов.
 
В доярки не пойду 
 
     Второй причиной небольших удоев Валентина Николаевна называет проблему с кадрами. Раньше труд доярки был намного тяжелее, чем сейчас.  Молоко доили в бидоны, за каждой дояркой закреплялось 25 голов, молокопроводы только начинали появляться, корма частично раздавали вручную. Желающих работать в таких условиях не находилось. Благодаря комсомольскому движению для привлечения молодежи в животноводство стали создаваться молодежные фермы. Первая такая ферма появилась в деревне Игай, в колхозе Советская Россия. Потом их становилось все больше.  На призыв комсомола активно откликнулся председатель колхоза имени Калинина Вениамин Дмитриевич Советов.  В хозяйстве организовали  сразу 4 молодежные  фермы в деревнях Юрочкино, Тяпино, Мачево и Кузьминское. На общих собраниях выясняли причины недобора молока в каждом конкретном случае.  С доярками повсеместно  проводились учебы, на которые приглашались квалифицированные специалисты. Очень тепло Валентина Николаевна Наумова отзывается о главном зоотехнике колхоза «Искра Ленина» Николаевой А.А. – руководителе школы «Социализм и труд», где она  проводила занятия с доярками.  Сама Валентина Николаевна старалась как можно чаще посещать фермы и помогать, особенно молодым специалистам, быстрее набраться опыта.

В 2018 году конкурс мастеров машинноего доения состоится в 50 раз. А самый первый прошел на ферме в д. Гологузка колхоза им. Кирова.
 
От подойника -­ к доильной установке 
 
     В годы работы Валентины Николаевны скот во всех хозяйствах содержался на привязи. Только в д. Юрочкино была одна ферма и в колхозе «Шексна» однажды пробовали беспривязное содержание, но так  от него и отказались. Процесс доения постепенно механизировали, бачки заменили  молокопроводами. Кое-­где были доильные установки «ёлочки», а в д. Юрочкино даже работала «карусель». Скот выпасался во всем районе, скотные дворы в это время отдыхали, ремонтировались, дезинфицировались.  В пастбищный период пользовались летними дойками. Процесс кормления тоже механизировали. Позднее в больших деревнях животных стали концентрировать в укрупненные бригадные фермы, на которые  перевозился скот из небольших скотных дворов. Началось строительство и освоение новых крупных животноводческих комплексов.
 
В «Искру Ленина» ­- за племенными нетелями
 
     При Валентине Николаевне внедрялась система специализации животноводческих хозяйств. Большинство сельхозпредприятий занималось производством молока. Два совхоза  «Чебсарский» и  «Домшинский» специализировались на откорме молодняка, который закупали в возрасте от 20 до 30 дней, кормили заменителем молока ­- обратом, молочной сывороткой и выращивали до сдачи на мясо. Специалисты колхоза «Искра Ленина» отбирали перспективных телочек в возрасте до 30 дней в других хозяйствах и возвращали их обратно уже нетелями. Вот выдержка из статьи самой Валентины Николаевны в районную газету 1977 года: «С 1961 года в «Искре Ленина» ведется отбор и направленное выращивание телочек на племя. Простые доярки явились первыми активными участниками селекционной работы. С 1965 года по настоящее время ведется индивидуальный учет продуктивности коров и жирности молока. На третий год пятилетки (1978 г.) колхоз взял на себя повышенные социалистические обязательства: закупить для выращивания 900 племенных телок, продать 250 нетелей хозяйствам района». «Искра Ленина» и еще четыре  сельхозпредприятия (колхозы имени Кирова, «Пример», «Шексна», «Встреча») имели статус с племенными формами и выращивали телок для продажи соседям и за пределы района. В 90-­е годы птицефабрика «Шекснинская»  получила  статус племзавода по выращиванию скота сразу двух пород,  ярославской и черно­-пестрой.
    В наше время статус племрепродуктора по выращиванию телок и нетелей ярославской породы имеет ЗАО «Шексна». Все действующие сельхозпредприятия, за исключением ООО «Злак» (производит мясо и молоко), занимаются производством молока.
      За годы работы Валентины Николаевны изучались достижения науки и передового опыта, внедрялось использование пульсоколлекторов в доильном оборудовании, мечение скота с применением жидкого азота, выращивание ремонтных телок ярославской породы на специализированных фермах, организация раздоя первотелок, поточно­-цеховая технология производства молока, определение жира в молоке с помощью прибора «Локтан 1­-4», детализированное и дробное кормление скота и многое другое.
    ­  - У меня был отличный коллектив опытных специалистов, все они грамотно и настойчиво внедряли передовые методы работы в животноводстве: В.И. Советова, В.С. Чистов,  В.В. Баранов, В.В. Гусев, Н.Р. Рямзина, З.С. Штыкнова, Е.Я. Виноградова, В.И. Леушева, Г.П. Смирнова, Ю.А. Фомичев, В.А. Прокопьева, Е.В. Иваненко, Д.Ф. Мойсов, Г.В. Заводова, А.А. Прохорова, Л.А. Козлова, З.Г. Беляева и многие другие.

Труд животноводов раньше был физически тяжелым. Но посмотрите, какие светлые лица у доярок тех времен. Каждая была достойна почета, их знали и уважали.
 
Разобрать и собрать доильный аппарат мог даже председатель
 
    С тех давних времен сохранилась хорошая добрая традиция проведения соревнований, сначала в хозяйствах, а потом уже  районных конкурсов мастеров машинного доения и техников искусственного осеменения коров. Самый  первый конкурс, по словам Валентины Николаевны, проходил на ферме в деревне Гологузка  колхоза имени Кирова. Главный зоотехник Н.И. Хрулева пригласила  специалистов со всего хозяйства. Присутствовал на нем и председатель  Вениамин Павлович Логинов.  Он тогда  лично попробовал разобрать и собрать доильный аппарат. Наш район активно принимал участие и в областных соревнованиях. Валентина Николаевна с восторгом вспоминает имена Г.Н. Малковой из колхоза «Советская Россия», Т.С. Кожуховой из колхоза имени Кирова – победителей областных соревнований, а доярка Г.А. Чистова с фермы Пестово участвовала и во всероссийском конкурсе. Что интересно, раньше хозяйства состязались не только в животноводстве, но и между собой по всем показателям. Например, колхоз «Шексна» соревновался с колхозом «Заря», колхоз «Путь Ленина» ­- с колхозом «Искра Ленина», «Заря» Шекснинского района -­ с «Зарей» Грязовецкого района и так далее. Создавались комиссии, специалисты хозяйств ходили по фермам, зерносушилкам и складам, подводили итоги на общих собраниях и даже позволяли себе высмеивать недостатки соседей частушками в дружеской форме.

В 2015 году В.Н. Наумовой заслуженно было присвоено звание «Почетный гражданин Шекснинского муниципального района».  Валентина Николаевна  – частый гость в управлении сельского хозяйства.  Её постоянно интересуют вопросы животноводства, она может что­то подсказать, поделиться опытом. Такая же беспокойная и внимательная её бывшая коллега Маргарита Александровна Кузьмина, проработавшая главным агрономом района более 40 лет.
 
Мнение опытного специалиста о современном животноводстве
 
      На вопрос об отношении к современному животноводству Валентина Николаевна отвечает:
     ­  - Я всегда радуюсь успехам наших сельхозпредприятий. Современное сельское хозяйство шагнуло далеко вперед: механизация, техника, рационы, процесс кормления, просторные светлые помещения для содержания животных, все по­-другому, соответственно и результаты другие. Очень положительно отношусь к холодному методу содержания телят.  В свое время мы тоже над ним задумывались, но тогда не было даже материалов для изготовления домиков и теплиц. Очень хорошо, что сейчас в хозяйствах стараются снимать по 2-­3 укоса зеленой массы в оптимальной спелости травостоя, кормление проводится по потребности, животноводы получают достойную заработную плату за свой труд.
Наталья СИНОВА.
Статья опубликована в газете "Звезда", №30, 21 апреля 2018 года.

Еще новости

Реклама