Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Американской корове отказано в слове...

3258
Сергей Маров рассказывает о том, как наблюдал за выборами Президента США в 2008 году.
Наш журналист Алексей Долгов задал несколько вопросов главному редактору газеты «Звезда»  Сергею Марову по поводу выборов президента США в 2008 году, за которыми наблюдали российские журналисты, в том числе и от нашей редакции.
 
     - Сергей Васильевич, вообще как случилось, что скромная районная газета смогла направить своего представителя на американские выборы? Уже этот факт для многих является полным недоразумением.
     ­ - Никаких недоразумений. Весной 2008 года на просторах Интернета промелькнуло сообщение, что общественная организация «Американские советы» в рамках программы «Открытый мир» проводит отбор кандидатов для этой поездки. Требования предъявлялись очень жесткие: профильное образование, соответствующий стаж и возраст, квалификация... Но... Заполнил анкету и получил ближе к осени положительный ответ. Сразу скажу: ни копейки средств из бюджета России на поездку потрачено не было, за все платили американские налогоплательщики. Для меня это принципиально.

     - А смысл американцам нести эти, надо полагать, немалые расходы? Цель этого общения?
     ­ - Цель простая – продемонстрировать эффективность, целесообразность и прозрачность выборной системы США и показать систему государственной и муниципальной власти в действии.

 ­      - Если говорить о вас лично, им это удалось?
    ­- Ответ будет однозначный. Если до этого сама система двухступенчатых выборов мне казалась странной, то после поездки я утвердился в этой мысли окончательно. Только и всего. Коротко по существу вопроса: голосуют в штатах за президента все, но утверждают итоги голосования около шестисот выборщиков. Ну вот как­-то так традиционно сложилось. В итоге, самая демократичная страна в мире как бы говорит своим гражданам: вы, конечно, голосуйте, но «если чо…»,  выборщики сделают все как надо. К слову сказать, вопрос звучал постоянно в прямой и завуалированной форме: мол, к чему такие сложности? Вот в России все просто: проголосовали, подсчитали, опубликовали. Не скажу, что тема вызывала энтузиазм, чаще в потоке стандартного набора аргументов про традиции и про то, что выборщики ничего не решают, сквозило легкое раздражение: «Это наше дело! Не суйтесь!..» И с этим можно согласиться, только не понятно, почему так активно американцы мусолят все, что связано с нашими выборами? Помню, как возникла явно конфузная ситуация на очередной встрече, когда речь зашла о мрачной теме смертной казни. Несмотря на старания переводчика сгладить снобизм «америкосов», все было понятно без слов: право применять смертную казнь может принадлежать только серьезным странам, но не России же… В принципе, в этом отражается вся суть их политики: исключительность. America uber alles*!

На избирательном участке.

 ­      - Вот так уж прямо: alles? Неужели отношение к русским действительно такое, как нам показывает «Первый канал»?
    ­ - Для себя определил еще тогда, десять лет назад, что все, с кем довелось общаться, четко делятся на две категории: малую и большую. Малая – это чиновники, политики и все те, кого называют «региональной элитой». В массе своей их трудно назвать нашими друзьями. Скорее наоборот... Уже тогда, скажем так, они испытывали скорбь по поводу нашего возрождения. Скорбели неприкрыто. Большая аудитория, с ударением на первый слог, включает в себя всех простых ребят, кто любят пиво и книжек сроду не читали… Они к нам относятся поистине душевно! С ними можно говорить, им абсолютно безразлична внешняя политика, к выбору президента подходят как к спорту: если поставил на эту команду, то надо, извините за натурализм,  «усра…ся, но не поддаться», чтобы победил наш! Глубже они не вникают. Вспомните, это ведь был 2008 год… Тогда чеченская тема была сверхактуальной, причем американский Госдеп уверял, что американцы просто бьются в корчах от боли и сострадания к чеченским борцам за свободу, которых гнобит Москва. Так вот, мы жили в семье бывшего военного вертолетчика. Можно предположить, что уж он-­то должен быть знаком с этой темой. Отнюдь. Он честно признался, что понятия не имеет о Чечне и о том, где она находится. Это я про то, кто, как и где у них управляет сознанием и от чьего имени вещает миру…

­       - Стоит ли так категорично? Рано или поздно договариваться придется…
   ­  - Самое главное, что удалось подтвердить в ходе общения (к сожалению, не опровергнуть) в Америке, так это полное и безоговорочное осознание своей исключительности. Америка – это все. Все остальное -­ это просто все остальное… Поэтому, тем соотечественникам, которые истово надеются и стараются понравиться этой стране, совет один. По заглавию раскрученного романа Ч.Д. Хедли «Сделай одолжение -­ сдохни…»  «Америкосам» можно понравиться только так…    

 ­    - Недавно от нас ушел сатирик Михаил Задорнов… Его знаменитое определение в отношении интеллектуальных способностей американцев стало нарицательным. Согласитесь с ним?
     ­ - Да не тупые они. Они запрограммированные. Нам предложили в прямом эфире на городской радиостанции потрепаться с ведущим. К микрофону села одна наша молодая журналистка, которая, скажем так, не готова была вести политические дебаты на международном уровне. Но даже она, в силу своего скромного полемического опыта, довольно уверенно отбивалась от нападок ведущего, который просто и категорично лишал права Россию иметь собственный ядерный потенциал. Вот не имеет права Россия на ядерные ракеты, а Америка имеет. В конце концов девушка его уделала. На раз. Она глазками хлопнула и спросила: «А чем вам не нравятся наши ракеты? Они ведь такие КЛАССНЫЕ!!!» Я помню, как ржали мы, и как недоуменно таращились на нее американцы. Им этого не понять…

Скауты на радость публике таскают ящики с бюллетенями.


 ­      - Вы наблюдали за выборами: внешне они похожи на наши?
      ­ - Поразительно похожи! На участке сидят за такими же длинными столами, только с постно-­торжественными лицами... У нас на участках наблюдатели зачастую чем дальше, тем бодрее и веселее... Очереди на участок иногда начинаются за 200-­300 метров… И не потому, что народу много… У нас ведь как: если в час пик с девушкой в автобусе проехал или, как раньше, в очереди за колбасой час отстоял, то уже как честный  человек обязан жениться. А там «личное пространство» -­ ближе метра подходить не принято, а посему эти очереди как на фото. Если честно: опять же демонстрация какой-­то глупой собственной исключительности. Веселье начинается вечером. Помните японский обычай любоваться цветущей сакурой. Красивый обычай! Американцы в день выборов, точнее ночью, после закрытия участков, идут любоваться, как бойскауты будут таскать ящики с бюллетенями на пункт сбора. Это действие их почему-­то очень возбуждает! Все фотографируются на фоне общего веселья и праздника. Никогда не думал да и до сих пор не могу представить, что в Шексне, например, соберется толпа посмотреть, как мимо понесут ящик с документами, и еще по этому поводу закатить чуть ли не фейерверк. Но им нравится, и это замечательно. Кстати! Явка на тех выборах у них была что­-то около 64 процентов, и это был рекорд едва ли не  за столетие!

     - Агитация лезла в душу? Как выглядела предвыборная гонка со стороны?
        ­ - Наружная реклама более чем скромная! Пластиковые плакаты очень походили на пакеты из магазина, А3-­го формата, на тонких спицах, воткнутые в лужайку перед перекрестком. Не более. То ли дело у нас – натянут чьё-­нибудь личико размером три метра на шесть, и не дай тебе Бог ночью его увидеть в ближнем свете фар! Там все скромнее. Уверен -­ от жадности. А Обама тогда вообще всю свою наглядную агитацию … продавал! Наш военный вертолетчик, у которого мы жили и с которым сошлись, решил нам показать предвыборный штаб Обамы в Омахе за день до выборов. Так вот,  уже за день все листовки, значки и прочая мишура были проданы, и только под столом валялась коробка с большими круглыми значками, на которых было что-­то написано «на вражеском» и изображена радуга. Так и оказалось: значки от ассоциации геев и лесбиянок в поддержку Обамы. Вот скажите, это нормально, когда в стране национального лидера начинают пиарить пассивные и активные гомики и их «смежники по цеху»? И этот лидер со своим «активно­пассивным» электоратом еще будет чему­-то учить нас? Русских?

 ­    - Десять дней активного общения в самой «раскрученной стране» ­ вполне реальный срок, чтобы взвешенно ответить на вопрос: «Если бы представилась возможность переехать туда на ПМЖ, то реализовали бы её?»
    ­ - Начал и закончу категоричным ответом: ТОЛЬКО В КОШМАРНОМ СНЕ… Пластмассовая страна с пластмассовой душой и такой же искренностью в общении. В завершение расскажу историю, как на стоянке около торгового центра (а мы ездили с триколором на машине) к нам подошел русский мужик, который «свалил из Рашки» несколько лет назад и теперь пасет у магазина свою жену, которая тут работает. Выспросил все! Про цены, про возможности, про «житуху в целом»! Сначала, как все «крутые пацаны», был резок, а когда расставались – видно, что у мужика тоска: полчаса удалось со своими поговорить как с родными, они уезжают, а кругом опять эти толерантные, пластмассовые и с радугой на значках.
Статья опубликована в газете "Звезда" от 17 марта 2018 года, № 20. 
* Америка обо всем

Еще новости

Реклама