Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Дружественный огонь

3716
В годы Великой Отечественной войны защитники села Никольское по ошибке сбили советский самолет. 
     Выражение «дружественный огонь» военным хорошо известно. Это когда свои стреляют по своим. В годы Великой Отечественной войны «дружественный огонь» не был редким явлением. Зенитчики, охранявшие железнодорожный мост через реку Шексну, тоже «отличились».
    На войне причины ошибочного огня могли быть самые разные: использование трофейной техники или машин, только что снятых с конвейера и которые не могли опознать; отсутствие четкого и своевременного информирования о дислокации своих или союзнических войск; сознательный вызов огня на себя во избежание попадания в плен; досадная случайность или невнимательность, путаница в опознавательных знаках. 
     Удивительный факт, но первым самолетом, сбитым советским асом Александром Покрышкиным, оказался не германский истребитель, а отечественный бомбардировщик Су-­2. Это произошло в первый день Великой Отечественной войны. Дело в том, что советские летчики не были ознакомлены с внешним видом ранее засекреченных моделей, и во время атаки Покрышкин не сумел вовремя разглядеть красную звезду на камуфляжной раскраске Су­-2. Его пилот выжил, но штурман погиб. Через два дня над Москвой средствами ПВО была обстреляна уже группа нераспознанных советских бомбардировщиков, возвращавшихся с боевого вылета. Это была первая воздушная тревога в столице СССР с начала войны.
     ...Когда началась Великая Отечественная война, А.М. Копичевой было десять лет. Ада Михайловна ушла из жизни несколько лет назад, но ее воспоминания о военном времени записаны педагогами Устье-­Угольской школы и опубликованы в сборнике «Память, опаленная войной». Среди прочего Ада Михайловна рассказывает об интересном случае «дружественного огня» защитников села Никольское.
     Железнодорожный мост через реку Шексну (сейчас он демонтирован и на этом месте находится автомобильный мост, трасса Вологда ­- Новая Ладога) в годы войны был важным стратегическим объектом. Авиация противника регулярно совершала налеты на стратегические объекты, и в первые месяцы войны немецкие самолеты пролетали и над селом Никольским. Мост немцы не бомбили, так как были твердо уверены в своей победе. Северная железная дорога была им нужна, так как она связывала Москву и Ленинград, через Вологду выходила на Свердловск, а в северном направлении связывала с  Мурманском и Архангельском.
     ­ - Облёт моста немцы совершали по ночам, убеждаясь в его сохранности, -­ вспоминала А.М. Копичева. ­- Самолёты с оглушительным рёвом проносились над самыми крышами спящего посёлка. Сон пропадал начисто! Мы сжимались от страха, думали: «Вот сейчас ради забавы сбросит на наши головы бомбу и всё – жизнь кончилась!» Сделав несколько кругов, самолёты улетали. А мы продолжали прислушиваться – не вернутся ли?»
     Наглое поведение немецких самолетов изменилось с того момента, как в конце 1941 года были сформированы Рыбинско­-Ярославский дивизионный район противовоздушной обороны (ПВО) и Череповецко-­Вологодский дивизионный район ПВО, который состоял из трех зенитных артиллерийских дивизионов, трех батальонов воздушного наблюдения, оповещения и связи, двух батарей зенитной артиллерии малого калибра и зенитных прожекторов. Теперь немецкие самолеты могли безопасно летать лишь на высоте 7-­8 км.
     Возле железнодорожного моста через Шексну тоже стояли зенитки.
     А.М. Копичева рассказывала:        
   ­ - Зенитчицами были девчонки 17-­19 лет, наспех  обученные. Они и подбили наш самолёт, который ночью на малой скорости сопровождал какой-­то важный груз, следовавший в сторону Ленинградского фронта, охраняя его с воздуха. Лётчику удалось посадить подбитую машину, по рации он связался с аэродромом. Утром со стороны Чёбсары пришла дрезина с платформой, на нее самолет и погрузили.
     Как увозили подбитый самолет, видели многие жители села Никольское, а подробности этой истории Аде Михайловне рассказал ее брат, который работал в Пришекснинском военкомате.
     Как следовало из рассказа брата Ады Михайловны, казус случился как раз из-­за секретности груза. Обычно зенитчиков предупреждали о пролетах наших самолетов, а тут не сообщили, так как боялись радиоперехвата. И зенитчицы были невиноваты -­ кто же знал, что эти плохо обученные девчата окажутся «ворошиловскими» стрелками. 
Алексей ДОЛГОВ.
Фото из сети Интернет.
Статья опубликована в газете "Звезда" от 30.12.2017
 
P.S. Есть мнение, что такая история вряд ли могла быть, и в ночное время самолетам ни к чему было сопровождать железнодорожный состав. Документальных подтверждений этой истории нет.

Еще новости

Реклама